Сегодня на Амуре № 42 (21 октября) 2020 г.


Насчитали по “полной” - 2

 

В одном из сентябрьских номеров мы рассказали о ситуации, в которой оказались жильцы некоторых многоквартирных домов города. Счета по электроэнергии, которые они получили в августе, а затем в сентябре, повергли многих в шок: суммы начисленного ОДН по электроэнергии (общедомовые нужды) превысили сумму платежа за потребленное электричество в несколько раз. Возмущенные жители домов по ул. Невского, 8, Ломоносова, 1, Авиационная, 7 и Садовая, 44 обратились в отдел жилконтроля городской администрации, а также в прокуратуру. Люди посчитали это незаконным и требовали проверки правильности начисления платы за ОДН.

 

Проверки велись в течение почти двух месяцев. Общий результат таков: нарушений нет. Энергетики начислили ОДН согласно показаниям общедомовых приборов учета потребления электроэнергии и в соответствии с последними изменениями в законодательстве. Правда, есть одно «но».

 

 Непосредственно управляемы

 

Начнем с того, что речь, в первую очередь, идет о небольших, как правило, двухэтажных жилых зданиях. И все эти дома в свое время выбрали непосредственный способ управления. Напомним, что действующее жилищное законодательство предусматривает три способа управления многоквартирным домом. Первое - это непосредственное. Оно возможно в жилых домах, в которых не больше 30 квартир. Преимущество такого управления заключается в отсутствии расходов на управление, характерных для способа управления через управляющую организацию, а техническое обслуживание жилья и общего имущества может осуществляться силами собственников либо подрядными организациями, которых жильцы дома вправе привлечь самостоятельно. Это позволяет снизить расходы на содержание и ремонт дома. И наконец, каждый собственник самостоятельно заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями. Второй вариант - ТСЖ либо жилищный кооператив. И третий - управление управляющей организацией, с которой собственники заключают договор (на срок от года до пяти лет) и согласовывают все условия и размер платы за содержание и ремонт.

 

У каждого способа есть свои минусы и плюсы. И, как правило, разницу между первым и третьим способами управления жители домов особо не ощущают. Коммунальные услуги везде предоставляются те же - от отопления до ремонта в подъездах. Да и оплачиваются они в одном месте - либо в расчетно-кассовом центре, либо в кассе управляющей организации.

 

Но после 1 июля оказалось, что у непосредственного способа управления МКД есть существенный минус, если речь идет об ОДН по электроэнергии.

 

Все, что сверху - за ваш счет

 

Дело в том, что с 1 июля 2020 года в законную силу вступило законодательное новшество. Раньше при расчете объемов ОДН за основу брались нормативы потребления, установленные для многоквартирных домов (в просторечии - «сверхнормативный ОДН»). Рассчитывались они регулирующим органом - региональной энергетической комиссией, и в случае, когда общее потребление дома превышало нормативы, превышения оплачивала управляющая компания или поставщик ресурсов, если дом находился в непосредственном управлении.

 

С 1 июля ситуация изменилась. Постановление N950 внесло изменение в пункт 44 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ N354. А именно - законодатели исключили правило, что жители платят только в пределах норматива за ресурсы, потраченные на общедомовые нужды. И начиная с июля ресурсники выставляют счета за «сверхнормативный ОДН» именно собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, а не управляющим компаниям.

 

Приведем простой пример. 24-квартирный дом за месяц потребил согласно показаниям общедомового прибора учета 5 тысяч кВт электроэнергии. А согласно поданным жильцами в энергоснабжающую организацию данным, квартирные счетчики накрутили все вместе 3,5 тысячи кВт. Так вот, оставшиеся 1500 кВт будут распределены между всеми жителями пропорционально площади их квартир. То есть, чем больше у вас жилье по квадратам, тем больше придется платить за ОДН.

 

Разъясняя сложившуюся ситуацию, в отделе жилконтроля напомнили, что объем расходов на ОДН складывается из разнообразных составляющих. Это могут быть расходы на обслуживание подъездов, дворов, лифтов, подвалов.

 

- Их ведь нужно мыть, убирать, освещать и отапливать, - говорит начальник отдела Наталия Трушина. - Если же говорить об ОДН на электроэнергию, то это электричество, которую потребляют домофоны, системы видеонаблюдения, оборудование интернет-провайдеров и связи, насосы, подкачивающие воду на верхние этажи дома, плюс освещение чердачных и подвальных помещений. В общем, всего того электрооборудования, необходимого для комфортного проживания в доме и которое является общедомовым имуществом. У каждого многоквартирного дома его набор индивидуален и требует энергозатрат, которые нужно оплачивать, как ОДН.

 

Не стоит скидывать со счетов также незаконные подключения жильцов к общедомовым сетям. Способ достаточно распространенный среди тех, кто не привык платить по счетам. Правда, теперь за воровство электричества, которым промышляют недобросовестные жильцы, в конечном итоге придется рассчитываться добросовестным плательщикам в качестве платы за ОДН.

