Сегодня на Амуре № 43 (29 октября) 2025 г.


Ремонтировать нельзя переселить

 

25 октября жителей дома по ул. Южная, 5 пригласили в администрацию Белогорска, чтобы встретиться с её представителями, управления ЖКХ, управляющей компании «Концепт» и следственного отдела. Одни пришли чтобы разобраться с состоянием их дома, другие - чтобы запутать. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева тоже решила разобраться в ситуации.

 

Дом по ул. Южная, 5 имеет долгую историю - он был построен в далёком 1939 году. В 4-этажке площадью чуть более 3 тысяч кв. метров с тремя подъездами расположены 44 квартиры, в которых, согласно последним данным, зарегистрированы 85 человек. Из 44 квартир десять относятся к муниципальной собственности. И в них по большей части люди проживают с подселением. Что это такое, наверное, не стоит долго объяснять: это когда у каждого отдельная комната, но общие коридор с кухней и туалет с ванной.

 

За годы дом обветшал - и снаружи и внутри. Согласно региональной программе, капитальный ремонт в нём должен был начаться в 2021 году с внутридомовых инженерных сетей. Однако они так и не были сделаны. Причина, на которую сослался Фонд - ограниченно работоспособное состояние межэтажных перекрытый. И перенёс работы на конец 2022-го. Управление ЖКХ до наступления этого срока назначило межведомственную комиссию, которая обследовала дом и признала его пригодным для проживания. Ну, то есть, сносить нельзя, жить можно, нужно лишь отремонтировать.

 

Такая постановка подавляющее большинство жителей устроила, ведь они вложились в ремонты своих жилых квадратов. А после капремонта все остальные проблемы дома были бы решены.

 

Однако такая позиция большинства некоторым жильцам не понравилась. Точнее, двух квартир из, напомним, 44-х. Судя по всему, уж очень им хотелось, чтобы их квартиры были признаны непригодными для проживания, дом аварийным и подлежащим сносу. Иначе говоря, расчёт был на новые квартиры. Недовольные через суд потребовали назначить обследование дома и квартир специализированной организацией, ну и попутно признать дом непригодным для проживания.

 

Фемида согласилась лишь с одним требованием - заключение комиссии было признано недействительным. На администрацию города была возложена обязанность провести обследование дома специализированной организацией.

 

В управлении ЖКХ так и сделали. Однако экспертиза, проведённая «Союзом «Торгово-промышленной палаты Амурской области» также не устроила недовольных. Эксперт вынес аналогичное заключение - дом для проживания пригоден. Нужен лишь капитальный ремонт. И «жаждующие справедливости» снова обратились в суд, ну и попутно в следственный отдел Белогорска.

 

Не будем погружаться в тонкости судебного процесса, скажем лишь, что в суде выяснилось, что Амурская торгово-промышленная палата проводить подобные исследования не может.

 

Апелляционная инстанция вынесла вердикт: возложить на межведомственную комиссию Белогорска обязанность «принять решение на основании заключения специализированной организации». То есть, сначала должен сказать своё слово эксперт. А уж потом действовать - ремонтировать или расселять ввиду аварийности дома.

 

Пока суд да дело, наступил 2025 год. Администрация города отправила в адрес специализированных организаций запросы, касающиеся стоимости изыскательных работ. К этому времени своё заключение вынесли эксперты дальневосточного филиала ФГКУ «Судебно-экспертный центр следственного комитета РФ». Согласно ему, техническое состояние конструктивных элементов дома оценивается как ограниченно работоспособное. В перечне выявленных нарушений - 24 пункта: от мусора на чердаке до требующих укрепления межэтажных перекрытий.

 

Заключение и было озвучено на встрече с жителями дома 25 октября. «Выявленные нарушения относятся к текущему и капитальному ремонту и являются устранимыми», - зачитал представитель следственного отдела по Белогорску СУ по Амурской области Сергей Карелин.

 

И опять - ни слова об аварийности 4-этажки и о срочном расселении жильцов.

 

Продолжила начальник правового управления Наталья Фахрудинова.

 

- В случае решения экспертов о проведении капитального ремонта,  администрация города готова взять на себя обязательства: первое - разработать проект, второе - уточнить бюджет, третье - отобрать подрядчика и провести работы. Со своей стороны жильцы обязаны будут также соблюсти условия: обеспечить доступ в квартиры. И если для этого нужно будет временно их освободить, то город готов предоставить жильё из маневренного фонда. Эти вопросы мы будем решать.

 

- А если денег не хватит на капремонт, собственники будут платить? - спросила одна из участниц встречи Елена Петько.

 

- Что значит - не хватит? - удивилась Фахрудинова. - Вы меня слушали внимательно? Деньги будут выделены из бюджета...

 

То, что в доме ремонт будет, большинством было встречено одобрительно. Люди стали делиться наболевшим. У кого-то соседка - «подселенка», и годами не то, что не участвует в ремонте квартиры, но даже полы не моет. У кого-то пол рассыпается - «нужно засыпать гравием и забетонировать». У третьих перекрытия вызывают тревогу, стены рассыпаются, углы плесенью от сырости почернели, вода ржавая из крана бежит.

 

Кто-то пожаловался, что обращались в «управляйку», однако проблемы почти не решались. Директор УК «Концепт» Дмитрий Осипов категорически не согласился.

