На
октябрьском заседании горсовета главный врач Белогорской
межрайонной больницы Виктор Бардов рассказал депутатам о
потенциале медучреждения и что он думает насчёт того, почему
медики уходят работать в платные клиники, что ждёт пациентов и
что влияет на смертность. Специальный корреспондент газеты
«Сегодня» Елена Гладышева услышала честные ответы на сложные
вопросы.
И фельдшер справится
О том, как оказывается медицинская помощь, главврач рассказывал больше 40 минут. Впрочем, речь шла не только о горожанах. Экстренная и неотложная медпомощь оказывается жителям Белогорского округа, а по ряду профилей и диагностическим исследованиям - и жителям Серышевского, Ромненского, Октябрьского округов. Согласно больничной статистике, за 9 месяцев в стационаре лечение получили 4,1 тысячи пациентов, в том числе 963 ребёнка, на дневном стационаре - 106 человек, в стационаре при амбулаторно-поликлинической службе - 1605. В поликлинику за девять месяцев прикреплённые к ней пациенты обратились 238751 раз, на дому медики обследовали 7678 человек.
В начале доклада - об оказанной скорой медицинской помощи. Бригадами «скорой» за девять месяцев выполнено более 19,5 тысяч вызовов. И это при катастрофической нехватке медиков. Вместо девяти положенных по стандарту бригад сегодня на линии выходят всего четыре. Одна в запасе, на экстренный случай. Чаще в бригаде - фельдшер и водитель. Хотя в идеале должны быть врач и фельдшер или два фельдшера.
- Ситуация с количеством бригад вызывает вполне обоснованные опасения - кто приедет на помощь в критической ситуации? - спросила главврача депутат Елена Гладышева.
- Врачи сегодня выезжают на самые сложные, порой непонятные случаи. А с повышением температуры или артериального давления, которые составляют основную часть поступающих вызовов, справится и фельдшер. И чем больше последних на «скорой» - тем лучше, - добавил он.
Но, вздохнув, признал, что фельдшеров на сегодня не хватает. Не говоря уже про врачей (к слову, в белогорской «скорой» работают пять врачей и 26 фельшеров), в числе которых реаниматологи, и которым пора присваивать бренд премиального класса. Поэтому чтобы увеличить количество бригад на линию выезжает с водителем один медик. И получает за это 100% доплату. В условиях кадрового дефицита, пояснил Виктор Бардов, совершенно нецелесообразно отправлять на вызов двоих... Исключение - сложный вызов.
А вот водители «скорой» есть. Они получают доплату, заверил главврач, и по ним дефицита нет.
- Но работа сложная, тяжёлая, и как бы не оплачивалась, желающих работать особо нет, - подытожил он.
Трагично, но не критично?
Затем Виктор Бардов перешёл к смертности и летальности. Которые, как это парадоксально не звучит, являются основными показателями эффективности работы здравоохранения. И здесь, заверил главврач депутатов, мы (то есть, город и больница вместе взятые) далеко не на самых худших позициях: не выше общероссийских и ниже среднеобластных: количество умерших за 9 месяцев по разным причинам людей снизилось на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это был осторожный пессимизм. В целом по России, и Белогорск не исключение, на первом месте стоит смертность от сердечнососудистых заболеваний, на втором - от новообразований, затем - от болезней органов дыхания и пищеварения. Но в последнее время умирать от сердечнососудистой патологии белогорцы стали меньше, хотя статистика остаётся тревожной - за 9 месяцев бригады «скорой» доставили в региональный сосудистый центр 212 человек с инфарктами и 268 - с инсультами. Смертность от рака также сдаёт свои позиции - почти на 25% меньше, чем годом ранее. Причина - увеличение продолжительности жизни, улучшение диагностики, раннее выявление онкологии.
- Но есть небольшая тенденция к росту заболеваний органов дыхания и эндокринной системы. Пациенты, которые длительно болеют сахарным диабетом и получили осложнение заболевания, к примеру, почечную или печёночную недостаточность, гангрену, диабетическую стопу, они, к сожалению, погибают. И от этого мы никуда не уйдём. При большом «стаже» диабета мы вспять развитие патологий не повернём, - констатировал Бардов.
