Сегодня на Амуре № 32 (15 августа) 2018 г.


Похоронить, чтобы выжить

 

интервью

 

Муниципальное предприятие Белогорска, оказывающее ритуальные услуги, в поиске новых форм работы. Директор предприятия Михаил Олейник признает, что делать это в условиях конкуренции частных структур сложно. О том, почему монополии на рынке похоронного дела не место, он рассказал корреспонденту газеты «Сегодня» Светлане Саенко.

 

- Михаил Юрьевич, есть информация, что муниципальное предприятие, исполняющее полномочия органов местного самоуправления по организации похоронного дела и содержанию кладбищ, обратилось к главе с просьбой рассмотреть повышение стоимости услуг. Это так?

 

- Да. Предполагалась, что увеличение будет минимальным, не более 200 рублей. Скажу сразу, что Станислав Юрьевич ответил категоричным «нет». Даже несмотря на то, что не менялись расценки уже почти лет пять. С учетом того, что дорожает все - топливо, электроэнергия, предприятие выкручивается, как может. Нам было поручено думать не об увеличении действующих тарифов, а о расширении спектра услуг, касающихся похоронного дела. Теперь думаем…

 

- Например?

 

- Сейчас предприятие оказывает около 100 услуг. Есть те, что гарантированы с учетом возмещения за счет государства. Перечень дополнительного мы увеличили практически на две трети и сейчас он включает в себя более 60 наименований работ. Понимаю, что тема непростая, но это жизнь. Например, из дополнительных - это услуга подготовки «груза 200». Военнослужащие понимают, о чем я. В обыденной жизни мы стараемся не задумываться об этом, но, когда случается, считаю, должно быть максимально возможное число услуг, которые бы отвечали потребности. Разработанный перечень довольно широк. К примеру, бронь мест под могилу. Случаи обращений, скажем так, на перспективу есть. Обращаются граждане для организации родовых погостов. И это право каждого.

 

- Не так давно, кстати, выходила информация о том, что УФАС Амурской области усмотрел в предварительной заготовке «Ритуальными услугами» могил в теплое время года как нарушение антимонопольного законодательства. Мол, «резервная копка» летом с целью дальнейшей реализации зимой - это преимущественное положение перед субъектами-конкурентами…

 

- Действительно, такое дело рассматривалось. Даже выдано предупреждение о прекращении действий. В итоге знаете, чем это закончится? Тем, что копка могил будет производиться в зимний период. Поверьте, сделать это в зимних условиях, вручную, очень тяжело. Не каждый работник выдержит. Это совсем другие трудозатраты, расходы. Ощутит разницу в цене и заказчик услуг.

 

- Получается, конкуренты «хотели как лучше», но стоить это для заказчика услуг будет дороже…

 

- Вопрос конкуренции в такой непростой сфере деятельности, конечно, очень сложный. Прощание с близкими всегда эмоционально очень тяжело и очень важно в такие моменты учесть весь организационный процесс похорон. По факту получается, что муниципальному предприятию организовать его всегда сложнее, чем частнику. Ведь у последнего всегда есть «маневр» даже для снижения цены только для того, чтобы привлечь потребителей услуг. У нас этого не может быть.

 

- Почему?

 

- Все организовывается на основании действующего законодательства и, соответственно, с контролем надзорных органов. Муниципальное предприятие всегда на виду и всегда есть с кого спросить. В том числе и по перечню муниципальных услуг, их стоимости. При этом мы обязаны платить налоги, страховые взносы. Для примера скажу, что за последние три с половиной года сумма уплаченных налоговых платежей составила более 3 млн рублей, плюс почти 6,5 миллионов - это взносы в разные фонды. При этом из городского бюджета предприятию предусмотрена субсидия на организацию работ всего в 100 тысяч рублей. Иными словами, зарплата работников, содержание кладбищ, оборудования полностью лежит на плечах предприятия. У нас работает 27 человек.

 

- А у частников-конкурентов разве нет?

 

- Сейчас на территории Белогорска похоронные услуги, по моим сведениям, не считая муниципального предприятия, оказывают еще три частные организации. Две зарегистрированы на территории города, появились в 2016 году. Один индивидуальный предприниматель зарегистрирован в Серышевском районе в селе Томское, но фактически осуществляет деятельность в Белогорске. К чему я? К тому, что наше предприятие официально и честно отчитывается о количестве занятых, о том, сколько зарабатывает, сколько платит налогов.

 

- Частники же работают сами по себе и их практически никто не контролирует…

 

- Получается, что так. Проще надзорным структурам иметь дело с муниципальным предприятием, которое всегда можно найти и привлечь в случае чего. А вместе с тем, есть примеры, когда в частном похоронной фирме зарегистрирован всего один работающий. То есть, сам продает сопутствующие товары, сам копает могилы, сам перевозит и все в одно лицо? Официально получается, что так. Соответственно, платит и такие налоги. То есть, практически не платит. В случае с серышевским предприятием налоги в бюджет Белогорска «нулевые», хотя и работает по факту предприниматель в городе. Есть предположение, что практически нулевые они и у других участников похоронного дела. А МБУ «Ритуальные услуги» на это право не имеет. У нас есть право на то, чтобы получать штрафы и предупреждения от надзорных структур. Это о наболевшем…

 

- Много предписаний?

 

- Они есть. Это касается в первую очередь Серышевского кладбища. Организованное еще в 90-х годах прошлого века, да еще и на территории другого муниципалитета, конечно, имеет свои сложности в организации похоронного дела. И почему-то у природоохранной прокуратуры вопрос возникает именно в отношении городского погоста, а вот сельские кладбища, которых там, кстати, тоже очень много, их не интересуют. Считаю, что у всех изначально должны быть равные права на ведение деятельности.

 

- На должность Вы назначены не так давно. Что считаете важным сейчас в организации деятельности?

 

- Первое - это найти свой спектр услуг, который жители города могли бы получить при организации похорон. Понятно, что конкуренты в этом деле будут всегда. Монополия в принципе не нужна. Это рынок услуг, где важен компромисс и работа прежде всего в интересах заказчика.

НазадАрхив