ТВС-анонс № 21 (24 мая) 2006 г. 


Беспризорник

 

криминал

 

Недавно Министерство образования и науки сделало на своем сайте признание: в России насчитывается около 800 тысяч детей-сирот, беспризорников и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть ли такие дети в Белогорске? Бесспорно, и в этом мы не отстаем от других городов Приамурья. Грязные и голодные, они давно стали неотъемлемой частью улиц, как частные кафе и магазины. По мере возможности их отправляют в детские дома и приюты, ставят на учет в детскую комнату милиции. Но неизвестно, насколько эти методы эффективны.

В прошлом году было выявлено и поставлено на учет около 200 несовершеннолетних, более 50 из них - условно осужденные. Но как отмечают сотрудники правоохранительных органов, криминогенная обстановка в подростковой среде в Белогорске остается сложной. Основное количество преступлений среди несовершеннолетних совершают беспризорники, то есть дети, оставшиеся без присмотра родителей и большую часть времени проводящие на улицах и в подвалах.

… Четырнадцатилетний Антон Кораблев - лишь один из них. Зимой в группе таких же мальчишек его можно было видеть в центре города около рынка или магазинов. Промышлял подросток попрошайничеством, был одет в потрепанную куртку из кожзама и огромные, стоптанные ботинки не по размеру. Продавцы одного из расположенных на рынке магазинов откровенно жалели подростка. Каждое утро Антон приходил к ним завтракать. Его провожали в подсобку и кормили тем, что приносили из дома себе на обед.

Уличный рыжий мальчишка, на вид самый младший в компании беспризорников, но зато самый шустрый. Чаще всего именно он был «заводилой» и в кругу своих товарищей пользовался уважением. Антон придумал, как переговариваться между собой, чтобы взрослым было непонятно, о чем они говорят. Многие подростки называют этот язык «соленым». Это когда после каждой гласной в слове добавляется буква «с» и такая же гласная, как и предыдущая. К примеру, слово пакет «по-соленому» будет «пасакесет». Такая, на первый взгляд, безобидная игра помогала беспризорникам действовать сообща и почти всегда удачно.

11 января Антон вместе с товарищами, как обычно, клянчил деньги около рынка. На другой стороне дороги он увидел пожилую женщину. Как выяснилось позже, это была медработник городской больницы Надежда Кураженко. В тот день она возвращалась с дежурства и по пути зашла в магазин за продуктами. Пакеты с покупками оказались тяжелыми. Надежде пришлось останавливаться через каждые несколько метров. Это и привлекло беспризорников.

Подростки перешли дорогу и окружили женщину. В это время она в очередной раз остановилась передохнуть, поставив пакеты на землю. Антон попросил ее подать что-нибудь покушать. Надежда отреагировала агрессивно и стала ругать уличных мальчишек. В свою очередь, Антон, следуя внезапно возникшему умыслу, схватил один из пакетов и побежал, при этом прокричав товарищам что-то на непонятном для женщины языке. Остальные подростки, что называется, бросились врассыпную. По словам Надежды, все произошло мгновенно, она поняла, что случилось, когда мальчишки уже скрылись из виду в ближайшей подворотне. Во время следствия Надежда Кураженко рассказала, что в пакете находилось пять банок тушенки общей стоимостью 125 рублей, а также медицинский халат, в кармане которого было 300 рублей.

… Можно сказать, Антону повезло. От колонии для несовершеннолетних его спасло постановление Государственной Думы от 19 апреля 2006 года «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием Государственной Думы в России». Согласно этому документу все уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу вышеназванного постановления в отношении подозреваемых до 16 лет и предусматривающие наказание до пяти лет лишения свободы подлежат прекращению. О чем и ходатайствовал защитник обвиняемого.

Из материалов уголовного дела стало известно, что ранее Антон Кораблев к уголовной ответственности не привлекался. Из представленных в суд документов выяснилось, что подросток является инвалидом, имеет постоянное место жительства и родителей, которые не лишены родительских прав.

Выслушав стороны и проверив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленное ходотайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования подлежит удовлетворению…

И Антон снова вернулся на улицу, занявшись привычным для него промыслом - попрошайничеством. В совершении грабежей больше замечен не был, а с наступлением весны и вовсе куда-то пропал с рынка. Продавцы магазина, в котором Антон завтракал, надеются, что его родители-алкоголики «взялись» за ум. Что мало вероятно...

Анна Нурадилова
Имена и фамилии изменены. Материалы уголовного дела

представлены помощником прокурора г. Белогорска Ириной Волошиной

Наверх / Назад