И в завершение устрашил:
- А ещё люди погибают от пневмоний, от хронической обструктивной болезни лёгких (сокращённо - ХОБЛ, при котором постепенно сужаются и деформируются бронхи - прим. автора), которая возникает в результате длительного курения…
К слову, вылечить ХОБЛ нельзя. Но можно замедлить её развитие, научиться избегать обострений и облегчить симптомы при обострении. А это требует времени, сил и денег. В общем, есть над чем задуматься поклонникам этой вредной привычки.
И в завершение темы смертности главврач Белогорской больницы рассказал о смертях детских. Они, по его словам, самый опасный и страшный показатель эффективности работы здравоохранения. Белогорский показатель в два раза ниже среднеобластного, но чуть выше российского. Причина - в этом году город вместе с больницей потерял четырёх детей.
- Один случай связан с врожденными пороками развития, несовместимыми с жизнью, - рассказал Виктор Бардов. - Остальные связаны с внешними причинами - один ребёнок утонул и два погибли в ДТП…
Зарплаты есть, кадров нет
Затем речь снова зашла о кадрах. Точнее, об их дефиците. В этом году в больницу после окончания Амурской медакадемии устроились пять молодых врачей (три терапевта, патологоанатом и анестезиолог-реаниматолог). Остальные девять - это, по словам главврача, доктора, «которые имеют определённый стаж работы».
Кадровая работа ведётся непрерывно, заверил депутатов Виктор Бардов. Но пока некоторым специалистам приходится работать за двоих, а то и за троих. К примеру, анастезиологи-реаниматологи работают на 1,5-2,5 ставки, берут ночные дежурства. Такая же ситуация в патологоанатомическом отделении, где несмотря на наличие трёх штатных врачей работают ещё два внешних совместителя, которые «смотрят гистологии и прижизненный биопсийный материал».
- Что касается терапевтов и педиатров, - разъяснил главврач, предвосхищая вопросы. - Все мы понимаем, что специалист, который окончил шесть курсов в медакадемии, так называемый специалитет, может прийти либо участковым терапевтом, либо участковым педиатром. Но работать в стационаре он сможет только после двухгодичной ординатуры.
То есть, опять придётся ждать.
- Нам нужны врачи-эндоскописты, - продолжил рассказывать Бардов. - На сегодня больница обеспечена самым лучшим оборудованием - видеогастроскопом, видеоколоноскопом… Но штатных специалистов у нас нет, работают четыре внешних совместителя, один из военного госпиталя, специалист из ж/д-поликлиники, которые обеспечивают круглосуточную работу оказания неотложной помощи. Ещё в этом году мы привлекли двоих специалистов из Благовещенска - они приезжают в выходные дни для проведения плановых обследований пациентов.
То
есть, с одной стороны работа по доступности оказания медпомощи
ведётся. Но с другой, признал главный врач, своих полноценных
штатных сотрудников в больнице нет.
- Нам необходимы хирурги, уролог, эндокринолог, кардиолог, - перечислил он. - Они есть, но в количественном составе это катастрофически недостаточно на всё обслуживаемое нами население.
Нужен Белогорску детский эндокринолог. Правда, его нет ни в одном муниципалитете региона. И, кстати, это проблема всей страны. Поэтому было бы просто здорово, признался Виктор Бардов, если бы он появился. Обрадовались бы в больнице и появлению травматологов-ортопедов, критическая ситуация с которыми сложилась в начале осени. Один врач уволился и уехал в другой регион, один в настоящее время на длительном больничном, и сегодня в травмкабинете работает один специалист. В общем, ситуация «ох и ах»…
В целом, признал главврач, вопрос с дефицитом кадров стоит остро. В больнице около сотни вакантных мест как по врачебным специальностям, так и по специальностям средних медицинских работников. При этом средняя зарплата по врачам составляет 108796 рублей, по медсёстрам - 67052 рублей.
- Плюс специалисты первичного звена по Указу президента от Фонда медстрахования получают дополнительные выплаты, которые не входят в зарплату, не проходит через больницу, - сообщил главный врач Белогорской больницы. - В амбулаторном звене у врачей это 30 тысяч рублей, а при работе в сельской местности сумма увеличивается до 50 тысяч.
Было бы желание, квартира найдётся
В числе мер социальной поддержки медиков - предоставление жилья. Здесь больница, по словам Виктора Бардова, тесно работает с городской администрацией. Результат - за всё время не было ни одного отказа в предоставлении жилья врачам, которые приезжают работать в город.
