ТВС-анонс № 20 (17 мая) 2006 г. 


Алкогольный рынок отрегулировали

 

В любом государстве есть свои правила игры, которые выполняют производители алкогольной продукции, оптовики и розничная торговля. Хочешь участвовать в производстве и обороте алкогольной продукции - пройди определенную процедуру, такую как регистрация, получение лицензии и т. д., и можешь спокойно работать. Безусловно, необходимо платить законом установленные налоги и сборы. Теневым дельцам и кустарным производителям алкоголя эта схема не подходит. Советник налоговой службы РФ второго ранга Управления ФНС РФ по Амурской области Галина Быстрова рассказала корреспонденту «ТВС-анонса» Марии Шараповой об изменениях в Законе «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции», который вступил в силу с 1 января 2006 года и призван помочь властям еще жестче бороться с нелегальными участниками этого рынка.

 

- Что изменилось на алкогольном рынке?

- Во-первых, с нового года кардинально изменился порядок регулирования законности производства и реализации алкоголя. Акцизные склады упразднили, а стало быть, отпала необходимость и в региональных специальных марках. С первого января алкогольная продукция крепостью более девяти процентов, производимая на территории России, маркируется федеральными специальными марками. Маркировка алкогольной продукции отечественного производства иными марками не допускается.

В штрих-коде новой марки зашифрован большой объем информации: например, данные об изготовителе, его местонахождение, объем продукции и т. д. Все данные о маркировке алкогольной продукции заносят в единую государственную автоматизированную систему контроля за алкоголем. То есть при проверке это позволит мгновенно выявить неучтенную или поддельную водку. Однако пока наличие на полках магазина бутылок с марками старого образца отнюдь не означает, что владелец торговой точки нарушает закон.

www.photobank.ru- А что делать с алкогольной продукцией, промаркированной до 1 января 2006 года?

- Такую алкогольную продукцию продавцам необходимо реализовать до 1 июля 2006 года. Что же касается производителей, то они уже используют федеральные марки нового образца, а также федеральные специальные марки старого образца с носителем информации. Алкогольная продукция, промаркированная такими марками, считается в легальном обороте без срока ограничения. Марки приобретаются организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, в налоговых органах. Алкоголь импортного производства по-прежнему маркируется акцизными марками, которые приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

- Изменения в законодательстве поменяли и порядок выдачи лицензий на виды деятельности, связанной с алкоголем. Какие сегодня требования к производству и обороту алкогольной продукции?

- Производство и оборот за исключением розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие уставный капитал в размере не менее чем 10 миллионов рублей.

Производство водки вправе осуществлять организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее чем 50 миллионов рублей.

Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом алкогольной продукции, организация в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального Закона 171-ФЗ должна представить в лицензирующий орган пакет документов - это заявление о выдаче лицензии, копии учредительных документов, заключения госорганов о производственных и складских помещениях организации, документы, подтверждающие наличие у организации уставного капитала и т. д. Новый порядок выдачи лицензий отменил представление заключений внутренних дел об оснащенности организации средствами охранной сигнализации и заключения о соответствии производственных и складских помещений требованиям техники безопасности.

Кстати, следуя изменениям закона, все организации, уже имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями закона и оформить новые лицензии до 1 июля 2006 года.

Изменения коснулись также и размеров сбора за выдачу лицензий на осуществление деятельности, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции. Сборы установлены фиксированной суммой (до этого они устанавливались количеством минимальных размеров оплаты труда). Например, размер сбора за лицензируемый вид деятельности, связанный с производством, хранением и поставками произведенной алкогольной продукции, составляет 3000000 руб. (раньше это было 500 МРОТ); размер сбора на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции составляет 250 000 руб. (ранее составлял 500 МРОТ).

Для организаций, осуществляющих оптовый оборот алкогольной продукции, затрат стало намного меньше - сбор уплачивается только за вид деятельности и не зависит от числа территориально обособленных объектов, тогда как до 1 января 2006 года организации, занимающиеся производством или продажей алкоголя, платили 500 МРОТ за каждый территориально обособленный объект и за каждый год действия лицензии.

Кроме того, с нового года в случае отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере, равном 1000 рублей.

- За что организацию могут лишить лицензии?

- Лицензия на производство и оборот этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления налогового органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке являются: обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения лицензии; поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, не имеющим соответствующих лицензий и уведомлений; оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со ст. 12 Федерального Закона N 171-ФЗ либо с поддельными марками; невыполнение решения налогового органа о приостановлении лицензии и др. Обращаю внимание, что перечисленный мной перечень нарушений, за которые аннулируются лицензии, не является исчерпывающим. Полный перечень нарушений, за которые приостанавливаются, аннулируются лицензии, приведен в статье 20 Федерального Закона 171-ФЗ, и каждый участник алкогольного рынка обязан его знать.

- Существенные изменения внесены также в порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования алкоголя.

- Декларированию подлежат объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Декларации представляются в Управление ФНС России по Амурской области ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Если действие лицензии было приостановлено, а затем возобновлено, то декларации представляются в течение трех месяцев ежемесячно (за отчетный месяц), в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца, начиная с месяца, в котором было возобновлено действие лицензии.

Декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в формате, утвержденном Федеральной налоговой службой. Также декларации можно направить и почтой с описью вложения. При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Копии деклараций представляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

- Новый закон отменил квотирование закупок этилового спирта. Как теперь осуществляется закупка?

- С 1 января 2006 года закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции осуществляется при условии представления уведомления. Уведомления представляются в Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области организациями до осуществления закупки этилового спирта (в том числе денатурата) или нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции по каждому виду закупаемой продукции раздельно с указанием объема. Необходимо отметить, что уведомления представляются в Управление ФНС России по Амурской области на бумажном носителе в трех экземплярах или в электронном виде, а сам порядок представления уведомлений и их форма утверждены постановлением правительства от 31 декабря 2005 года N 857.

Еще один очень важный момент то, что Федеральный Закон N 171-ФЗ дополнен статьей 10-2, устанавливающей, что оборот этилового спирта и алкогольной продукции законен лишь при наличии целого пакета документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Наверх / Назад