ТВС-анонс № 28 (12 июля) 2006 г. 


Дом, который построили не мы...

 

традиции

 

Всего несколько дней отделяют нас от дня рождения Белогорска. Даты, хоть и некруглой, но вполне достойной того, чтобы в городе быть празднику. И он обязательно состоится. Заканчиваются последние приготовления к нему.

 

Котлован и несколько бревен - вот все, что к 146-й годовщине осталось от первого дома Белогорска (фото Маргариты Илющенко)Простые горожане эту дату без внимания тоже не оставляют. Жильцы нашего дома, к примеру, своими руками отремонтировали и покрасили скамейки. Навозили землю на клумбы, а потом засадили их цветочной рассадой. Выкрасили сочной разноцветной краской горочки. И дворик разом преобразился. Стал привлекательнее и чище.

В день рождения Белогорска мы будем вспоминать тех, кто основал наш город. И вновь прозвучат фамилии первых переселенцев Могильниковых, Третьяковых и Путиловых. Сегодня уже трудно сказать, почему именно этот участок заросшей вековыми кедрами тайги возле речки Томь приглянулся этим людям. Но вот уже почти полторы сотни лет он остается Родиной для многих живущих здесь поколений.

Более десяти лет назад моя подруга, знакомя меня, только приехавшую в Белогорск, с местными достопримечательностями, показала потемневший деревянный домик: «Это первый дом Белогорска». Именно от нее услышала я тогда и фамилию первого переселенца Третьякова, построившего себе жилище без единого гвоздя.

Вы видели Томь? Не ту, на которой сегодня стоит большой университетский центр Томск, а ту, в которой можно утонуть лишь при большом желании или полном отсутствии ума и памяти. Так вот, эта мелкая сегодня речушка когда-то заливала окрестные берега до такой степени, что пришлось дом Третьяковых, стоявший у воды, перенести на другое место. Его перенесли, и он потерял свой первоначальный вид. А потом пришли новые времена. И пусть не обижаются на меня потомки Андрея Третьякова, но рукотворное творение их родственника в последние годы было похоже на сарай. Я не случайно пишу все это в прошедшем времени. Потому что сегодня этого дома уже нет. На его месте зияют развалины, а чертополох затягивает некогда ухоженный и удобренный участок.

Когда я пришла фотографировать этот дом и увидела то, что осталось от когда-то главной исторической достопримечательности города, то была в шоке. Может, потому, что, задумав к Дню города написать материал о потомках семьи Третьяковых, меньше всего ожидала такого результата. Я планировала встретиться с теми, кто до сих пор жил в этом домике. Моя память хранит и блистательный доклад о своей родословной ученицы четвертой школы Кати Третьяковой на прошлогодней городской краеведческой конференции. Тогда эта большая исследовательская работа получила высокую оценку на областном уровне. А еще мне посчастливилось побывать в этом доме. Совершенно случайно, во время Всероссийской переписи населения. Запомнились широченные деревянные половицы. Вы не поверите, они были шириной сантиметров восемьдесят. Я тогда еще удивилась: «Это каким же было дерево, из которого их сделали?»

И вот дома нет. И уже не будет никогда. Пару лет назад шли разговоры о том, чтобы домик выкупить у его бывших владельцев и переоборудовать под музей. Хозяева даже обращались с таким предложением к властям. Но денег в городской казне на эти цели не нашлось. То ли чиновники потратили средства на более полезные цели, то ли постеснялись обратиться к городским предпринимателям за спонсорской помощью.

Не пришла никому из чиновников идея выйти с предложением о приобретении дома к депутатам городского Совета.

В общем, в списке общественно значимых для Белогорска дел нашлось место для тротуарной плитки на центральной площади города, строительства фонтана, дружественных визитов за границу и праздничных фейерверков. А вот места для решения вопроса о судьбе первого городского дома не оказалось. Как не нашлось ни денег, ни желания их искать. Все разговоры о нем так и остались пустым звуком.

А нынешней весной первый дом Белогорска продали. Новый хозяин разобрал его и вывез стройматериалы в неизвестном направлении. По слухам, сегодня на этом участке планируют пострить капитальные гаражи.

Живущий по соседству Станислав Кожемяка рассказывал, что дом разбирали обычным гвоздодером. Подцепляли снизу каждое бревнышко, и оно отлетало, как бутылочная пробка.

- Я был поражен, - говорит Станислав Петрович, - дому больше ста лет, а ни одной гнилой доски. Он был такой сухой и теплый, что все соседи удивлялись. Стоять бы ему и стоять. Как только власти допустили такое безобразие!

Сегодня многие белогорцы помнят своих предков. Рисуют свои генеологические древа, собирают информацию о дальних родственниках. Честь им за это и хвала. Вот только родовое гнездо первых переселенцев, самый старый дом Белогорска на улице Набережной сохранить не смогли. А городские власти, судя по всему, просто не захотели.

Сейчас уже поздно посыпать голову пеплом и искать виноватых. Поезд ушел. А вместе с ним на одно памятное местечко в городе стало меньше.

Так что, с днем рождения, Белогорск! Долгие тебе лета!

Светлана Севостьянова 

Наверх / Назад