ТВС-анонс № 30 (26 июля) 2006 г. 


Покупатель не всегда прав

 

общество

 

Традиционно День торговли и общественного питания по всей России празднуется в четвертое воскресенье июля. Но белогорских работников сферы обслуживания чествовали в пятницу, 21 числа, в КРЦ «Кристалл». Праздничный концерт, организованный отделами по экономической политике и культуре администрации Белогорска, порадовал всех присутствующих в зале. Они с сожалением отметили, что праздник бывает раз в году. Все остальное - рабочие будни. Корреспондент «ТВС-анонса» Ольга Киргинцева выясняла, насколько тяжел труд продавца и какие нарекания вызывают у них покупатели.

В этом году День торговли праздновался уже в сороковой раз. За это время праздник из профессионального превратился в народный. Ведь теперь торгуют бывшие инженеры, учителя, врачи. Одни - чтобы стать богаче, другие - чтобы свести концы с концами, третьи находят в этом свое призвание.

Торжество в «Кристалле» началось с просмотра на большом экране слайдов торговых центров и магазинов города. Сегодня в Белогорске насчитывается около трехсот магазинов, ста семидесяти организаций мелкорозничной сети и пятьдесят два предприятия общественного питания. Приблизительно 300 человек заняты в сфере общественного питания, более 2000 - в торговле.

Иллюстрации магазинов сменились показом красиво оформленных пирожных и тортов. Вид яств вызывал желание их попробовать. Тем более, что время было обеденное. Некоторые из сидящих в зале, особо не смущаясь, начали смачно причмокивать.

Тем временем, организаторы мероприятия приступили к церемонии вручения почетных грамот за достойный вклад в экономическое развитие города. Лучшими стали 29 директоров, заведующих и продавцов предприятий.

Чествовали в этот день и ветеранов торговли - людей, проработавших в этой сфере не один десяток лет. Их пригласили на сцену и под общие аплодисменты вручили подарки и цветы. Официальная часть мероприятия сопровождалась концертом вперемежку с поздравлениями.

- Ваша работа напрямую связана с людьми, - отметила замглавы по экономическим и финансовым вопросам Ирина Туманова. - От вашего профессионализма зависит настроение, с которым человек выйдет из магазина или кафе. Поэтому желаю вам терпения, доброты, стабильности в жизни, благосостояния вам и вашим покупателям.

Профессионалы согласились с таким мнением, но в приватной беседе поделились собственными мыслями. По их словам, терпение необходимо, но важнее вежливость, причем обоюдная. Правда, вежливых клиентов попадается почему-то немного.

- Покупатели такие вредные. Часто грубят, - в сердцах рассказала продавец канцелярских товаров с большим опытом работы. - К каждому нужен свой подход, но не всегда удается вовремя сориентироваться. Люди должны понимать, что мы на работе и устаем так же сильно, как и они. Порой ни рукой, ни ногой шевелить не хочется.

Не меньше обижает продавцов замкнутость покупателя. Каждый из них сталкивался с ситуацией, когда предложенная ими помощь воспринималась в штыки.

- Складывается впечатление, что продавец и покупатель, как мужчина и женщина, - заметила одна из продавцов, - как будто мы обитаем на разных планетах и говорим на разных языках.

Продавцы говорят, что такие ситуации, как правило, типичны. Пришедший в магазин покупатель пристально рассматривает витрины. Продавец, заметив колебания клиента, от чистого сердца предлагает свою помощь, но нарывается на колкий взгляд и не вежливый ответ:

- Если меня что-то заинтересует, я спрошу сам.

- Но ведь я хочу помочь из лучших побуждений, - оправдывается продавец. - Товаров сейчас много, и не всегда сходу удается выбрать лучшее сочетание цены и качества.
Так, или почти так, слово за слово разгорается настоящий скандал, не нужный ни одной, ни другой стороне. Но... клиент всегда прав. Этим правилом, которое должны свято чтить представители сферы обслуживания, злоупотребляют многие покупатели. Иногда даже перегибая палку. При этом продавцы отнюдь не винят своих клиентов.

- Жизнь сейчас сложная, - говорят они. - Цены растут как на дрожжах. Естественно, людей это не радует. Он рассчитывал на одну сумму, а заплатил другую. Кому первому он выскажет свое недовольство? Продавцу.

И все же гнев покупателей часто оправдывается. Недобросовестных продавцов, которые стараются всучить доверчивым клиентам некачественный или просроченный товар, пруд пруди.

По сути, продавец - это столп, на котором держится торговля. В Европе и Америке доверие к представителям этой профессии велико, даже выше, чем к производителю. У нас продавцам и консультантам доверяют гораздо меньше, считая их заинтересованными продать подороже то, что похуже.

Если владелец предприятия ценит свой бизнес, то профессионализму своих работников уделяет максимум внимания. В особенности, устранению типичных ошибок в его поведении. Белогорцы причисляют к ним апатию, незнание товара, навязывание собственного мнения. Многие жалуются на нечестность продавцов, их постоянное стремление обсчитать и обвешать. Идеальный продавец, по их мнению, вежливый, грамотный специалист, знающий толк в своем деле. К тому же он никогда не торопит с выбором.

- Идеальные продавцы в Белогорске встречаются редко, - рассказывает одна из покупательниц. - В основном, в промышленных магазинах.

Ветераны торговли тоже высказывают претензии к продолжателям их дела.

- В советские времена нас учили так: от продавца должно веять свежестью, - рассказывает Екатерина Ананьева, проработавшая в сфере общественного питания почти всю жизнь. - На работу он должен приходить, как на парад: в выглаженной белоснежной блузке.

К тому же раньше с продавцами можно было задушевно поговорить и обсудить кучу вопросов. Хотя и в их работе не всегда все устраивало.

- Хочется, чтоб в глазах продавцов читался интеллект, а не только бытовые проблемы, - жестко высказывает свое пожелание покупатель.

Получается, что люди скучают по продавцам старой закалки, а обслуживающий персонал надеется, что их наконец-то начнут понимать. Компромисса до сих пор не найдено.

- Продавцы должны проявлять терпение, компетентность и встречать клиентов с доброй улыбкой, - говорит Ирина Туманова. - А покупатель должен заходить в магазин с открытым сердцем.

Наверх / Назад