Сегодня на Амуре № 10 (13 марта) 2013 г.


Архив - это важно

 

праздник

 

Знаете ли Вы, что архивное дело появилось в России благодаря Петру I? 10 марта 1720 года он подписал первый государственный акт, которым и определил основы организации госуправления и ввел во всех органах власти архивы и государственную должность актуариуса. Ему надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…».

 

Со временем актуариусы «переросли» в работников архива. И по сей день они обеспечивают вечное хранение и использование документов Архивного фонда страны. Пока официального профессионального праздника не имеют. Однако в этом году исполнилось 10 лет, как коллегия Федеральной архивной службы России приняла решение об учреждении Дня архивов.

 

Организовано архивное дело и в Белогорске. По словам начальника архивного отдела Татьяны Лысяк, документального подтверждения точной даты основания белогорской архивной службы нет. Между тем, есть косвенное подтверждение того, что появилась она в 1936 году.

 

Как и прежде, архив занимается комплектованием и хранением документов, исполняет запросы социально-правового характера (предоставление справок по заработной плате для перерасчета пенсии и подтверждение трудового стажа), проводит тематические встречи с подрастающим поколением. Есть в архиве и подшивки газет, которыми пользуются жители Белогорска для исследовательских работ по истории города.

 

- На хранение к нам поступают документы действующих учреждений и организаций, имеющих историческую ценность для города, - рассказывает начальник архивного отдела. - Принимаем также документы ликвидированных организаций. К примеру, таких предприятий как «Мясокомбинат», «Кондитерская фабрика», «Трест столовых и ресторанов» в городе уже не существует, но документы, касающиеся работников, которые трудились там в свое время, у нас имеются.

 

Сегодня в архиве хранится 105 фондов - ликвидированных предприятий Белогорска. В них более 8,5 тысяч единиц хранения - это лицевые счета, приказы по личному составу, карточки формы Т-2. На основе архивных данных ранее 1997 года специалисты выдают справки о заработной плате, которые впоследствии используются для перерасчета пенсий. Однако, признают белогорские архивисты, иногда бывают ситуации, когда помочь заявителю они не могут.

 

- Происходит это из-за отсутствия необходимых документов в архиве, - отмечает Татьяна Лысяк. - Были случаи, когда документы сгорали во время пожара на предприятии. Бывает, что нерадивые руководители просто не сдали документы нам на хранение. Подтвердить трудовой стаж в этом случае можно при помощи специальной комиссии, которая создана в Пенсионном фонде. Однако справку о заработной плате человек уже нигде получить не сможет. Поэтому руководители всех предприятий должны понимать, что они несут ответственность (вплоть до уголовной) за неправильное хранение, либо за не сдачу документации в архив.

 

Еще одна функция архивного отдела - исполнение тематических запросов.

 

- К нам обращаются за копиями постановлений администрации или решений исполкома, например, о выделении земельных участков под строительство индивидуальных гаражей, выделении жилья, учреждении опеки, смене имени или фамилии и другой тематики, - говорит Татьяна Лысяк. - Такие документы хранятся у нас с 1981 по 2010 год. До 1981 года документация передана на хранение в госархив Амурской области.

 

Впрочем, если нет возможности непосредственно обратиться в отдел, то отправить заявление можно по почте на адрес: улица Ленина, 42, архивный отдел администрации Белогорска, либо через Интернет на электронный адрес: arhiv.belogorsk@mail.ru. При этом необходимо приложить копию трудовой книжки или точно указать соответствующие периоды работы на данном предприятии. А для получения копии документов необходимо указать их исходные данные - дату и номер. Есть срок, в течение которого сотрудники архива должны ответить на запрос заявителя - 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Галина Кучерявая

НазадАрхив