Сегодня на Амуре № 44 (5 ноября) 2025 г.


Невыполненный рейс

 

26 октября в Белогорском округе произошла автоавария, в которой столкнулись пассажирский автобус Yutong, направлявшийся из Белогорск в Благовещенск, и грузовой рефрижератор AF, принадлежащий благовещенскому хладокомбинату. В списках пострадавших - пятнадцать взрослых и четыре ребёнка. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева поговорила с людьми и о людях, которые пришли на помощь в первые минуты после аварии.

 

По стечению обстоятельств, в автобусе в тот день оказались двое медиков. Оба - из Благовещенска, но оба приезжают в Белогорск, чтобы лечить пациентов  отделений гинекологии и терапии. Врач-терапевт Анастасия Тарасенко и врач-гинеколог Максим Кушнарёв одними из первых пришли на помощь пострадавшим до приезда спасателей и бригад скорой помощи.

 

«Возникла, словно из белой мглы»

 

Максим Кушнарёв работает в больнице с августа по предложению главврача. В медицину пришёл вслед за родителями - отец акушер-гинеколог (как и младший брат), мама - акушерка. Стаж работы в медицине - 17 лет. В ноябре его краткосрочный договор с Белогорской больницей заканчивается. В то воскресенье он, как обычно, возвращался домой на выходные к семье.

 

- Когда мы выехали из Белогорска, пошёл сильный снег. На трассе видимость стала практически нулевой, - рассказал Максим Владимирович. - Момент столкновения помню очень хорошо, так как я сидел сразу за водительским местом. Автобус догнал КАМаЗ, запомнился оранжевый цвет его кузова, и стал идти на обгон. Мы поравнялись с грузовиком и тут, как в кино, из белой мглы возникла фура и - бам, лобовое столкновение. Удар был очень сильным.

 

Первые минуты после столкновения, вспоминает он, многие были в шоке. Кто не был пристёгнут, кричал, у кого-то шла кровь из разбитого носа.

 

- Я отстегнулся, кинулся к водителю. В этот момент ещё двое молодых парней пришли на помощь - попытались его деблокировать, но я остановил их, сказал, что до приезда спасателей не надо этого делать. Выяснилось, что водителю зажало передней панелью ноги, как результат - переломы, сильное кровотечение. Сказал ребятам, что нужно достать аптечку и наложить на обе ноги жгуты. Лобового стекла не было, а двери заблокированы, сам автобус метрах в пяти завис над кюветом. Нужно было как-то вытаскивать пассажиров. Разбили боковое стекло, я выпрыгнул в него, обошёл автобус. На раму разбитого окна парни накинули вещи, чтобы пассажиры не поранились об осколки, и начали принимать людей.

 

Максим признаётся: всё происходило быстро, в первые минуты действовал словно на автомате. «Честно говоря, не всё хорошо помню», - говорит он.

 

Но помнит, как укрыли пассажира рефрижератора, который вылетел через лобовое  в кювет, тёплыми вещами и спасательным одеялом. Затем осмотрел маленького ребёнка-пассажира на предмет травм, беременную женщину.

 

- Позже я увидел её в травматологии, подошёл и сказал, чтобы она обратилась в роддом для кардиотокография для оценки состояния будущего ребёнка, - рассказал врач. И добавил: слава богу, какой-то серьёзной помощи никому не потребовалось. И когда из Белогорска прибыли «скорые», вернулся на одной из них в больницу. «Вдруг понадобилась бы моя помощь», - объяснил своё решение Максим Кушнарёв.

 

«Салон сжался, словно гармошка»

 

«Значимость моего участия в оказании помощи сильно преувеличена», - говорит Анастасия Тарасенко. Врач-терапевт с 16-летним стажем также приезжает на работу в Белогорскую больницу - вот уже год суточная смена у неё начинается рано утром в субботу. В воскресенье, 26 октября, сдав дежурство, она поспешила на автобус. Можно сказать, запрыгнула на уходящий в областной центр рейс. Место досталось в конце салона.

 

- Когда мы выезжали из Белогорска, начался сильный мокрый снег, падал крупными хлопьями, - вспоминает она. - За городом видимость ухудшилась, но почувствовала, что автобус стал набирать скорость - обгонял попутно двигавшиеся автомобили. Даже на мосту. Тогда ещё проскользнула мысль: всегда же аккуратно и спокойно ездили, куда сейчас так спешим? А из окна из-за снега даже обочины не было видно...

 

Момент столкновения Анастасия помнит ясно до сих пор.

