ТВС-анонс № 26 (28 июня) 2006 г. 


Души гибнут «за металл»

 

ситуация

 

От редакции: в школах Белогорска закончились выпускные экзамены, прошли прощальные балы (подробнее на стр. 6, 7). Но как водится, не для всех праздник стал радостным. Сегодня мы публикуем письмо читательницы, которое, наверняка, вызовет некий общественный резонанс. Редакция намеренно изменила имена главных героев, автора и не обозначает школу, о которой идет речь в письме. Мы полагаем, что здоровое учительское сообщество Белогорска способно справиться с теми проблемами, о которых идет речь в письме. Мы также будем признательны за конструктивные отклики на него.

www.photosight.ru«Самый главный и самый волнительный момент для выпускников - вручение аттестатов - остался в прошлом. Задолго до этого в школах начались «битвы за металл», за золотые и серебряные медали. В этом спектакле свои роли сыграли все, кроме самих учеников. Школьники продолжали учиться в меру своих способностей. Это позже, при вручении аттестатов, оказалось, что средние способности «потянули» на «золотые» и «серебряные», а способности выше средних превратились в посредственные. Сегодня по этому поводу я хочу поделиться своими наблюдениями и личным опытом родительницы выпускника.

Классный руководитель.

Как в хореографии «все начинается с фуэте», так в жизни каждого ребенка-школьника все начинается с классного руководителя, который играет огромную роль если не в формировании личности, то в формировании отношений в классном коллективе и учебной дисциплины уж точно. Особенно, если классное руководство совмещено с преподаванием профильного предмета в подопечном классе. В пятом классе, при «взятии курса на точные науки», мы оказались в 5-м «Б» одной из белогорских школ. И были очень рады, что классный руководитель и преподаватель профильного предмета - одно и то же лицо. Кому как не ей знать способности каждого и культивировать знания по способностям. В том же году, на одном из первых родительских собраний, Лариса Петровна (имя отчество изменено, - ред.) объявила, что в классе должны быть отличники, не меньше одного, а то и двух. Сказала, что пока претендентов несколько, но кто выделится особо, покажет время. Меня, как родителя, искренне верящего в силу знаний и святость профессии Учитель, ничего тогда не насторожило. А зря. Другие родители, по-земному относящиеся к образовательному процессу, видимо, уловили тонкость намека, и «гонка за металл» взяла старт.

Возможно, некоторые читатели воспримут это как бредни обиженного родителя. Ваше право. Но есть определенные факты. Например, ситуация, когда учитель не объявляет о полученных на уроках оценках, а озвучивает их лишь в конце четверти (когда практически нет шансов их исправить) - очень удобная ситуация для «игры в поддавки». Особенно в выпускном классе, где оценки ставятся по полугодиям. Самостоятельно посмотреть в журнале оценки в нашей школе достаточно сложно. Только с классным руководителем. А он не всегда заинтересован в том, чтобы ребенок вовремя знал свои оценки. Пример из жизни.

Ученик: - Лариса Петровна, откуда у меня столько четверок?

Лариса Петровна: - (пожимает плечами) Ну, не знаю, на уроках так работала…

Ученик: - Давайте я самостоятельную какую-нибудь напишу, зачет сдам, я могу их исправить.

Лариса Петровна: - Работай на уроках, а там посмотрим…

Отработать на уроках сюрпризом появившиеся четверки практически нереально за несколько дней до окончания полугодия. ЧТО МОЖЕТ ДОКАЗАТЬ РЕБЕНОК в такой ситуации? Ребенок, реально претендующий на отличную отметку. Ничего.

Еще пример. В нашем профильном классе достаточно способных ребят, НО на предметные олимпиады педагог направлял учеников по СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ.

Был момент, когда мой ребенок в среднем звене стал участником школьной олимпиады и набрал самый высокий балл - среди своей параллели, оставив позади одноклассников-отличников (есть свидетельство - грамота). Больше никогда ни в каких олимпиадах он не участвовал. Участвовали другие, которые никогда призовых мест не занимали даже на городском уровне. По словам начальника комитета по образованию, делам молодежи, физкультуре и спорту Л. А. Григоровой, изначально рекомендуют к участию в олимпиадах именно педагоги-предметники.

Возникает вопрос: - Почему из достаточного количества детей, способных защитить честь класса и школы рекомендуют к участию в олимпиаде не самых достойных?

Предполагаемый ответ (версия автора): - Так захотел учитель, не по знаниям, а по отношению. К тому же делалось все возможное для того, чтобы способные дети становились «фоном» для менее способных, но претендующих на медаль.

