В этом году согласно Жилищному кодексу собственники квартир должны выбрать способ управления своими домами. В начале года МУП «БКС» и ТООР «ПЖТ» велась активная разъяснительная работа по способам управления, в результате чего горожане как-то определились в своем выборе. Однако в самый разгар «выборной кампании» Госдума приняла решение отодвинуть «момент истины» с 1 марта 2006 года на 1 января 2007 года. А городские власти попросили две управляющие компании ничего не предпринимать до 1 июля. И в сфере ЖКХ все снова осталось по-прежнему. О проблемах, с которыми столкнулся город, корреспондентам «ТВС-анонса» Ольге Киргинцевой и Светлане Гусевой рассказал замглавы по ЖКХ и строительству Владимир Афанасьев. Как говорится, все начнем сначала...
- Владимир Анатольевич, с начала года в СМИ проводилась активная разъяснительная работа по выбору управляющих компаний. Почему она не привела к результатам?
- В какой-то мере получилась стрельба из «пушек по воробьям», но это было не зря. Экранная и газетная «война» между двумя «жкхашными монстрами»: ТООР «ПЖТ» и МУП «БКС» наглядно показала, что организационная работа была проведена не совсем правильно.
К нам поступило много жалоб от населения о нарушениях и ошибках, допущенных со стороны этих структур. Подобное произошло по всей России. Поэтому со стороны правительства последовала своевременная, на мой взгляд, акция. По его предложению, Госдума продлила срок выбора управляющей компании до 1 января 2007 года.
Если к этому времени собственники жилья в многоквартирных домах не определятся со способом управления, то в марте следующего года администрация Белогорска проведет открытый конкурс и сама назначит управляющую компанию.
- В чем суть реформы ЖКХ?
- Поначалу суть реформы восприняли неверно. Считалось, что организации, которые оказывают услуги ЖКХ, плавно превратятся в управляющие компании и будут «рулить» на этом рынке.
На самом деле цель реформы в том, чтобы на рынок жилищно-коммунальных услуг вышли как можно больше маленьких управляющих компаний. Между ними возникнет конкуренция, в результате которой собственник получит более качественную услугу по более низкой цене. В нашем городе достаточно квалифицированных людей, для того чтобы создать несколько подобных управляющих компаний.
- Как создаются управляющие компании?
- Выбор управляющей компании, как и способ управления, осуществляется общим собранием собственников жилых помещений дома. Это собрание - самый главный орган ЖКХ. В него входят собственники квартир и полномочный представитель администрации, если квартира не приватизирована. Также членами общего собрания являются собственники оборудованных в этом доме магазинов, кафе. Для того чтобы решения собраний были легитимными, необходимо набирать более 50 процентов голосов жильцов. Замечу, что голоса - это квадратные метры, занимаемые собственником. Предварительно следует обеспечить их явку на собрание.
- Напомните, пожалуйста, сколько существует способов управления?
- Всего их три. Каждый имеет свои достоинства и недостатки.
Первый способ - это непосредственное управление собственников жилых помещений. Здесь главное действующее лицо - общее собрание собственников. В этом случае каждый житель дома в индивидуальном порядке заключает с поставщиками услуг договор на подачу тепла, воды, водоотведения и т.д., а общее собрание заключает договор на обслуживание дома. Договор может быть заключен с организациями и с частным предпринимателем. Главное, чтобы цена была приемлемой.
- Но ведь заключение договоров в индивидуальном порядке не очень удобно как для жителей, так и для поставщиков услуг?
- Поэтому существует видоизмененная схема этого способа. Например, общее собрание заключает договор с какой-то организацией на техническое обслуживание дома, а на услуги по-прежнему - с БКС. БКС, в свою очередь, заключит договоры с поставщиками.
- Какие преимущества в этом способе?
- Гражданин может сам контролировать качество предоставляемых ему услуг. С одной стороны, это преимущество, а с другой - недостаток. В случае недоброкачественных услуг свои права он будет защищать самостоятельно. Юридическая защита в данной ситуации отсутствует. Еще недостаток: придется собирать общее собрание для принятия каких-то кардинальных решений.
- В чем суть второго способа управления?
- Второй способ - товарищество собственников жилья (ТСЖ). Это юридическое лицо, которое избирается гражданами и имеет свой Устав, государственную регистрацию, счет в банке и стоит на учете в налоговой инспекции.
ТСЖ действует от имени жильцов: заключает договоры на поставку жилищно-коммунальных услуг и нанимает организацию для технического содержания дома. ТСЖ может самостоятельно заниматься техническим обслуживанием. Достоинства ТСЖ в том, что устраивать собрания жильцов не требуется, у граждан есть юридическая защита. С другой стороны, ТСЖ не так сильно, как сам собственник, заинтересовано в качестве и цене услуг, хотя у нас в городе есть примеры успешного функционирования ТСЖ.
- А третий способ?
- Это управляющая компания. Обращаю внимание, что управляющая компания не значит, что у нее есть свои слесари, дворники и т.д. Прежде всего - это руководитель и бухгалтер. Остальные работы осуществляются через поставщиков услуг. Техническим обслуживанием может заниматься сама управляющая организация.
Однако качество поставляемых услуг зависит от договора, который общее собрание заключит с управляющей компанией. В нем должны быть предусмотрены все нюансы. Этот способ хорош тем, что граждане доверяют квалифицированной организации, которая представляет их интересы. В этом же недостаток: сразу подобрать хорошие кадры для управляющей компании сложно. Через управляющую компанию для содержания и обслуживания дома можно нанять организацию с приемлемой для жильцов ценой, но управляющая компания бесплатно работать не будет. Поэтому гражданам самим придется выбрать способ управления.
- Владимир Анатольевич, чтобы Вы выбрали для своего дома?
- Учитывая техническое состояние наших домов, я бы выбрал
непосредственный способ управления.
Продолжение
в следующем номере