- Мы получили субсидию в размере 12 млн рублей на покупку двух 2-комнатных квартир в собственность больницы для заселения специалистов. Предоставляем частичную оплату съёмного жилья, плюс гибкая система дополнительного стимулирования и эффективный контракт. Кто сидит на ставке и не выполняет нагрузку, получает базовую зарплату. А вот тем, кто работает сверх, доплаты гарантированы. Плюс помощь в трудоустройстве супругов, в устройстве детей в детский сад или школу… Отказов и проблем никогда не бывает, - перечислил он.
И рассказал ещё об одной мере. Молодым сельским специалистам, как известно, положена единовременная выплата по программе «Земский врач» и «Земский фельдшер». На территории города, соответственно, такая мера не работает. Но работает другое. Специалиста принимают на работу в районное медучреждение (их в составе Белогорской больницы несколько), и он дежурит в стационаре и ведёт приёмы в поликлинике, тем самым помогая коллегам в оказании медицинской помощи населению и города и района.
А ещё в больнице предоставляют возможность дополнительного профессионального обучения, добавил главврач.
- В этом году мы отправили на обучение специалиста по реабилитационной медицине - хотим получить лицензию и предоставлять услуги по реабилитации пациентов в амбулаторных условиях. Учёба длительная - шесть месяцев на базе медакадемии, очная. Да, сложно отпустить медика на такой период, но те знания, которые он получит, они пригодятся и в дальнейшем помогут многим людям, - подытожил он.
Ещё одна гордость Виктора Бардова: медкласс, который открыли два года назад. Сегодня в нём обучаются 40 ребят из разных школ. Занятия проводятся на базе больницы, один раз в неделю. Что же касается так называемых целевиков, тех, кто поступает в медакадемию или медучилище с рекомендациями от больницы, то им гарантировано сопровождение в течение всего времени обучения. Плюс ребята получают доплату к стипендии.
Главное тут, как говорится, желание стать врачом. А там уже научат, подскажут, поддержат.
Оснащается и строится
От кадрового вопроса перешли к вопросу оснащения больницы и строительства.
- Травматологический центр ожидает грандиозная реконструкция и ремонт, - сообщил главврач депутатам. - В нём предусмотрены полноценная зона ожидания, регистратура, санитарная комната для маломобильных граждан. В хирургическом отделении палаты будут двухместными с санитарными узлами. В травматологическом - трёхместными с санузлами. Старт работ ожидаем уже в начале 2026-го.
А их окончание - к 2030-му. К этому времени, выразил надежду Виктор Бардов, будет отстроено и терапевтическое отделение, о котором говорится уже давно. А пока в травмцентре отремонтировали кабинет, где будет проходить освидетельствование граждан на состояние алкогольного и наркотического опьянения.
- Не наша инициатива, - заметил главврач. - Это вид услуг больница никогда не оказывала, но есть ряд пациентов, которые попадают к нам в тяжёлом состоянии, и если их не освидетельствовать, то они уходят от уголовной ответственности. Кабинет отремонтировали, получили санэпидзаключение и подали заявку на лицензирование. Плюс обучили сотрудников, которые будут проводить медосвидетельствование. Кроме этого отремонтировали компьютерный томограф, получаем оборудование для «Школы сахарного диабета» и межрайонного эндокринологического центра, открытых на базе больницы. В этом году также сделан косметический ремонт в детском отделении, что было приоритетным направлением, как и ремонт в детской поликлинике в крыле, где будет развернуто отделение амбулаторной реабилитации.
Право на работу
На том главный врач Белогорской межрайонной больницы закончил свой доклад. Но вопросы к нему остались - разговор продолжился. К примеру, почему время для прохождения аккредитации выпускника медакадемии занимает длительное время.
- Мы тут специалистов ждём, а они месяцами не могут защитить свой диплом, - заметила председатель Совета Виктория Гратий.
Виктор Бардов на её вопрос ответил вопросом:
- А можем ли мы доверить своё здоровье тому, кто не может пройти аккредитацию? Аккредитация даёт специальное право на осуществление медицинской деятельности, оказание медпомощи человеку. Вы же не сядете в машину к водителю, который не имеет водительских прав? То же самое и в нашей системе.