Окончательное разочарование пришло в девятом классе, когда классный руководитель на просьбы учеников выехать на каникулах в Благовещенск ответила: - За те деньги, которые мне доплачивают за классное руководство, я должна зад от стула отрывать не более двух раз в год.

Вопрос: - Почему не отказаться от такого накладного классного руководства?

Предполагаемый ответ (версия автора): - Выгодно. (Последний пример: наш классный руководитель оценил память о нашем выпуске как изделие 583 пробы стоимостью 3400 рублей).

Так как движением «не больше двух раз в год» классных проблем не решить, идут некоторые педагоги по пути «иерархического управления». То есть поощряют деление класса на группы, и одну из групп всячески поддерживают, наделяя управленческими полномочиями. Этакая легкая имитация «дедовщины».

Вопрос: - Тем шести ученикам, которые наделены определенными функциями управления удобно и хорошо. А остальным?

Предполагаемый ответ: - Кому как. Но обстановка в классном коллективе, где пытаются «усмирить» непокорных, где назначаются «стрелки» после школы, на оценках положительным образом не сказывается.

Со временем мы поняли, что с классным руководителем нам очень не повезло и как с педагогом, и как с предметником. До сих пор остается загадкой: как посредственных учителей определяют вести профильный класс? Но менять что-либо в десятом классе мы не решились. А зря…

Педагоги

Разные. В нашей школе, как и везде. Есть глубокие профессионалы, с творческим подходом к преподаванию и любовью к детям. Есть принципиально не принимающие от детей и родителей никаких подарков, ставя во главу угла только знания и ничего больше. Есть такие, которые, придя в класс, заявляют: - Больше тройки вы у меня не получите.

Вопрос: - Каким образом у таких педагогов дети получают-таки пятерки?

Предполагаемый ответ: - Дипломатия - великая вещь. Всегда можно договориться.

Директор

Так случилось, что директор школы присутствовал при моем разговоре с высокопоставленным чиновником. Речь шла об образовании вообще и ситуации в классе моего ребенка, в частности. Чиновник сказал: - Да заплати кому надо и не мотай нервы!

Директор промолчал.

Экзамены

Экзамены - лакмусовая бумажка всего образовательного процесса. И никакое тестирование нам не страшно, если преподаватель пишет нужное на листочке и дает списать. www.photosight.ruНичего нет страшного в экзаменах, когда с родителями так легко находят общий язык представители коллектива школы.

Вопрос: - О чем, интересно, шушукаются педагог и родитель? Неужели о пятне на пиджаке экзаменатора?

Предполагаемый ответ: (версия автора) - О цене знаний. По неофициальным данным, пятибалльная оценка стоит пять тысяч, четыре балла, соответственно, четыре. «Неофициальные данные» сообщали даже о возможности выправить для аттестата о среднем образовании некоторые оценки за 9 класс. Насколько это реально, наверное, знают неофициальные лица. Хотя и официальным пора бы внимание обратить. А то получается игра в одни ворота. Мы тут сами себе вопросы задаем, сами отвечаем. Неплохо было бы комментарий компетентного лица почитать.

Выпускной

Мы купили красивый наряд. Сдали по 800 рулей на подарки и организацию. Привели себя в праздничный вид и настроились на хорошее. Но когда стало очевидно, что «в битве за металл» победили не только знания, но что-то другое, одолело ощущение обиды и беспомощности. В голову полезли разные мысли об элементарных чести и совести, о современных приоритетах, о будущем страны, если хотите… О том, что если взрослый человек с трудом сдерживает отрицательные эмоции, то что испытывают в этот момент сами ребята. Моему ребенку, получившему в аттестате по профильному предмету четверку, по этому же предмету в Центре развития образования вручили сертификат с отличием. От подачи заявления на апелляцию он отказался, заявив: «Моя четверка «круче» многих пятерок будет».

Глава города

В конце каждого учебного года глава по традиции чествует медалистов. Всех. Отслеживать качество знаний - не его компетенция.

Начальник комитета по образованию, делам молодежи, физкультуре и спорту

Однажды пообещала пригласить на госэкзамены в качестве наблюдателей независимых людей. Забыла?!

Постскриптум

В каждой капле горечи есть драгоценный жизненный опыт. Получив такой драгоценный образовательный опыт в школе, мой ребенок наотрез отказался поступать в одно из учебных заведений Благовещенска. В вуз, нивелирующий свой образовательный уровень объявлениями типа: «Требуется экономист (или юрист). Выпускников такого-то вуза просьба не беспокоить»

Разбросанные камни рано или поздно придется собирать».

Екатерина Быстрова

Наверх / Назад