ТВС-анонс № 31 (2 августа) 2006 г. 


На китайском языке жестов

 

дружба народов

 

Теперь амурчане, приезжающие в Хейхе, в случае необходимости могут обратиться за помощью в китайскую полицию, даже если не владеют языком. Об этом сообщают почти во всех туристических агентствах области. И уезжая в Китай, амурские туристы знают, что там в правоохранительных органах есть сотрудники, которые говорят на русском. Кроме этого, объясняют им, связаться с полицией возможно по экстренным телефонам. Номер полиции - 110, дорожной службы - 122. Эти номера доступны для набора с городских таксофонов, либо с мобильных телефонов с китайскими SIM-картами. Как говорится, докатились. В смысле додружились.

На деле оказывается, что не все так просто. Те, кто попадал в неприятные ситуации в Китае, рассказывают, что проблемы, возникшие у русских, местных полицейских волнуют мало. Поэтому на их помощь в разрешении ситуации особо надеяться не стоит. Впрочем, как в большинстве случаев и на сотрудников российского представительства. К примеру, в Хейхе в настоящее время трудятся только китайцы, плохо изъясняющиеся на русском. Двое российских работников представительства находятся в отпуске, и их никто не замещает.
- На языке жестов, вставляя слова на плохом русском и английском языках, нам пытался объяснить это один из сотрудников представительства в Хейхе, - рассказывает одна из жительниц Белогорска, недавно вернувшаяся из туристической поездки. - Большую часть дня мы с подругой простояли на улице около здания представительства, но разговаривать с нами отказывались. Из объяснений китайцев с трудом стало понятно, что «все в отпуске, и прийти нужно не раньше, чем через три недели». На улице лил дождь, деньги у нас украли. Вот так и стояли до самого вечера, пока не решились найти туристов из Белогорска, которые приехали в нашей группе и остановились в той же гостинице, что и мы.

Еще одному белогорцу повезло меньше. На прошлых выходных вместе с сестрой он делал покупки в одном из торговых центров Хейхе. По мнению мужчины, конфликтная ситуация, которая возникла у него с местными продавцами, была спровоцирована специально. В итоге, поездка в Китай вместо одного дня затянулась на трое суток.

- В торговом центре спор возник в одном из отделов, - рассказывает мужчина,- мы хотели развернуться и уйти, но нам не дали. Сестра стала кричать, звать полицию. Прибежала охрана, и сначала нас отвели в какое-то помещение при торговом центре. Китайцы нас в буквальном смысле окружили. Они кричали на своем языке, и мы мало понимали, что происходит.

Позже белогорцев отвели в полицейский участок. Переводчика, или китайского сотрудника полиции, который бы говорил на русском, там не оказалось.

- Вообще, с первых минут было ясно одно, - рассказывает участник конфликта из Белогорска, - продавцы, охранники и сотрудники местной полиции хорошо знакомы. При встрече они очень тепло поздоровались, чуть ли не расцеловались.

Все документы, удостоверяющие личность, у мужчины и его сестры сразу забрали. В участке их просили подписать какие-то протоколы на китайском языке. Но делать это белогорцы отказались, поставив подписи только под показаниями, которые написали сами.

- Дело «сфабриковали» быстро, - говорит мужчина, - привели какую-то китаянку с ссадиной на лбу и почти языком жестов объяснили, что мы виноваты в причинении ей телесных повреждений. Якобы, это сестра ударила китайку туфлей по голове. От такого поворота событий мы, честного говоря, просто опешили. Ведь это сестра позвала полицейских. В тот момент ее руки были заняты объемными пакетами с покупками, и ударить она просто физически не могла. Но объяснить это не представлялось возможным. По суровым китайским законам, нам грозил один год тюрьмы.

Большим везением считают белогорцы тот факт, что вечером этого же дня удалось беспрепятственно покинуть полицейский участок. Правда, документы им не отдали. Вернувшись в гостиницу, они позвонили знакомым в Благовещенск. Те связались со знакомыми китайцами в Хейхе, которые говорят на русском языке. В результате, ситуация разрешилась только к концу третьего дня пребывания в Хейхе после того, как русские «виновники» конфликта заплатили административный штраф в размере тысячи юаней и деньги на лечение «избитой» китайке в сумме пять тысяч юаней. Белогорцам пояснили, что все претензии они смогут предъявить по возвращении домой. Сейчас герои этой неприятной истории занимаются подготовкой необходимых документов для обращения в областной Департамент экономического развития и внешних связей.

О похожей ситуации рассказал еще один житель Белогорска. В Хейхе он провел больше недели, вернувшись с твердой уверенностью, что провоцирование конфликтов с российскими туристами в Хейхе поставлено на поток.

- Все эти номера экстренных телефонов в Китае для граждан России абсолютно бесполезны, - считает мужчина, - если уж попал в нехорошую ситуацию, рассчитывать стоит только на свои силы, помощь родственников и знакомых. Иначе удачи не видать.

Этому белогорцу грозило два года китайской тюрьмы. Семь дней он провел в одной из камер местного «СИЗО». И снова в разрешении конфликта посодействовали родственники мужчины. По его словам, больше ждать помощи было неоткуда. Вот только в его случае на лечение якобы пострадавшего в потасовке китайца полицейские потребовали компенсацию в размере десяти тысяч юаней. Кроме этого, были оплачены услуги русскоязычного китайца, который помог уладить конфликт, и выплачен административный штраф.

- Это у нас китайцы ведут себя по-другому, а там они у себя дома, - говорит житель Белогорска, - да и к преступлениям в отношении российских граждан правоохранительные органы не так строги. В этом я убедился. Меня содержали в одной камере с китайцем, который весной этого года участвовал в драке на международной дискотеке в Хейхе, когда там был убит благовещенец. Так вот, из восьми виновных китайцев к уголовной ответственности будет привлечен только один из них. Но, скорее всего, и ему удастся избежать длительного лишения свободы. Уже сейчас идут переговоры, и если за него внесут залог в сумме 350 тысяч юаней, китайца отпустят. А русским за убийство граждан КНР в Китае грозит смертная казнь или, в лучшем случае, пожизненное заключение.

Впрочем, никто из участников этих историй от будущих поездок в Китай отказываться не собирается.

- Только теперь на многие вопросы будем смотреть по другому, - говорят они, - вступать с китайцами в конфликт выходит себе дороже. Лучше отойти в сторону и прекратить всяческое общение, не реагируя на их провокации.

Иначе, поиск «правды» может затянуться, считают белогорские туристы, и совсем не факт, что в итоге все закончится только штрафами, а не китайской тюрьмой.

Анна Нурадилова.

Наверх / Назад