Возразить на это депутатам было нечего. Главврач же добавил, что каждые пять лет медики также проходят аккредитацию, чтобы продолжать работать в системе здравоохранения. И с её прохождением проблем нет, заверил он. Даже привёл в пример себя: имеет три медицинских специальности, все аккредитации пройдены, никаких проблем.
Кадровый
вопрос не отпускал и депутата Наталью Глазкову.
- Вы сказали, что врачи загружены, работают на 2,5 ставки, - обратилась она к Бардову, - но ведь у нас медакадемия в шаговой доступности, так почему не хватает медиков? В чём причина? Или вы плохо работаете, нет, извините, - поправила себя нардеп, - недостаточно работаете с академией, чтобы привлекать специалистов в больницу?
- Вы озвучили хороший вопрос: плохо ли я работаю? - воодушевился главврач. Он явно готов был спорить.
- Не-не, я не это хотела сказать, - начала было оправдываться Глазкова.
- Но прозвучало… интересно, - парировал Бардов. - Смотрите, я работал во многих медицинских организациях, дефицит кадров существует везде. В целом это проблема России, всего российского здравоохранения. Возьмём, к примеру, Благовещенск. Травмкабинет - травматологов нет, работать некому. Областная больница, отделение ревматологии: в единственном лице завотделением - и так на протяжении трёх лет. Отделение нефрологии: уволились три специалиста, остался один врач…
- Но почему они (молодые врачи, - прим. автора) не идут в государственные, а идут в частные клиники? - пыталась понять депутат.
- Вы хотите мой честный искренний ответ?
- Да, - сказала Глазкова.
- Конечно, - поддержал её депутат Юрий Олейник.
- Не надо, - почему-то запротестовал нардеп Михаил Филиппов.
Остальные зашумели, ожидая честного ответа от главврача.
- У меня есть своё мнение по этому поводу, - продолжил тот. - Работая в системе государственного здравоохранения, мы подвергаемся бесконечным проверкам. Первый этап - это страховая медицинская организация. Она проверяет медкарты, стационарные истории болезни, выискивая всяческие дефекты. И даже если этот дефект никак не повлиял на исход заболевания или на самочувствие пациента, но если не там поставили запятую, не так описали или детализировали жалобу, то мы получаем штраф в размере 10%...
И, многозначительно посмотрев в сторону прокурора города, сидевшего неподалеку, добавил, что есть и другие надзорные органы, в том числе Росздравнадзор, Роспотребнадзор...
- При этом, - продолжил Виктор Бардов, - к примеру, в поликлинике мы работаем по методическим рекомендациям, согласно которым на амбулаторный приём пациента отведено 12 минут. Но все понимают, что это в принципе нереально. Мы тратим куда больше времени только лишь на внесение данных пациента в информационную систему... Иначе говоря, на наших сотрудников лежит огромная ответственность. За всё. И не каждый готов к такому. В частных же клиникам на приём пациента отводится не менее получаса. Вот так…
Правила здоровья
Кадровый вопрос депутаты больше не обсуждали. Но вернулись к вопросу здоровья: в чём причина огромного числа инсультов и инфарктов и можно ли как-то изменить ситуацию?
- Заболевания существовали всегда, как и смертность. Никто не может жить вечно, - философски ответил на это главврач Белогорской межрайонной больницы. - Правда в том, что у нас растёт продолжительность жизни, но при этом население стареет, увеличивается глубина старения. А инфаркты и инсульты являются возрастной патологией, мы от этого никуда не уйдем, и их число будет только расти. Главное, чтобы действовали первичная и вторичная профилактика. Первичная - это физическая активность, контроль артериального давления, регулярный приём назначаемых лекарств. Вторичная - это когда после перенесённых сосудистых катастроф пациент не отступал от рекомендаций врачей. Сегодня в регионе действует программа: в течение двух лет после лечения больные имеют право на бесплатное получение жизненно необходимых лекарственных препаратов. Что помогает впоследствии предотвратить повторные инфаркты и инсульты.
Он так хотел, чтобы все - и депутаты, и пациенты это усвоили и запомнили. А потому в заключение ещё раз сказал:
- Главное, придерживаться правильного образа жизни. Никто лучше вас самих не позаботиться о себе.
И эти слова заставили задуматься народных избранников. Вопросов к главному врачу в этот день у них больше не было.
Елена Гладышева