Сегодня на Амуре № 20 (21 мая 2025 г.


Встречают по одежке

 

Место встречи - привокзальная площадь. Белогорск серьезно намерен взяться за еще один объект благоустройства. Если всё получится, то уже в 2027 году всех прибывающих и убывающих город будет встречать и провожать красиво.

 

Первые наработки рабочего проекта обсудили заместители главы города с представителями архитектурного бюро «Море». Встреча состоялась в режиме телемоста Белогорск-Казань. Успешный опыт участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях с этой группой экспертов уже есть. Буквально в прошлом году благодаря такому сотрудничеству город привлек 150 млн  рублей федеральных средств на благоустройство озера Зеркальное.

 

Теперь в фокусе ландшафтных архитекторов, дизайнеров, урбанистов то самое общественное пространство, которое тесно связано с рождением крупной железнодорожной станции на Транссибе.

 

Понимая проблемы

 

Каким его видят жители и гости города сейчас, что им нравится и не нравится, обсуждалось в конце апреля. Общемозговой городской штурм традиционно состоялся в центре культурного развития. Он объединил разные поколения, став массовым местом сбора информации о привокзальной площади.

 

- В рамках обсуждения горожане предлагали свои концепции по благоустройству территории, - напомнила замглавы по ЖКХ Ольга Алексеева. - Именно они стали основой первой работы по проектированию. Критической оценки по сути транзитной территории участники общественных обсуждений не стеснялись.

 

Отзыв изнутри и первое впечатление командированного эксперта сформировалось в проблематику пространства. Визуальный шум на фасадах, отсутствие единого дизайн-кода, навигации, указателей иинформации о городе, благоустроенных зон отдыха, устаревшая инфраструктура, недостаточное освещение, хаотичные парковки и небезопасная пешеходная зона оставляют двоякое впечатление. Больше грустное… Не спасают даже «весёленький» вид здания вокзала, новая аллея Молодёжи и памятник переселенцам.

 

- Помимо проблем, связанных с архитектурным обликом и благоустройством, которые можно будет решить в рамках нашего проекта, очень часто звучат проблемы, решение которых должно выводиться на управленческий и социальный уровень, - отметила ведущий архитектор Аида Закирова. - Отмечены проблемы, связанные со скоплением маргинальных личностей, замусоренность. Понятно, что это специфика практически всех привокзальных площадей. Поэтому для города стратегически важно сделать это место комфортным и безопасным как для приезжих гостей, так и для жителей района, а также пользователей общественного транспорта.

 

В ожидании перемен

 

Изучив исторические фото привокзальной площади, и пообщавшись с музейными работниками, архитекторы пришли к мнению, что на привокзальную площадь пространство у вокзала было больше похоже, оказывается, лишь в 60-х годах прошлого века. По крайней мере, прослеживался единый концептуал.  Постсоветское переустройство наложило свой отпечаток. Теперь концептуал схож с хаосом и ожиданием перемен. Правда, с ноткой ностальгии о молодости, романтики и даже детства.

 

- На этом этапе нам крайне важно понять, чего хотим от проекта в конечном итоге, - заострила внимание Аида Закирова. - Минимальное благоустройство с заменой автобусного павильона, дорожного и пешеходного покрытия. Либо всё-таки кардинальное изменение, которое коснется и фасадов многоэтажек, и оформления коммерческих объектов, и изменения парковочных площадок, рекреационных зон. На это определение с учётом всех земельно-имущественных вопросов у нас немного времени. Решать городу, но с точки зрения грамотной урбанистики лучше сразу соблюсти принципы развития пространства.

 

В числе последних и физически-визуальный комфорт, и идентичность места, и повышение инвестпривлекательности, и разделение транспортных потоков. В совокупности с малыми архитектурными формами, озеленением, дополнительными мерами безопасности привокзальная площадь Белогорска оживёт. Главное, говорят в КБ «Море», всё правильно оформить документально и заручиться поддержкой федерации в финансировании мероприятий. Выполнить их необходимо будет за год. Конкурсные требования ужесточены, в том числе и в части привлечения частных инвестиций на софинансирование.

 

Совместные решения

 

Вместе с тем, специалисты отмечают, что внешним изменением территории не обойтись. Трансформация должна произойти и в головах тех, кто использует ее. Без культуры поведения, культуры уличной торговли не обойтись.

 

- С 2009 года торговля на вокзальных перронах РЖД запрещена, - отметила замглавы по экономике Лариса Цыркунова. - Однако бабушки, особенно в летний период, периодически появляются на муниципальных землях, и у аллеи Молодёжи, и у пешеходных зон. Профилактические беседы ведутся. Но в целом понятно, что приезжим интересно что-то купить на привокзальной площади. Понятно и то, что внешний вид существующих киосков, разномастные вывески вносят дисбаланс в визуальное восприятие площади. Будем обсуждать это с предпринимателями.

 

Предстоит большая работа и с собственниками жилья в прилегающих многоквартирных домах. Ведь, по сути, обновление фасадов, кровель - это работы, связанные с капремонтом, где требуются общедомовые решения, а финансирование - привлечение средств Фонда капремонта. Ремонт и восстановление обшивки зданий и ограждений поможет создать приятную, аккуратную атмосферу на ул. 1-ая Вокзальная и улучшить облик территории.

 

Конкурс уже объявлен, от субъектов Дальнего Востока заявки принимают до 20 июня. Надеемся, администрация успеет.

Светлана Саенко

НазадАрхив