 

- Слова «мы ходили, мы обращались» не по делу. Можете ходить хоть сколько. А вот когда обратились письменно в управление ЖКХ - лёд тронулся. Когда фонд отказался от ремонта - тронулся ещё дальше. Вы поймите, это - бюрократия, это не моё решение. Всё, что можно, управляющая компания сделала. На следующей неделе опять обойдём каждую квартиру, посмотрим, что у кого ещё что нужно сделать. Что касается перекрытий… Дом старый и перекрытия деревянные. Их замена и ремонт - это вопрос времени. Плюс перегородки… Что скажут эксперты, так и будем делать.  Скажут под снос - будет город искать квартиры и переселять вас. Скажут ремонтировать - будем ремонтировать. Но любой вариант будет нервотрёпный.

 

Люди согласно зашумели.

 

- Виктория Викторовна, - обратился тут Осипов к одной из «группы недовольных», жительницы дома по фамилии Пак, - я понимаю Ваше желание сменить старый дом на новый…

 

- Это не так… - попыталась та возразить в ответ.

 

- А что ж Вы так бьётесь за то, чтобы признать дом нежилым?

 

- Очень хочется спать спокойно, не думая, что на тебя свалится перекрытие, - ответила Пак.

 

- Зато Елена Ивановна (Петько) снова пойдёт в суд, - сказала Фахрудинова.

 

- Ну, ей очевидно, заняться нечем, пусть ходит, - сыронизировал кто-то из жителей.

 

- Зачем мне идти в суд, если вы будете работать, - ответила Петько. И затем выдала сопутствующее этому условие, которое родилось где-то в настолько потаённых уголках её ума, что смысл его не сразу дошёл до специалистов. Так вот, по её убеждению, суд обязал администрацию соблюсти условия некоего 47-го пункта, согласно которому «если капитальный ремонт положен, то должна быть приложена сметная документация всего». И если «сметная документация будет дороже, чем строительство нового такого же жилого дома той же площади, то тогда дом признается непригодным». И это, мол, ещё прописано и в постановлении правительства.

 

- Норму права назовите, где должна быть приложена смета, - попросила её Фахрудинова.

 

- Судья вам указала - пункт 47, - пфыкнула Петько.

 

- В решении суда речь идёт о заключении специализированной организации, не про какую смету там не говориться. Не вводите людей в заблуждение, не переворачивайте решение суда с ног на голову, - жёстко отреагировала на абсурд Фахрудинова. - И если вы с ним не согласны…

 

- Там (в экспертизах, - прим. автора) не была приложена проектно-сметная документация по капремонту межэтажных перекрытий. И всего дома - труб, фасада, крыши… - повысила голос Петько, очевидно, пытаясь высокой тональностью победить разумные доводы, - и эта ПСД должна быть меньше строительства нового дома. Тогда ремонтируйте. Если строительство дешевле - то тогда стройте!

 

- Это у вас, наверное, какое-то своё законодательство? - с иронией уточнила Фахрудинова.

 

- Это написано в суде! - сфальцетила та в ответ.

 

- Не вводите граждан в заблуждение, - жёстко оборвала её начальник правового управления. - Откройте решение суда и почитайте. То, что вы сейчас озвучили, это ваши фантазии.

 

И тут стало ясно, что именно это людей раздражает - факт вмешательства в решение проблемы их дома постороннего человека, судя по происходящему и произнесённому, слабо разбирающего в законодательстве. И это была Елена Петько, которая в начале встречи озадачилась якобы нехваткой денег у города на ремонт дома.

 

- Эта «тётенька» не понять, откуда взялась, и ведёт себя как собственник. Никто её ни разу не видел, - возмутилась жительница дома. Соседи поддержали.

 

Тут выяснилось, что Елена Петько не является ни собственником, ни нанимателем жилья в доме N5 по ул. Южная. У неё есть договор найма с собственником одной из квартир из “группы недовольных”. Но по факту в доме она не живёт, а представляет интересы «недовольных» в судах. Так сказать, ещё один вольный юрист.

 

Тем временем Наталья Фахрудинова привела «для информации сидящих в зале» размеры коммунальных долгов жильцов. Оказалось, что дом по ул. Южная, 5 задолжал 5,7 млн «Горэнерго» за поставленное тепло, расчётно-кассовому центру (а следовательно, остальным поставщикам коммунальных ресурсов) - 5,6 млн. За электроэнергию долгов почти не было, что и понятно. Энергетики, в отличие от коммунальщиков, с должниками не церемонятся - просто отрубают свет. И точка.

 

Долги разобрали по квартирам: кто, сколько и живёт ли в квартире вообще.

 

- Самое главное, жильцы согласны жить в этом доме? Согласны, - закончила встречу одна из пожилых жительниц дома.

 

- Но капитальный ремонт нужен, - подсказали ей.

 

- Нужен, - кивнула пенсионерка.

 

Люди стали подниматься и уходить, с неодобрением посматривая на Петько.

 

- Во, замутила, - вздохнул жилец-мужчина. - Не остаться бы вообще без ничего…

 

Но в администрации заверили - всё сделаем. Как надо, а не как кто-то придумывает.

НазадАрхив