Сегодня на Амуре № 27 (12 июля) 2017 г.


Сотворение художников без ограничений

 

интервью

 

Музыка, театр, живопись благотворно влияют на развитие ребенка. Но как показать ребенку высокое искусство, чтобы он не испугался его масштаба, а полюбил раз и навсегда? Как привить любовь к классической музыке, игре на скрипке, фортепиано или домре? Это непросто, соглашается директор школы искусств Ольга Осетрова. И тут же добавляет: «Но каждый может раскрыть свои способности, для этого у нас есть практически все возможности». А потом с гордостью говорит о достижениях школы и ее учеников, о победах и проектах.

 

- Ольга Анатольевна, историю школы можно проследить за более чем 60 лет. Жизнь одного поколения…

 

- Давайте уточним. Официальной датой открытия школы считается 4 июня 1959 года. Именно тогда у нее появилось свое здание по улице Ударная. А до этого в городе несколько лет существовал фортепианный кружок. С которого все и началось.

 

- Сколько детей обучалось в старом деревянном здании, что пока еще стоит на центральной площади, и сколько было преподавателей?

 

- 246. И коллектив в двадцать с небольшим человек. Когда открылось новое здание школы, все учителя перешли сюда работать. Эти люди до сих пор являются основой преподавательского состава. Благодаря им дети получают необходимое академическое музыкальное образование. Благодаря им сохраняется то понимание классики, которое в нее заложено.

 

- Вы говорите о классике, и на ум приходит Моцарт, Бах, Агинский, Глинка… Но не кажется ли Вам, что феномен массовой культуры изменил лицо искусства. Мы давно ушли от канонов, получили больше свободы и разнообразия…

 

- Но если мы копнем глубже, станет ясно - самые базовые вещи остались. Практически вся современная музыка построена на тех же семи нотах, что и музыка всех предыдущих веков. Это значит, что та академическая музыкальная грамота, которой пользовались названные Вами композиторы, актуальна и сегодня. Это значит, что если вы хотите играть музыку, а не аккомпанемент на трех аккордах - вам к нашим преподавателям. Которые ценны для города тем, что большая половина из них - бывшие ученики музыкальной школы. Они впитали в себя полученные когда-то тонкости академического образования, и вернулись, чтобы продолжить дело своих учителей - донести и передать детям полученные знания. А это огромная ценность!

 

- И сколько человек преподает сегодня в школе?

 

- Тридцать шесть, и восемнадцать из них - бывшие ее выпускники. И все - настоящие трудоголики, интересные, энергичные, преданные своему делу люди.

 

- А учеников сколько?

 

- 451. Плюс платные отделения - «Студия Грация, «Школа раннего развития». Итого - 629 учеников. До открытия ЦКР многие коллективы «жили» здесь. Помещались с трудом…

 

- И сил педагогов хватает на всех детей?

 

- Нет, так как добавилось несколько новых отделений. Преподавательского состава катастрофически не хватает. Новые - это вокальное, изобразительное искусство, хореография... Есть у нас еще отделение музыкально-театрального искусства, инструментального исполнительства. Самые маленькие занимаются на отделении «Раннего эстетического развития», постарше - в творческих коллективах. О «Грации» слышали? Это наши ребята. Кстати, известные на всю область и далеко за ее пределами.

 

- А как обстоит дело с инструментами?

 

- В этом плане не могу жаловаться. К моменту открытия нового здания материальную базу хорошо укомплектовали. Их, кстати, выбирали очень тщательно, заказывали издалека. И везли осторожно, по морю… Хотя новым отделениям инструментов не хватает. К примеру, отделению изобразительного искусства первый год было очень тяжело. Материальной базы фактически никакой, тех же мольбертов катастрофически не хватало. А желающих при этом учиться было много. Да и народные инструменты сильно изношены. Сейчас вот решаем вопрос с их реставрацией.

 

- Ольга Анатольевна, но что все-таки дает обучение в музыкальной школе? Ну, кроме духовного и творческого развития личности…

 

- У нас дети учатся с шести до 14 лет, а по окончании получают первый в своей жизни профессиональный документ. Который, кстати, котируется на уровне диплома училища. И полученное здесь образование дает возможность ребенку поступить в любой вуз или колледж. Есть еще один момент: даже если ребенок не будет художником или музыкантом, это свидетельство прибавляет ему дополнительные баллы в ЕГЭ. Пойдет он учиться на экономиста или юриста, выяснится, что для поступления недобрал баллы - и у него есть документ, который поможет ему в этом.

 

- А в чем заключается основная сложность?

 

- В том, что многие родители, приходя сюда и подавая документы, спрашивают: в какой кружок можно записаться? Но, простите, у нас кружков нет. Родители должны понимать, что для ребенка это - вторая школа. С такими же с уроками, переменами, домашними заданиями. Так что многим на первых порах очень трудно. Так, хореографы начинают «сыпаться» уже в сентябре. Приходят, говорят: хотим танцевать. А потом начинают уходить, потому что это, в первую очередь, работа у станка, ежедневное повторение одних и тех же упражнений, в общем, тяжкий труд. Что не всегда нравится детям. Те родители, которые понимают и принимают такие сложности, преодолевают с детьми эту стадию. Как результат - успешное окончание школы. Ну а те, кто привык себя и ребенка жалеть, кто хочет получить быстрый результат, уходят...

 

- И что, совсем нет выбора?

 

- Ну почему же. С 2015 года в школе практикуются разные формы обучения. Для тех, кто хочет быстрого результата - трехлетний период обучения по общеразвивающим программам.

 

- Это что-то на уровне творческого кружка?

 

- Не совсем. Эти три года - общеразвивающие, дети изучают три предмета как минимум. Преподаватель обучает нотным азам, сольфеджо - теоретическому курсу, азам музыкальных норм и законов. Ну и третий предмет на выбор - хоровая музыка, музыкальная литература, гитара…

 

- Так в чем именно разница между музыкальной школой и, к примеру, «Центром культурного развития»? Вроде и там, и там поют, танцуют…

 

- В ЦРК есть студии, кружки, где ребенок развивает свои способности, адаптируется к окружающему миру. Но для определенной цели, порой краткосрочной. Там работа идет на результат: репетиции, пошив костюмов, концерт… А у нас - процесс обучения, формирования разносторонней личности. Музыканта-то за три года не подготовишь!

 

- Ольга Анатольевна, так в чем, по-Вашему, уникальность белогорской школы искусств?

 

- Однозначно, в его коллективе. Все они люди творческие, неординарные, фонтанирующие идеями и проектами. Есть, конечно, те, кто просто «горит» на работе. Есть и те, кто не особо рвется вперед, но это люди исполнительные и ответственные.

 

- Школа влияет на развитие Белогорска, вносит свой вклад?

 

- Несомненно. Мы обучаем детей, делаем их талантливее, развиваем их способности. При этом желающих учиться у нас с каждым годом все больше. Отсюда и повышенные требования на вступительных конкурсах. А это говорит о том, что школа приобрела определенный статус. Кстати, последние три года наша школа входит в тройку лидеров из 32 музыкальных школ Приамурья. Это говорит о многом.

 

- О чем мечтаете?

 

- Хочется открыть новые отделения… На изобразительном можно открыть класс по работе с глиной, преподаватели готовы к этому, да и желающих обучаться гончарному делу немало. Вот только для этого нужно специальное оборудование. Пока даже нет помещения... А еще очень хочется создать свой большой оркестр, который был в школе раньше. Это возможно. Как возможно сотворить музыкантов и художников из наших детей, талантливых, умных и открытых для обучения и творчества.

Елена Гладышева

НазадАрхив