 

- Всё произошло, когда мы стали обгонять КАМаЗ - какая-то секунда и резкий удар. Автобус летит в кювет, словно сжимаясь в воздухе гармошкой, а прицеп фуры летит на нас... Люди даже не успели закричать.

 

Паники, вспоминает врач, на удивление не было. После столкновения многие пассажиры стали звонить в «скорую». Анастасия же встала, посмотрела вперёд, увидела, что больше всех пострадал водитель автобуса и пассажирка с правой стороны второго ряда. Увидела и вылетевшего через лобовое окно пассажира фуры - парень лежал внизу обочины. И она позвонила в отделение, в котором работала.

 

- Я передала коллегам информацию о случившемся, кто и как предположительно пострадал, чтобы «скорые» лучше ориентировались, - говорит она. - После позвонила завотделением реанимации, сообщила о возможном количестве серьёзно пострадавших и о предполагаемом характере травм. Чтобы врачи-анестезиологи, травматологи и хирурги были готовы к приезду пациентов.

 

По словам Анастасии Тарасенко, тот факт, что почти все пассажиры автобуса были пристегнуты, сыграл свою роль. «В противном случае характер травм был бы серьёзнее, люди бы пострадали сильнее», - добавляет она.

 

- В автобусе ехали молодые парни, которые, как позже выяснилось, ехали в аэропорт, чтобы отбыть в зону СВО. Совсем ещё мальчишки, - вспоминает врач-терапевт. - Они-то первыми и пришли на помощь. Наложили водителю автобуса жгуты из подручных средств, затем стали искать, как выбраться из покорёженного автобуса - аварийный выход оказался заблокирован. Парни разбили окно, один из них снял с себя куртку, кинул на осколки, и стали спускать пассажиров наружу в руки подбежавших водителей, которые проезжали мимо.

 

Она рассказала, что в аварии также сильно пострадала пассажирка, сидевшая во втором ряду по правой стороне. На предложение встать и выйти, женщина ответила, что не может. «Тогда мы увидели, что у неё сломаны обе голени. Тогда ребята ей также быстро наложили жгуты из подручных средств и на руках аккуратно вынесли через окно».

 

- Когда я выбралась из автобуса, то побежала посмотреть, в каком состоянии находились водитель и пассажир рефрижератора, - рассказывает Анастасия. - Пассажир, очевидно, спал в момент аварии, и не был пристёгнут, поэтому и вылетел в лобовое стекло. Он пожаловался на боль в грудной клетке и в позвоночнике. Мы с подбежавшими водителями попытались аккуратно переложить его на одеяло, чтобы не лежал на холодной земле, но боль у него усилилась, поэтому постарались только посильнее укрыть. Водитель же оказался зажатым между сиденьем и рулём, и подобраться к нему не было возможности. Но стало понятно, что он находится в состоянии шока…

 

- Я всего лишь проверяла, в сознании ли пассажиры и оценивала характер травм, - добавляет Анастасия Тарасенко. - Наблюдала, чтобы были в сознании, как шли на контакт.

 

Человечность и равнодушие

 

Но именно самообладание и уверенность помогли попавшим в аварию людям сохранить спокойствие. Одни пассажиры вернулись в Белогорск на попутках, для обращения в травмпункт. Другие, когда была оказана возможная помощь, остались ждать полицию, МЧС и «скорые».

 

- У меня травм не было и очень хотелось домой. Попыталась уехать в Благовещенск, но столкнулась с тем, что некоторые водители отказались подвозить. Было неприятно и обидно...

 

Ситуацию спас сотрудник МЧС, говорит Анастасия. Он сначала посадил оставшихся в служебный автомобиль, чтобы согрелись. А потом остановил автомобиль с девушками, которые взяли её и ещё одну женщину до Благовещенска.

 

- Спасибо им огромное, - тепло благодарит врач-терапевт. И признаётся, что только сейчас начинает приходить в себя после случившегося…

 

P.S. После оказания первой медицинской помощи, по данным областного минздрава, 14 человек направлены на амбулаторное лечение, пятеро - госпитализированы. Спустя сутки двоих «тяжёлых» перевели из реанимации в травматологический центр Белогорской межрайонной больницы. Как сообщила заместитель главврача больницы Наталья Скурихина, водитель автобуса до 28 октября находился в реанимации, состояние его здоровья врачи оценивали как тяжёлое. Затем в состоянии средней тяжести его перевели в травматологическое отделение, а 30 октября - в областную больницу в компенсированном состоянии для дальнейшего лечения.

НазадАрхив