Принимая вызов на себя

здравоохранение

Десятки выездов за сутки. Сотни спасенных жизней. Их профессия - быть на передовой. Их принцип - оказывать помощь независимо от статуса того, кому она требуется. Их вера - это их работа. А на ней порой и вера в Бога помогает…

Это о тех, кто сегодня работает на скорой помощи.

В сентябре на экраны вышла «Аритмия» Бориса Хлебникова. Фильм о буднях врача «скорой» получил главный приз «Кинотавра». А актер, сыгравший в нем главную роль, признан лучшим на международном кинофестивале в Карловых Варах и на том же «Кинотавре». Но кино - это кино. А жизнь - другое дело, она искажена действительностью. Будни белогорских врачей «скорой» складываются из людских страхов, боли, слез и надежды. За которыми редко следуют слова благодарности. Чаще - хамство, угрозы, претензии. Иногда - насилие. Государство пытается изменить ситуацию. Однако трудно в один момент искоренить то, что пестовалось и взращивалось в душах людей на протяжении последних двух-трех десятков лет - чувство безнаказанности.

Едет долго…

Спроси, что возмущает людей больше всего - ответят: задержки вызовов. Мол, вызвали и ждали полчаса, а то и больше. Но никто не желает знать, почему так происходит. Так вот, на линию в сутки выходит на дежурство семь бригад. При этом ежедневно одна, чаще две уезжают в Благовещенск, в региональный сосудистый центр. Туда, как известно, доставляются больные с инфарктами и инсультами. Остается пять. Еще одна бригада выезжает на тяжелые вызовы: автодорожки, серьезные травмы, падения с высоты, ожоги, отравления, ножевые и огнестрельные ранения. Или к детям. Кстати, раньше в «скорой» были спецбригады - реанимационные и педиатрические. Но с 2014 года всех сравняли под одну гребенку. В том числе и по зарплате.

В итоге - четыре бригады на город и Белогорский район. Это 80 тысяч населения. Как говорится, хоть разорвись. А рекомендации и советы по оказанию первой помощи по телефону народом игнорируются.

- Все хотят, чтобы к ним в первую очередь приехали, - говорит заведующий отделением скорой помощи Белогорской больницы Андрей Данников. - Но исходя из практики скажу, что нередко бывает так: чем страшнее повод к вызову, тем менее сложный случай заболевания. Народ наш давно понял: назовешь повод пострашнее - быстрее приедут. Эгоизм людей бескраен. А в это время действительно тяжелый больной ждет, ждет, ждет…

Иллюстрации

Звонит в скорую 27-летний парень, истерит: ножевое ранение! Когда бригада приезжает, выясняется, что кошка руку до крови расцарапала. А он вычитал в интернете, что есть такая болезнь легионеров, передается от хвостатых…

Следующий вызов: «мужчина 50 лет задыхается, умирает», вызывает сын. Больной живет в Белогорском районе. Выезжают. Дома никого нет, дверь закрыта. Соседка из-за забора выглядывает, рассказывает: мужик живет вместе с сыном. Тот на работу уехал. А отец к друзьям похмеляться ушел...

Не успевает бригада вернуться, новый вызов. Ребенку плохо, судороги. На момент приезда в квартире находится участковый педиатр, которого, кстати, вызывали еще с утра. У ребенка обычное ОРВИ, температура 37 и никаких судорог. Родители «сгустили краски»…

Синдром выходного дня

- Есть такое у нас понятие - «синдром выходного дня», - рассказывает врач «скорой» Сергей Олексик. - Это когда престарелый родитель неделю один дома находится, родственники его навещают лишь по выходным. А когда появляются, сразу вызывают «скорую». Приезжаем на вызов, спрашиваем: сколько дней лежит? - Четыре... - А сейчас что случилось? - Да вот, пришли, подумали: раз четыре дня лежит, может, помощь нужна… Вот и хочется достучаться до родственников: если у стариков есть вы, и вы знаете, что бабушка лежит, сделайте одну простую вещь. Вызовите на дом соцработника и участкового терапевта. Первого попросите, чтобы он раз-два в неделю проведывал вашу бабушку, второго - подробно расписать схему лечения - какие, как и когда принимать лекарства. Купите их и проследите, чтобы бабушка соблюдала назначенное лечение. Этим вы окажете огромную услугу престарелому человеку: постоянный прием препаратов позволяет держать болезнь под контролем и не допускать развития тяжелых осложнений. Помните, что лекарства нужно принимать регулярно, независимо от состояния. Ведь как часто бывает: попьет бабушка таблетки от давления недельку-другую и бросит. Мол, чего их пить, вроде давление пришло в норму? Однако проходит время - и наступает синдром отмены…