 

Впрочем, как и за попытку соседей экономить. Так, общедомовой счетчик в 24-квартирном доме N1 по улице Ломоносова за август «накрутил» 7901 кВт. А жители передали показания, согласно которым они потребили всего 2131 кВт. То есть, в среднем каждая квартира «сожгла» по 90 киловатт. Нереально, говорят в жилконтроле, если учитывать, что в доме проживают многодетные семьи и практически в каждой квартире имеются несколько электроприборов, включая водонагреватели, электрические плиты, холодильники.

 

Но если разделить показания общедомового счетчика 7901 кВт на 24 квартиры, то получится, что каждая семья израсходовала в среднем 380 киловатт. Что более соответствует реалиям и говорит о том, что жильцы специально занижают показания, чтобы платить меньше.

 

Поэтому, советуют специалисты, чтобы навести порядок в ОДН по электроэнергии и не платить «шоковые» суммы, жильцам нужно с 23 по 24 число каждого месяца снимать показания общедомового и поквартирных счетчиков организованно. И после этого сверять начисления с ДЭК. В отделе жилконтроля уверены, что в таких случаях быстро будут выявлены те, кто уходит от полной оплаты за потребленную электроэнергию или попросту ее ворует.

 

Объяснитесь по-человечески

 

Впрочем, есть в этой ситуации другая сторона. Неприглядная, которую проявили энергетики. Когда жильцы 8-квартирного дома по улице Садовая, 44 также получили счета за электричество, они поначалу обратились в ДЭК за разъяснениями. Однако в расчетном отделе организации от них отмахнулись.

 

- Показания потребляемой каждой квартирой электроэнергии я лично передаю ежемесячно в одно и то же время, - рассказала жительница дома Ольга Лебедева. - Снимаю их, заношу в ведомость, которую направляю по электронной почте в ДЭК. До августа никаких проблем не было. А в августе оказалось, что за июль мы передали всего 163 киловатта, при этом общедомовой счетчик показал 1742 кВт. От всех представленных мной ведомостей с показаниями и квитанций в ДЭКе попросту отмахнулись. Мол, ничего не знаем, все правильно рассчитали. Платите…

 

Но платить за лишние киловатты люди не захотели и в поисках истины обратились в надзорные органы. В итоге подтвердилось, что жители дома по улице Садовая, 44 вовремя и в полном объеме передали данные по потребленной электроэнергии, а именно 1650 кВт за июль (аналогичная ситуация получилась и с августовскими данными). ДЭК сделал перерасчет, вернув неправомерно начисленные суммы. К примеру, у Ольги Лебедой перерасчет составил 1500 рублей, в соседней квартире - 1200…

 

В прокуратуре Белогорска также подтвердили факт перерасчета по счетам за ОДН по электроэнергии в сторону уменьшения в данном многоквартирном доме.

 

Тогда вопрос: почему нельзя было вникнуть в ситуацию, проверить все без привлечения надзорных органов?

 

- К сожалению, - говорит Наталия Трушина, - люди нередко вынуждены обращаться в надзорные органы, в СМИ, чтобы добиться решения своей проблемы, чтобы на них обратили внимание после того, как не получили внятного ответа, не добились проверки. Между тем, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг N354, о которых мы уже говорили, исполнитель услуги не только предоставляет услугу, контролирует ее качество, но должен также предоставлять корректную и достоверную информацию о начислении платы, наличии задолженности.

 

Более того, энергетики должны проводить проверки, выявляя тех, кто ворует электричество, а затем направлять соответствующие материалы в полицию для возбуждения административных материалов.

 

- Это прямая обязанность исполнителя коммунальной услуги, в данном случае ДЭК, разбираться с людьми, а не «футболить» их. Тем более в случаях, когда жалобы носят массовый характер, - подчеркивает Наталия Трушина.

 

Поэтому в сложившейся ситуации с учетом социальной значимости вопроса энергетикам, наверное, стоило бы задуматься о своей репутации. К сожалению, нередки случаи, когда они подают в суд на добросовестных плательщиков, несмотря на то, что те платят стабильно и в соответствии с показаниями приборов учета...

 

Чтобы подобное не случалось, говорит старший помощник прокурора Белогорска Кирилл Попов, собственники квартир в многоквартирном доме могут выбрать своего представителя и наделить его полномочиями по снятию показаний квартирных электросчетчиков и представлению их в клиентский офис белогорского отделения ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт». Как это сделали жильцы дома по Садовой, 44.

 

- В этом случае объем рассчитываемой платы за ОДН, напрямую зависящей от объема фактического потребления электроэнергии жителями квартир, не будет вызывать вопросов, - добавил он.

Елена Гладышева

НазадАрхив