Сегодня на Амуре № 10 (13 марта) 2013 г.


Некачественный товар или неосознанный выбор?

 

права потребителей

 

Заходя в магазин, вряд ли большое количество людей думает о своих правах, ведь основное внимание акцентируется на полках с товаром. И лишь третья часть покупателей перед тем, как положить его в корзину, изучает дату производства. Очень редко потребители просят продавца показать сертификат на ту или иную продукцию. В канун Дня защиты прав потребителей, который отмечается в мире 15 марта, газета «Сегодня» решила познакомить читателей с информацией о том, кто чаще всего обманывает покупателей и что значит понятие «осознанный выбор».
 

Авось купит, съест и не отравится

 

Наступила весна, и не за горами лето. А это значит, что заявлений от недовольных потребителей в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах будет поступать больше. Во многом обращения граждан и количество их заявлений зависит от сезонности. Основной пик приходится на лето, когда белогорцы жалуются на услуги общественного питания и бытовое обслуживание.

 

Если говорить в общем, то в прошлом году в Роспотребнадзор поступило 199 обращений, 155 из них стали основанием для проведения административных расследований, а также внеплановых проверок. За два месяца этого года в адрес территориального отдела Управления уже пришло 50 обращений. По словам специалиста-эксперта Управления Яны Смола, основная масса жалоб поступает на факты продажи технически сложных товаров, а также на отказ продавца вернуть денежные средства при обнаружении недостатков в сотовых телефонах с сенсорным экраном.

 

- В данном случае потребителю следует знать, что он вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денег в 15-дневный срок со дня покупки, - пояснила Яна Смола. - После истечения указанного срока возврат денег возможен при обнаружении существенного недостатка, нарушения сроков устранения неисправности или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков в товаре.

 

Если внимательно вчитаться в закон о защите прав потребителей, можно понять, что иногда покупатели могут защитить себя сами. Ведь закон гласит, что каждый потребитель должен делать осознанный выбор. Это понятие, как показывает практика, в большей степени относится к приобретению бытовой техники. Никто не запрещает потребителю перед покупкой прийти в магазин, взять инструкцию, паспорт и хорошо их изучить. Бывают случаи, когда человек покупает бытовую технику, а по сути и не знает, как ею пользоваться. Некоторые покупают стиральные машины со сложным программным обеспечением, нажимают все кнопки подряд и блокируют машину. Потом бегут в магазин и начинают «качать права», что им продали неисправный товар.

 

Обезопасить себя может покупатель, если обратит внимание на срок годности. Впрочем, уже известно, что некоторые руководители некоторых супермаркетов научились их «перебивать». Хотя чаще дело доходит до наглости, когда продукты питания с истекшим сроком годности реализуют с надеждой на «авось купит, съест и не отравится».

 

- Как-то вечером я решил приобрести салат в супермаркете, расположенном в центре города, - рассказал 35-летний Андрей Ильин. - Посмотрел срок годности и увидел, что он истек. Сказал об этом продавцу. Она вежливо: «Я знаю. Не берите» и положила упаковку с салатом обратно.

 

Злополучный салат в упаковке лежал там и на следующий вечер, и через день. Купили или нет, осталось за «кадром». Вполне вероятно, что из упаковки он перекочевал в категорию салатов, реализуемых из контейнеров на развес. А затем все-таки и в корзину покупателя.

 

Чтобы отдых не стал нервотрепкой

 

Не только летом приходят жалобы в адрес туроператоров.

 

- Часто поступают жалобы на некачественное оказание экскурсионных услуг, - привели пример в Управлении Роспотребнадзора. - Хотя, как правило, такие услуги не прописаны в составе турпродукта. И оказываются исполнителями в месте отдыха. Белогорцы, приехав в ту или иную страну, заключают договоры в отеле, а требования за некачественно проведенную экскурсию по прибытию в Амурскую область неправомерно выставляют туроператору. Именно поэтому в отделе по защите прав потребителей рекомендуют прежде чем оплатить путевку, внимательно ознакомиться со всеми пунктами договора оказания туристических услуг.

 

- Дело в том, что в договор могут быть включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, - акцентирует внимание Яна Смола.

 

Что же касается претензий по оказанию туристических услуг, то их можно предъявить туроператору в письменной форме в 20-дневный срок после окончания тура. В случае, если претензия будет проигнорирована в 10-дневный срок, недовольный турист имеет право написать обращение в отдел по защите прав потребителей.
 

Как отстоять свои права?

 

Чтобы недобросовестный продавец получил по заслугам, очень важна система действий, которая прописана в законодательстве. Вот алгоритм действий потребителя, если он купил неисправный товар или его плохо обслужили в ресторане.

 

В первую очередь, покупатель должен оставить запись в книге жалоб и предложений. Затем необходимо написать заявление в двух экземплярах, в котором он опишет свою претензию к конкретному магазину или ресторану. Там это заявление должны зарегистрировать. Если был дан отказ в регистрации претензии, ее можно отправить по почте с уведомлением. Тогда в случае, если дело все-таки дойдет до судебного разбирательства, потребитель сможет предъявить этот документ на суде.

 

Впрочем, перед судебным разбирательством, вполне вероятно, спорная ситуация может разрешиться с помощью сотрудников отдела по защите прав потребителей.

 

Если руководство магазина после обращения покупателя не устранило недостаток некачественного товара или не вернуло денежные средства, потребитель может написать письменное заявление в Управление Роспотребнадзора, расположенное по адресу: ул. Красноармейская, 15. Специалисты утверждают, что на основании заявления будет проведено административное расследование или внеплановая выездная проверка. К слову, в прошлом году по итогам внеплановых проверок по 163-м заявлениям, поступившим в Управление, были приняты меры административного воздействия.

Нина Сапрыкина

НазадАрхив