Еще один плюс в таком отношении к престарелому человеку - количество вызовов «03» снизится. А «скорая» будет успевать приезжать к действительно тяжелым больным…

Болезнь «образа жизни»

Андрей Данников добавляет:

- Самая большая проблема для «скорой»: непрофильность вызовов. Большинство людей, набирающих «03», в помощи «скорой» не нуждаются. Это хронические больные, в основном пожилого и старческого возраста. К сожалению, они не понимают, что мы не лечим, а оказываем помощь при угрожающих жизни состояниях, катастрофах, уличных случаях. Максимум, что фельдшер или врач «скорой» могут сделать - оказать необходимую помощь на месте и доставить в стационар. Мы не делаем назначений, не выписываем рецептов и больничных листов. Это делают либо поликлиника, либо больница.

Есть такое понятие - «болезнь образа жизни». Это старческие заболевания, появляются они с годами. Они пожизненные и неизлечимые. Единственный способ помочь - регулярный прием препаратов, назначенных участковым терапевтом. Но многие не идут в поликлинику, потому что там очереди, бесплатных лекарств выписывают мало, а лечение за деньги дорогое. И наконец, люди в большинстве своем ленивы, ведь забота о собственном здоровье - это труд. Плюс многие старики часто не выполняют назначений врача. Проще вызвать «03», авось чего-нибудь уколют и полегчает. И мы ездим, постоянно, к одним и тем же. Многих уже по имени-отчеству знаем. Кормим бабушек с гипертонической болезнью их же таблетками, колем магнезию, в сотый раз разъясняем как принимать лекарства… Но бесполезно. Вызывают одни и те же, по нескольку раз в день. Это неизлечимо. Но отказать в помощи мы не можем, что бы ни говорили про нас…

Передовая

- Никто не поймет работу врача «скорой», - говорит Сергей Олексик, - пока не «прочувствует» на себе. Люди ведь больше уважает докторов в поликлинике, чем на «скорой». Мол, не лечат, а помощь оказывают, «едут долго», «ничего не знают»… Между тем основные сотрудники белогорской «скорой» - фанаты своего дела.

На линии работают потому, что другой жизни себе не представляют. И если ты не сбежал со «скорой» - из медицины не сбежишь точно. Она, романтика ночных дорог, маячков и сирен быстро исчезает. Остается самая тяжелая в медицине работа. Кстати, в учебнике «Гигиена» для мединститутов в главе «Гигиена труда» к разряду «особо тяжелый физический труд» отнесены шахтеры, металлурги и… врачи «скорой». Хирурги, кстати, отнесены к труду «средней тяжести»…

Так что не каждый здесь сдюжит. Летом едешь, температура 36 градусов, кондиционер в машине не работает. И эта «консервная банка» разогревается до 40-45 градусов. Открытые окна не спасают. Зной стоит невыносимый, а ты шкребешься до Благовещенска, везешь больного в региональный сосудистый центр. Приехал, выслушал недовольные комментарии от коллег, словно насильно в гости напросился… Зимой еще хуже. Когда морозы под минус 40, печки кое-как с холодом справляются. И чтобы пациент не замерз по дороге, обкладываешь его грелками, кутаешь в одеяла. А если еще снегопад, гололед, то поездка превращается в испытание на выживание…

Еще иллюстрации

Поступил вызов: автодорожка на мосту. Ливень стеной стоит. Бригада поехала. Ситуация: бабульки на машине врезались в бетонное ограждение. Врач выскакивает из машины, секунда - и он мокрый с ног до головы. Бегом к ним. Живы - не живы? Живы, отделались испугом и легкими ушибами. Одну в машину «скорой» забрали, осмотрели, другая отказалась. После чего отпустили обеих домой. А врач едет и думает: лишь бы сразу вызова не было, чтобы успеть обсушиться, переодеться в сухое («сменка» у сотрудников «скорой» имеется всегда).

Вызов в общественное место. В практике «скорой» они довольно частые. На остановке молодой мужчина с судорогами упал. Бригада приезжает. Толпа мужиков рядом стоит, врача встречает со словами: мы на телефон все записали, можем показать, как все было! И ни один при этом не попытался помочь. А ведь должны. Согласно статье 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», до приезда «скорой» граждане обязаны оказать первую помощь. Однако на деле многие просто пройдут мимо, походя сняв происходящее на телефон. А ведь правило бумеранга никто не отменял…

Кстати, когда мужчину в чувство привели, выяснилось, что тот страдает эпилепсией...

Этот случай - яркий пример того, что не умеет наш народ оказывать первую помощь. Раньше со школьной скамьи знали, как рану забинтовать, как жгут наложить, чтобы кровь остановить, как помочь в случае припадка. Сегодня чаще происходит следующее: сломал взрослый мужчина палец, сразу звонит на «03». Это проще, чем обратиться в травмпункт, который находится в двух шагах от его дома.

Часто бывает и такое. Автодорожка. Народ бегает вокруг, суетится, снимает все на видео (без этого теперь никак!), кричит: помогите! И обязательная «рабочая» фраза в адрес приехавшей бригады: вы пока доедете, сдохнуть можно… Оскорбить, унизать врача «скорой» - без этого сегодня никак. Или ударить. Последний яркий тому пример. 1 июля, в три часа ночи, бригада врачей возвращалась с вызова. Их машина остановилась на путепроводе, где произошло ДТП. Женщина-фельдшер поспешила к водителю, чтобы оказать помощь. В ответ услышала, что помощь не нужна. Она направилась обратно к машине, чтобы сообщить по телефону, как того требует инструкция, дежурному о ситуации. Однако это вызвало агрессию у попавшего в аварию мужчины. Он догнал ее, вырвал у нее телефон и нанес удар головой в лоб. Это дело закончилось в суде мировым соглашением. На каких условиях, осталось неизвестным. Думается, поднявший руку (в данном случае голову) на врача был крайне заинтересован, чтобы пострадавшая согласилась на примирение. Ведь в противном случае недавно вышедший из мест не столь отдаленных «боец» мог вернуться туда еще на пару-тройку лет…

Пакетики абсурда

Но есть у нашего народа еще одна страсть. Вызывают «скорую». Врач приезжает, заходит в дом, а ему: бахилы одень! Однако надевать бахилы медработники не обязаны. Только с целью защиты от заражения холерой или чумой. Защиты именно самого врача. И чтобы не разнести заразу после того, как он покинет опасную зону, очаг заражения. Нет же, народ настойчиво сует бахилы. И невдомек, что врач при этом касается руками обуви, что категорически запрещено.

Кстати, медработники отмечают: когда речь доходит до бахил, значит, больному не так уж плохо. Ведь какие бахилы, когда кому-то действительно нужна экстренная медицинская помощь и время не терпит?

Случаются вообще абсурдные ситуации. Как-то раз озабоченная чистотой горожанка, вызвав «скорую», потребовала от врачей одеть на ноги не бахилы, а… целлофановые пакетики, в которых остались хлебные крошки…

Еще одно наблюдение, подмеченное врачами «скорой». Озабоченный бахилами народ при этом не обращает никакого внимания на духоту в квартире, порожденную наглухо закрытыми окнами, на отсутствие свежего воздуха, так необходимому больному.

Впрочем, бывают и исключения. Это когда врачу предоставляют возможность помыть руки перед осмотром больного и подают ему чистое (а не то, что висит в ванной) полотенце. Такое отношение вызывает только уважение.

«Чуйка»

- Многие не выдерживают нашей нагрузки, кто-то может себе позволить уйти, хлопнув дверью, - говорит завотделением скорой помощи Андрей Данников. - