Сегодня на Амуре № 18 (7 мая 2025 г.


«Такие состязания помогают поднять престиж профессии»

 

Как в Амурской области прошёл «Учитель года - 2025» и другие конкурсы педагогического мастерства

 

На химии - нарисовать картину, олицетворяющую электролиз. На физике - собрать башню с помощью крана, руководствуясь принципом рычага. На английском обсудить культурные особенности разных стран, а на литературе по ролям прочитать военное стихотворение Ольги Берггольц. После посещения уроков амурских учителей, претендующих на звание «Учитель года», в школу хочется вернуться даже взрослым. В Благовещенске в апреле собрались лучшие представители педагогического сообщества области, готовые бороться за победу и право представлять Приамурье в финале главного профессионального конкурса страны для педагогов.

 

Одновременно с «Учителем года» в Благовещенске проходили ещё семь конкурсов педагогического мастерства. В том числе в первый раз - «Педагог-библиотекарь». «Конкурс профессионального мастерства среди педагогов-библиотекарей в этом году у нас проходит впервые, и это очень важно. Ведь такие состязания помогают не только поднять престиж профессии, но и дают возможность обменяться опытом и повысить уровень профессионализма в этой сфере в целом», - отмечает первый зампред правительства Амурской области, министр образования и науки региона Светлана Яковлева.

 

Какие задания ждали участников обоих конкурсов, чем они делились с детьми и кто из педагогов победил - в этом материале.

 

Необычная геометрия

 

- Константин Романович! Загляните к детям, успокойте. Они очень волнуются, - шёпотом подзывает конкурсанта, молодого белогорского учителя начальных классов классный руководитель третьеклашек 26-й школы, которым предстоит участвовать в показательном уроке. Именно это учебное заведение стало площадкой для регионального этапа «Учитель года - 2025». До звонка - пять минут. Но педагог откладывает планшет (он готовится к своему первому конкурсному уроку) и выходит из класса. Возвращается через пару минут.

 

«Что вы им сказали?» - интересуются учителя.

 

- Правду. Признался, что я боюсь ещё сильнее. Но вместе мы должны справиться, - тихо шепчет учитель, глубоко выдыхает, а потом уверенным шагом идёт к двери класса. - Здравствуйте, ребята! Проходите!

 

Через пару минут, когда все расселись, выясняется, что темой урока станет геометрия. Она появляется в расписании школьников с 7-го класса, однако, педагог Константин Адлер ведёт факультатив по этому предмету. И для третьеклашек он разработал специальное занятие.

 

- Посмотрите на ваши столы. Видите тетради? На каждой странице есть слова. Сейчас на экране будут появляться геометрические фигуры. Нам необходимо найти лист с нужным словом и поднять его, - объясняет первое задание учитель.

 

Ребята довольно быстро понимают принцип и при виде прямоугольника быстро находят нужное слово. «Правильно, молодцы. У всех это слово написано чёрным. А у Анны - синим. Анне повезло. Её ждёт отдельное задание», - говорит Константин Адлер.

 

Пока Аня неуверенно улыбается, на экране появляется квадрат. Теперь третьеклашки ищут это слово в своих тетрадях с азартом. «Чёрный…», «Блин, чёрный», - слышится расстроенный шёпот. «Синий у Алисы», - тихо разносится по классу. Горящие глаза смотрят на учителя. Разбор геометрических фигур превратился в захватывающую лотерею, и дети уже забыли, что это конкурсный урок и им нужно показать себя с лучшей стороны. Они с нетерпением ждут, что будет дальше.

 

«Родители хотели, чтобы я стал прорабом»

 

Мужчины-педагоги начальных классов в амурском «Учителе года» участвуют впервые. Их в этом году двое. Максим Крисюк восьмой год работает учителем начальных классов, он преподаёт в школе села Угловое Мазановского района. Причём пока он даёт открытый урок, жена Максима Лидия борется за звание лучшей в конкурсе педмастерства «Сердце отдаю детям» - это главное профсостязание для педагогов дополнительного образования. Энергии этой семейной паре не занимать: супруги ждут ребёнка, причём совсем скоро.

 

«Готовите семейную династию?» - спрашиваю я у Максима. «Нет, - серьёзно отвечает он. - Родители хотели, чтобы я поступил в строительный колледж и стал прорабом. А я - учитель, и ни разу не пожалел о своём выборе. У каждого ребёнка должен быть выбор. В школе я чувствую себя как рыба в воде».

 

Педагог признаётся, что коллеги давно подталкивали его к участию в конкурсе, а он всё откладывал этот шаг на следующий год. «Недостаточно уверенности было, наверное, - честно признаётся мужчина. - Всё думал, что не готов, нужно ещё набраться опыта. А в этом году решил, что хватит откладывать: нужно делать».

 

Работа со старшеклассниками

 

Но если вы думаете, что увлекательными и наглядными могут быть занятия только в младшей школе, то вам - на урок к учителю физики Елене Голубь. Здесь семиклассники под руководством педагога собирали целые строительные машины из колёс, пенопласта, шпажек, палочек. И с помощью рычагов возводили деревянные пирамиды. И таким образом изучали физическое понятие «рычаг», принцип равновесия.

 

«Интересный урок?» - тихо интересуюсь я у одного из семиклассников. «Очень. А вам для СМИ ответ нужен? Я могу после занятия сформулировать и прислать, скажите почту», - деловито отвечает Савелий. И тут же тянет руку, как только учитель задаёт вопрос.

 

Творческий подход к химии демонстрирует ещё один конкурсант - учитель химии Анна Лапачкова. На большом листе пара школьниц делает наброски рисунка. Им нужно на картине изобразить ассоциации с электролизом - это тема урока.

 

Погружаться в тему литературы начинаешь, ещё не зайдя в класс. Возле кабинета учеников встречает «Музей в чемодане». На парте расстелена скатерть, на ней - старенький баян, каска, шлем, военные письма, вышитая вручную салфетка, алюминиевые ложка, тарелка и кружка. «Немые свидетели войны» - так называется эта мини-выставка.

 

На самом уроке с учителем русского языка и литературы Юлией Мазуниной девятиклассники разбирают стихотворение Ольги Берггольц, читают по ролям, выясняют, какими цветами они готовы описать картины тех дней.

 

В нескольких кабинетах проходили уроки английского. Так, у архаринского педагога Оксаны Зарицкой третьеклассники изучали времена года, а пятиклашки вместе с учителем из Зеи Ольгой Абабковой составляли портреты разных стран с помощью изображений главных достопримечательностей той или иной территории.

 

Юбилейный 33-й конкурс

 

«Учитель года» в Приамурье проводят уже в 33-й раз. Впервые его организовали в 1990-м, и вот уже четвёртый десяток лет практически без перерывов весной в Благовещенске педагоги региона соревнуются за звание лучшего и право представлять Амурскую область на всероссийском уровне. В этом году конкурс проходил четыре дня - с 22 по 25 апреля.

 

- В этом году у нас 25 конкурсантов, двое - из Благовещенска. Да, это меньше, чем количество городов и районов, но в «Учителе года» никогда не участвовали представители сразу всех 29 муниципалитетов, - говорит представитель оргкомитета регионального этапа конкурса в Амурской области Виктория Шолохова. - В этом году у нас впервые участвуют мужчины - учителя начальных классов, причём сразу двое. Также есть два географа, учителя информатики, физкультуры, физики и химии, русского языка и литературы.

 

Разбег педагогического стажа у конкурсантов большой - от трёх лет до 31 года.

 

- Система, которую демонстрирует педагог на конкурсе, затем кристаллизуется в его работе. Но самое главное - участники и победители «Учителя года» остаются в конкурсном движении. Это помогает им постоянно развиваться и самосовершенствоваться, стремиться стать лучше, сильнее. Конечно же, это отражается на качестве преподавания и уровне образования в регионе в целом, - объясняет Виктория Шолохова.

 

Два дня испытаний

 

В этом году конкурсные испытания участники «Учителя года» проходили в течение двух дней. Первым заданием была традиционная педагогическая «визитка». Каждый учитель рассказывал о своей системе преподавания, какие методики он использует в работе и как они помогают детям лучше усваивать материал. Например, учитель начальных классов Максим Крисюк поделился тем, как использует исследовательский подход в своей работе.

 

- Самое главное - дать детям «наживку». Это может быть экскурсия, наблюдение, даже просто загадка. Когда ребёнок заинтересовался, он сам захочет узнать новое и с интересом будет познавать материал, - объясняет педагог.

 

В этом году оба конкурсных испытания - и «Слово учителю: моя образовательная практика», и «Урок» - прошли в один день, и к вечеру уже были известны пятеро финалистов. Ими стали учитель начальных классов юкталинской школы Екатерина Новинькова, учитель физики школы Ивановки Екатерина Саморядова, благовещенский учитель русского языка и литературы Юлия Мазунина, преподаватель английского из чигиринской школы Наталья Богданова и учитель начальных классов из Белогорска Константин Адлер.

 

Финалистов в четверг ждали ещё три задания - «Мастер-класс», «Педагогическое интервью» и «Публичная лекция».

 

- На мастер-классе конкурсанты демонстрируют наиболее яркие педагогические способы и приёмы для решения профессиональных задач. Его проводят с фокус-группой или с залом - взрослой профессиональной аудиторией, - объясняет Виктория Шолохова.

 

- Во время интервью ведущий задаёт вопросы участнику, на которые он сразу же должен будет дать ответ. Например: «Вы считаете себя бесценным человеком?» Публичная лекция - это лекция просветительского характера, в которой финалист рассказывает о том, что ему близко и важно из области российской культуры, науки, духовно-нравственных ценностей российского народа.

 

Кто стал учителем года

 

25 апреля стали известны имена победителей «Учителя года - 2025» в Приамурье. Лучший педагог отправится в Санкт-Петербург на финал всероссийского конкурса.

 

«Учителем года-2025» стал Константин Адлер, учитель начальных классов школы N200 Белогорска. Второе место заняла Юлия Мазунина, учитель русского языка и литературы школы N27 Благовещенска. «Бронза» конкурса - у Натальи Богдановой, учителя английского языка школы Чигирей Благовещенского округа.

 

«Ребёнка легко увлечь книгой»

 

В этом году в регионе одновременно проходило сразу восемь конкурсов педагогического мастерства. Помимо традиционного «Учителя года» состоялись «Воспитать человека» (здесь соревнуются классные руководители, советники по воспитанию, заместители директора по воспитательной работе). А ещё - «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» (конкурс для специалистов допобразования), «Мастер года» (сфера среднего профобразования), «Педагогический дуэт» (соревнуются пары из молодых учителей и их наставников), «Педагогический дебют» (начинающие учителя со стажем до трёх лет) и «Педагог-библиотекарь».

 

Между книгой и ребёнком сегодня стоит не только библиотекарь - ещё и гаджеты с соцсетями, мессенджерами и видеоплатформами, говорят работники учреждений культуры. Как в век информационных технологий педагоги-библиотекари находят точки соприкосновения с детьми и чему их учат, как раз и продемонстрировали участники первого регионального конкурса «Педагог-библиотекарь». И если это состязание - новичок среди конкурсов педагогического мастерства, то остальные семь традиционно устраивают в Приамурье каждую весну.

 

При этом круг специалистов сферы образования становится всё шире. Больше 30 лет назад проходил только «Учитель года», затем организовали конкурс для воспитателей, представителей дополнительного и среднего специального образования. После появилось состязание для начинающих педагогов, классных руководителей и советников по воспитанию, завучей, отдельным конкурсом стал «Педагогический дуэт». Ну а в этом году в области решили определить и лучшего педагога-библиотекаря.

 

Четвёрка лучших

 

Изначально заявки на конкурс подали 10 специалистов, в финал вышли четверо. Каждому участнику нужно было подготовить медиавизитку - видеопрезентацию, где он рассказывал о своей работе и о себе. Кстати, познакомиться с визитками может любой желающий - эти материалы есть в открытом доступе на сайте Амурского областного института образования. Затем библиотекарям, как и учителям, необходимо было рассказать о своей работе, какие методики они используют и чем могут поделиться с профессиональным сообществом. В конце испытаний каждого конкурсанта ждал открытый урок с детьми.

 

«Просто встань на место ребёнка»

 

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор», - уверена педагог-библиотекарь школы N2 из Свободного Олеся Кольга, которая стала лучшей в своей профессии по итогам прошедшего педагогического соревнования библиотекарей.

 

Сделать так, чтобы книга стала спутником человека на всю жизнь, - задача непростая, особенно в современных условиях. Но вполне выполнимая, уверена Олеся Кольга. Библиотекарем она работает уже одиннадцатый год, причём первое образование у неё - экономическое. Затем она получила диплом педагога-библиотекаря, а потом ещё и учителя истории и обществознания.  «Я не считаю, что ребёнка сегодня сложно увлечь книгой. Просто нужно уметь вставать на сторону детей и видеть мир их глазами, - уверена Олеся Кольга. - Мы работаем с Яндекс.Формами, интерактивными онлайн-досками, учимся делать электронные плакаты, составляем электронные читательские дневники. Сейчас много интересных, инновационных форм работы. И детям они ближе, а значит, должны быть близки и нам».

 

На занятии со школьниками Ольга Кольга обсуждала ценность хлеба. На примере военных произведений ребята выяснили, чем был этот повседневный для современных ребят продукт для жителей блокадного Ленинграда.

 

«Работа для души»

 

У педагога-библиотекаря зейского лицея Екатерины Верхотуровой стаж скромнее - два года. И к этой работе она тоже пришла не сразу. «Я больше десяти лет отработала директором магазина - по образованию экономист, затем ушла в декрет. А потом пришла в лицей. Это работа для души, и выполнять её можно только с душой, - говорит она. -  Вообще библиотекарь - это ещё и педагог-универсал. Он может провести любой урок при необходимости. Например, преподаватель заболел или уехал в командировку. Я беру у учителя необходимые материалы и замещаю его. Кроме того, есть работа с учебниками. Заказ, учёт, выдача - всё это, конечно же, лежит на нас».

 

Библиотекарь для подростков

 

Стоит понимать, что библиотекари бывают разные. «Есть школьные педагоги-библиотекари, а есть - в сфере среднего профессионального образования, - объясняет  педагог-библиотекарь Амурского колледжа сервиса и торговли Галина Щербак. - Мы работаем уже не с детьми, но ещё и не со взрослыми. Важно понимать подростковую психологию, знать, что нравится читателям в этом возрасте».

 

Книга - это слово, а не листы бумаги, говорит Галина Щербак. И если подростку удобнее читать электронную версию произведения - библиотекарь его только поддержит. Более того, на открытом уроке Галина Щербак рассказывала ребятам о новых библиотеках и о том, как их можно использовать для учёбы. «Моими учениками на открытом уроке стали девятиклассники, - рассказывает педагог-библиотекарь. - Они уже через пару месяцев будут выпускниками, кто-то пойдёт в колледжи, кто-то - в десятый класс. Научно-исследовательские работы станут серьёзнее, появится больше проектов. И для успешной работы им нужно будет уметь находить, фильтровать и анализировать информацию. И здесь могут помочь библиотеки, особенно современные модельные. Это давно уже не просто книгохранилища. У них достаточно специфического оборудования, в зависимости от направления деятельности - от швейного курса до школы видеоблогинга. И вот необходимо вам, например, снять видеовизитку. Где это сделать? В библиотеке. Здесь дадут и нужные знания, и помогут с реализацией благодаря имеющейся аппаратуре».

 

Школьный читатель идёт на личность

 

Библиотека действительно гораздо больше, чем комната с учебниками и произведениями школьной программы. Но насколько часто дети будут сюда заглядывать, зависит в первую очередь от самого хранителя книжных знаний. «Дети идут на человека. После интересного мероприятия - акции, конкурса - у нас всегда наплыв посетителей, - делится профессиональными секретами педагог-библиотекарь шестой школы Тынды Валентина Безлюдова. - Но не все акции проходят одинаково успешно. Нужно дать хорошую рекламу, всем рассказать, сделать афиши, пройтись по классам, а потом ещё и напомнить. Тогда желающие прийти в библиотеку появятся. А если мероприятие было проходным, дети не заинтересовались - значит, ты где-то недожал, недокрутил, не зацепил». Школьный читатель идёт именно на личность библиотекаря, уверена Валентина. «Нужно, чтобы ребёнок тебя знал. Он приходит к тебе пообщаться и заодно книжку взять. Ты не можешь просто сидеть в библиотеке и выдавать книги. Так контакта не будет. Дети прекрасно чувствуют тебя и идут за книгами, если сам библиотекарь им нравится», - объясняет она тонкости своего дела.

 

Знакомым и одновременно новым был урок конкурсанта из Тынды. Вместе с Валентиной дети взглянули по-новому на сказочных героев. Они оценили их истории и поведение с точки зрения правильного образа жизни. И нашли вредные привычки у знакомых с детства персонажей: например, обжорство Винни Пуха, Карлсона, Сиропчика (героя книг о Незнайке). А ещё эти герои не были ценителями спорта. И в противовес им разобрали поведение Золушки, крокодила Гены и Мойдодыра. Убедились, что быть доброжелательным, трудолюбивым и чистоплотным лучше, чем ленивым. Но можно, как Федора Егоровна из «Федориного горя», исправиться и избавиться от того, что мешает здоровому образу жизни.

 

Три победителя и номинант

 

Во второй день четверых конкурсантов ждал второй тур и ещё три испытания. Сначала «Мастер-класс», где каждый из библиотекарей поделился профессиональными «фишками». Например, Екатерина Верхотурова показывала, как можно использовать в работе библиотекаря искусственный интеллект. Кроме того, конкурсантам предстояло вместе разработать проект идеальной библиотеки в «Творческой мастерской», а затем на «Публичной лекции» рассказать, как с помощью литературного произведения можно воспитывать подрастающее поколение.

 

В итоге первое место заняла Олеся Кольга из Свободного, второе - Екатерина Верхотурова из Зеи, третье - Валентина Безлюдова из Тынды. Галина Щербак выиграла в номинации «Воспитание духовностью». Все финалисты получили денежные премии. А самое главное - опыт. Регион готов проводить этот конкурс ежегодно, чтобы профессиональное сообщество педагогов-библиотекарей продолжало развиваться в Приамурье.

 

Два с половиной миллиона для победителей в сфере образования

 

- В Амурской области работают талантливые, преданные своему делу педагоги. Свою профессиональную подготовку они в очередной раз продемонстрировали на конкурсах профмастерства, которые проходили в регионе. Подобные конкурсы очень важны - они дают возможность обмениваться опытом, находить новые подходы и внедрять современные практики в образовательный процесс, - подчёркивает губернатор Амурской области Василий Орлов.

 

Почти два с половиной миллиона рублей выделил областной бюджет на премии для победителей, призёров и лауреатов педагогических конкурсов Приамурья.100 тысяч рублей - за первое место, 60 тысяч - за второе, 40 тысяч - за третье, и по 15 тысяч - лауреатам. Такие награды получили все победители региональных этапов конкурсов педагогического мастерства.

Екатерина Гвоздовская

НазадАрхив