ТВС-анонс № 15 (12 апреля) 2006 г. 


«Доктор, главное - чтобы синяка не было»

 

репортаж

 

Пятница. Восемь часов вечера. На станции скорой помощи Белогорска пересмена. Кабинеты и коридор оживают. Везде слышатся голоса, но минут через тридцать все стихает. Люди в белых халатах уехали на вызовы. Тоже самое и в девять часов утра, и в два часа ночи. Но это не удивляет. В прошлом году в скорую помощь Белогорска из каждой тысячи жителей обращались 600 человек. По России этот показатель почти вдвое меньше - 318. В целом за 2005 год белогорцы вызывали скорую помощь примерно 41 тысячу раз. Корреспондент «ТВС-анонса» Ольга Киргинцева испытала на себе «прелести» работы медиков скорой помощи, съездив на несколько вызовов.

фото Ольги КиргинцевойВ тишине пустующих кабинетов исключение составляет диспетчерская. Здесь все 24 часа в сутки кипит жизнь. Несколько раз диспетчер берет трубку, но в ней слышится тишина.

- Наверное, дети играют, - спокойно говорит она.

Все звонки диспетчер принимает одинаково. Записывает данные: жалобы пациента, фамилию, имя, отчество, адрес, телефон, степень родства звонящего. И решает, какую бригаду следует отправить к пациенту. В скорой помощи работают специальная (реанимационная), детская и линейная бригады. У каждой из них свое предназначение. Даже вопрос о том, есть ли кодовый замок на подъездной двери, не напрасен. От этого зависит скорость прибытия и, следовательно, оказания медицинской помощи.

На звонок мамы семнадцатилетнего юноши отреагировала четвертая бригада. Врач Виктор Погребниченко и фельдшер Наталья Халиман, в отличие от других бригад, работали в полном составе. В скорой помощи Белогорска не всегда такой расклад сил. Врачами штат неотложки укомплектован только на 54 процента. Из 42 необходимых докторов работают только 23. На 40 фельдшеров их не хватает.

Когда скорая подъехала к дому и бригада вошла в темный, неосвещенный подъезд, их встретила встревоженная мама. Ее сыну на тренировке по баскетболу стало плохо, и он упал. Что было дальше, он не помнит, но до дома добрался сам. После укола и обработки ран с подозрением на сотрясение головного мозга пациента отвезли в травматологический пункт.

По дороге Наталья Халиман вспомнила о своем первом рабочем дне в скорой помощи.

- Я сильно переживала, у меня дрожали руки, было тяжело сконцентрироваться. Тогда Виктор Егорович мне сказал: «Запомни, что бы ни происходило, пусть даже бомбы вокруг летают и разрываются, нужно спокойно выполнять свою работу».

Теперь Наталья Халиман профессионал. Действия врачей на вызовах четки, уверенны, без лишней суеты. При этом медики предельно вежливы. Грубого слова пациенты в тот вечер от них не слышали.

Мама юноши, которая в травматологии немного успокоилась, рассказала, что она не хотела вызвать врачей скорой помощи.

- Я просто хотела поинтересоваться, что делать при тошноте, а врачи очень быстро приехали сами. Буквально через пять минут после моего звонка.

На следующий вызов, который наиболее характерен для медиков скорой помощи, бригада отправилась сразу же. Узнав по рации, с чем он связан, Наталья Халиман отметила:

- Это действует закон парных случаев. Если первый вызов - травма, то и второй будет травмой. Если первый пациент - молодой, то и второй - тоже.

Так оно и получилось. Двадцатитрехлетний Константин лежал с пробитой головой и подбитым глазом в состоянии алкогольного опьянения. Его травма была серьезной: небольшая, но глубокая. Но, казалось, не она тревожила Константина.

- Доктор, главное - чтобы синяка не было, - сказал он.

На это врачи смогли только развести руками и ответить, что «пластическая хирургия - не в их компетенции». После того, как рана Константина была обработана, а на его голове возникло медицинское чудо - «шапка Гиппократа», его отвезли в травматологию. Там бригада скорой помощи встретила своего недавнего первого пациента, которым только начали заниматься. А скорая уже привезла второго.

Третий вызов был пострашнее: психоз молодого мужчины.

- Вот такая у нас работа. Никогда не знаешь, что тебя ждет. Кто знает, что сейчас у него на уме. Но сегодня не страшно, я с доктором. Ведь у нас многие фельдшеры ездят поодиночке. А случаи бывают разные: и накидываются с кулаками, и с топором. Тогда приходится очень быстро убегать, - рассказывает Наталья Халиман.

Прибыв на место, медики узнали, что скорую вызвали родители, а сам пациент против каких-либо процедур. Врач приложил максимум усилий и психологических знаний, чтобы уговорить мужчину успокоиться и принять лекарство. Однако тот отказывался и в присутствии свидетелей подписал отказ от медицинской помощи.

На четвертый вызов ехали спокойно, так как это был «постоянный клиент». Пожилая бабуля ежедневно вызывает скорую, жалуясь на давление. Такая растрата физических и материальных сил в скорой помощи не приветствуется: врачей мало, да и с машинами напряженка. По словам Натальи Халиман, мы ездили на машине супер-класса, но таких в скорой мало.

- Здесь работают еще РАФы, которые выработали уже не один свой срок. В них едешь и землю видишь, - позже рассказала заместитель главного врача станции медицинской скорой помощи Белогорска Нина Ворфоломеева. - Эта проблема особенно актуальна зимой, когда лечебные растворы врачи везут как высшую драгоценность, укутывая их в своей одежде. В тридцатиградусный мороз они превращаются в ледышку.

Ситуация медиков осложняется тем, что с 1 марта городская скорая выезжает в район. Машин на город и район не хватает. Поэтому Нина Ворфоломеева предложила депутатам горсовета выделить скорой помощи дополнительный пост медицинской помощи, специально для выезда в села. Однако пока предложение осталось лишь предложением. И скорая пытается справиться с проблемами собственными силами.

Приехав на вызов, врач измерил давление и объяснил пациентке, что «нераспечатанные лекарства, которыми засыпан весь ее стол, необходимо пить, а не любоваться ими». Выйдя из дома, доктор сказал, что «для бабули, которая живет одна, скорая помощь - «луч света в темном царстве».

Так начался «банно-стаканный день» скорой помощи. Именно этим термином медики в своем кругу называют время с пятницы до утра понедельника. По словам старшего врача Сергея Олексика, такой график работы могут выдержать только фанатичные люди, преданные своему делу.

Наверх / Назад