Сегодня на Амуре № 10 (13 марта) 2013 г.


В привычном формате

 

Или плох тот донор, кто не мечтает стать почетным

 

здравоохранение

 

В Белогорске прошел очередной День донора. Мероприятие важное, но уже очень редкое. Не чаще трех раз в год к нам приезжает выездная бригада Амурской областной станции переливания крови. Медики говорят, что в конце января вступил в силу новый закон о донорстве. И уже больше месяца в большинстве регионов идут нескончаемые споры: стоило ли отменять платное донорство, не пострадают ли в результате больные, нуждающиеся в крови, ее компонентах и препаратах? Корреспондент «Сегодня» Анна Нурадилова выясняла, как к новому закону отнеслись белогорские доноры и чем рискует медицина.

 

5 марта с 10 часов утра в здании детской поликлиники работала выездная бригада Амурской областной станции переливания крови. Первые доноры пришли сюда гораздо раньше. Говорят, что те, кто хотел пройти в первых рядах, занимали очередь в 6 часов утра.

 

- Знакомых лиц немного, но все же есть, - отметил перед началом работы врач Юрий Гудков, отыскивая в очереди почетных доноров.

 

Когда-то он возглавлял в Белогорске целое отделение переливания крови. Теперь только кабинет транфузионной терапии. Когда-то донорскую кровь белогорцы могли сдать два раза в неделю по четкому расписанию, теперь - от силы три раза в год. Серьезная реорганизация в этом плане никак не связана с новым законом. Она произошла в 2006 году, и сейчас постоянных доноров в городе фактически нет. После того, как отделение закрыли, за нужной кровью врачу Юрию Гудкову приходится ездить в Благовещенск на станцию переливания крови.

 

- Запас крови и ее компонентов есть, - рассказывает он. - А если нужно будет еще, я навещаю областную станцию примерно раз в неделю, пополняю запасы. Хотя раньше в Белогорске было более тысячи доноров, и они с лихвой обеспечивали больницы города кровью и ее компонентами.

 

Юрий Гудков чуть ли не по-фамильно помнит большинство активных, постоянных доноров из числа горожан, но с сожалением признает, что действующими из них остались единицы. Кто-то состарился и заболел, кто-то… банально спился.

 

- Я тоже только одного знакомого здесь встретил, - говорит почетный донор России Василий Добренко. - Раньше да, … протяжно заводит он, вспоминая былые годы. Мол, было время, за донорскую кровь наливали вино, потом непродолжительный период пытались накормить по талонам, и деньги как-то платили, хоть и небольшие. А сейчас вот шоколад выдают. По пять стограммовых плиток плюс бонус - 30 грамм гематогена.

 

- Но большинство ведь, конечно, не за шоколадом, - говорит Василий Добренко. - Безусловно, есть в голове четкое желание помочь тем, кто в этом нуждается, а заодно и про себя не забыть. Чтобы стать почетным донором Амурской области, кровь нужно сдать 35 раз, для получения звания «почетный донор России» на 5 раз больше. Я выбрал второй вариант и к этому в свое время стремился. Оказалось, правильно сделал, потому что многие из доноров Амурской области с мая лишаться льгот, а я - нет.

 

А пока в очереди разговоры, бригада областной станции переливания четко «разварачивает» мобильную версию пункта приема крови. Делает это быстро и отлаженно, потому что практика в этом деле большая - круглый год колесят по районам, городам и селам.

 

- Нас новый закон о донорстве вообще не очень-то коснулся, - говорят медики во время всех необходимых приготовлений к забору крови у населения. - Это где-нибудь в Москве или Питере за донорство платили деньгами, и не маленькими, а в Амурской области давно перешли на продуктовый паек. Наверное, правильно, потому что донорство не должно восприниматься как заработок для социально незащищенных слоев.

 

И вот уже пахнет спиртом, наготове иголки, и первые желающие занимают места. Рядом с почетным донором в основном новички.

 

- А я уже второй раз сдавать кровь буду, - говорит одна из тех, кто уже знает примерный расклад происходящего. - Вот в первый раз было очень страшно, сейчас - нет.

 

- Да, до почетных нам такими темпами далеко, - опять рассуждает кто-то из присутствующих. Раньше сдавай кровь каждый месяц и за 4 года - пожалуйста, встречай льготы. Сейчас для этого нужны будут десятилетия. Ведь три раза всего в год станция приезжает. Так что почетные доноры - исчезающий вид, но все равно плох тот из нас, кто не мечтает им стать.

 

Практически на полуслове рассуждалки заканчиваются - в обморок падает та самая девушка, которая сдает второй раз и уже не боится…

 

А в другом помещении, рядом с тем, где берут кровь, собралось человек 200, не меньше. Разговоры ведутся на самые разные темы. В том числе и о новом законе «О донорстве крови и ее компонентах».

 

- Говорят, в Питере вообще 8 марта пикет с акцией протеста готовится, - проявляет осведомленность кто-то из присутствующих.- Хотят, чтобы донорам опять платили деньгами.

 

Вот только информация не вызывает большого интереса. У нас давно шоколад. Иногда еще вафли и мармелад.

 

- А у нас знакомый в реанимации лежит, - говорит женщина в очереди. - У него редкая группа крови - четвертая. Поэтому нам сказали, что нужно кровь сдать, и чем больше, тем лучше…

 

И этим людям, конечно, не нужно объяснять, что сделать это важно и необходимо. Хотя в новом законе предусмотрен пункт о пропаганде донорства. Он предполагает издание рекламных материалов и брошюр, проведение конференций и тематических выставок. А результатом должно стать привлечение потенциальных доноров к сдаче крови.

 

А вместе с тем, по оценкам Минздрава, в течение года в переливании крови или ее компонентов в нашей стране нуждается не менее 1,5 млн пациентов. Многим хроническим больным препараты, помогающие свертыванию крови, необходимы в течение всей жизни. Для их производства тоже нужна донорская кровь. По оценкам ВОЗ, чтобы дефицита в крови и производимых из нее препаратов не ощущалось, количество постоянных доноров в стране должно составлять примерно 40 человек на 1000 населения. В большинстве же случаев донорство спонтанное - сдавать кровь идут в дни катастроф и крупных аварий с многочисленными жертвами, либо если на больничной койке оказывается близкий человек.

 

В Белогорске в День донора удалось собрать примерно 90 литров крови. И как бы там ни было, с 20 января все доноры живут по новому закону. Белогорск тоже, конечно, не исключение, хотя у нас грандиозных изменений, как видно, пока не произошло…

Анна Нурадилова

НазадАрхив