Сегодня на Амуре № 16 (27 апреля) 2022 г.


Рейды, контроль и взаимодействие

 

Служебный автомобиль петляет по давно известным адресам. Вместе со специалистами комплексного центра социального обслуживания населения посещаем семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении и в которых воспитываются несовершеннолетние дети. Рейд плановый, с целью проконтролировать, как родители справляются со своими обязанностями. Новичков в списке нет, история и проблемы каждой семьи специалистам известны.

 

Во дворе многоквартирного дома по переулку Весенний один из пожилых жителей сразу понимает, к кому приехали посетители.

 

- Они пили вчера, - сообщает мужчина специалистам комплексного центра. - Я этой горе- матери говорю: что ж ты делаешь, опомнись, а она проходит мимо, что-то бурча себе под нос. Хорошо хоть не материт.

 

Вместе с участниками рейда поднимаемся на второй этаж. Представители контролирующей службы продолжительно и громко стучат в дверь квартиры. В ответ тишина.

 

- Здесь живет многодетная семья, в которой воспитываются четверо детей, - рассказывает специалист КЦСОН Наталья Максимова. - Родители злоупотребляют спиртными напитками, но буквально вчера мы видели мать в магазине, она покупала продукты, была трезвая.

 

- Да они уже три дня никому не открывают, хотя знаем, что дома, - сообщает еще одна соседка, которая выходит из своей квартиры, услышав шум в подъезде.

 

Кстати, дом, в котором проживает многодетная семья, оказавшаяся в социально-опасном положении, в 2012 году был отремонтирован администрацией Белогорска под обеспечение жильем для детей-сирот. Но судя по стойкому запаху перегара в подьезде, грязи и нетрезвым жильцам, проживающие здесь не особо заморачиваются чистотой и уютом.

 

- Две недели назад контролировали эту семью дважды в день, - снова говорит Наталья Максимова. - Разговаривали, убеждали мать, приходили с проверками. Ситуация вроде нормализовалась, но вот прошло несколько дней и снова надо усиливать контроль. Еще раз сегодня вечером попытаемся попасть в эту квартиру.

 

Далее отправляемся в район мелькомбината. Частный дом, к которому подъезжаем на служебной машине комплексного центра, уже узнают даже журналисты. Этот адрес тоже в списке тех, которые социальные службы посещают часто. Здесь тоже никто не встречает. На цепи сидит грозный пес и громким лаем предупреждает, что посторонних не пропустит. Участники рейда безуспешно пытаются достучаться, после чего решают позвонить матери несовершеннолетних. Из телефонного разговора выясняется, что дети в школе, родительница трезвая, ушла в городскую поликлинику, но скоро вернется и будет готовить обед.

 

- В ближайшие дни приедем с проверкой еще раз, - выдыхают с облегчением участники рейда, и мы отправляемся по следующему адресу. На этот раз в многоквартирный дом в микрорайоне «Транспортный». На учете специалистов семья, в которой воспитываются две семилетние девочки с ограниченными физическими возможностями.

 

- Диагнозы очень сложные, много сил их мама вложила, чтобы научить детей ходить, говорить, и когда она трезвая, то претензий к ней совершенно нет. Но у родительницы иногда возникают проблемы со злоупотреблением спиртных напитков, поэтому держим ситуацию на контроле.

 

В квартире встречают мать детей и бабушка.

 

- Все хорошо у нас, только одна из внучек приболела, - с порога рассказывает бабушка. - Насморк, хныкала всю ночь.

 

- Да, все отлично, всю ночь не спали, - иронизирует мама двойняшек.

 

- Из-за этого у вас глаза красные? - уточняют кураторы.

 

- Да, еще и конъюнктивит начинается, - заверяет родительница.

 

В квартире чисто, а дети сыты и ухожены.

 

Их маму стараются настроить на положительный лад.

 

- Наташа, ты помнишь, о чем мы с тобой разговаривали? - доверительно разговаривают с ней специалисты. - Как у тебя настроение? Всегда помни, что в случае чего ты можешь нам позвонить. Мы настроены с тобой на что? Чтобы все у вас было хорошо…

 

Надолго по этому адресу не задерживаемся. Уже в подъезде специалист по работе с семьей Наталья Симоненко рассказывает, что мама девочек старается держаться, но во время срывов приходилось обращаться за помощью психологов и наркологов. При этом дети хорошо одеты, мать возит их в реабилитационный центр Хабаровска, оплачивает дорогостоящее лечение. Вот если бы не злополучный алкоголь.

 

…Неблагополучной семья не становится в одночасье. Причины могут быть самыми разными. Но разбираться в них, помогать выбираться из беды, не оставлять без внимания тревожные сигналы - задача кураторов. Если писать официальным языком, то это работа, проводимая в рамках межведомственного взаимодействия по выявлению и оказанию помощи неблагополучным семьям. А на деле - это постоянные рейды, контроль, терпение, понимание и стремление помочь.

 

Как признается специалист по работе с семьей Белогорского КЦСОН Наталья Максимова, не всегда проблема заключается в том, что родители злоупотребляют алкогольными напитками. И задача выяснить, почему семья оказалась в социально опасном положении. Информация стекается отовсюду: из органов опеки, поликлиники, полиции, школы, где обучаются дети, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Если необходимо - подключают наркологов, психологов, оказывают матерям помощь в реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями, помогают оформить все полагающиеся социальные выплаты. Про отцов в разговоре на эту тему почему-то не вспоминают совсем. Но если выпивают оба родителя, то в этом случае не может быть и речи о том, чтобы перестать контролировать.

 

И к каждой семье, состоящей на учете, индивидуальный подход.

 

- Но ведь случается, что отбирают детей у родителей? - спрашиваем у участников рейда.

 

- Конечно, можем забрать детей из семьи, но только в том случае, если есть угроза жизни и здоровью ребенка, - говорят специалисты . - Такое случается, и к этому мы тоже должны быть готовы. К примеру, приезжаем, и если видим, что оба родителя находятся в состоянии алкогольного опьянения, никого из трезвых родственников нет и оставлять детей в такой ситуации просто опасно, тогда вызываем сотрудников полиции, составляем протокол, увозим детей в детское отделение больницы или приют.

 

Говорят, большинство матерей уже на следующее утро стоят под дверями рабочего кабинета начальника опеки и попечительства. Просят вернуть детей обратно, но действующее законодательство сделать это не позволяет. Как минимум один родитель в семье должен работать или состоять на учете в центре занятости, дома предстоит навести идеальный порядок и что самое главное - пройти длительное лечение в наркодиспансере, предъявив потом справку о выписке.

 

…Вот такие подробности работы межведомственного взаимодействия с семьями, находящимися в социально опасном положении...

Анастасия Чернявская

НазадАрхив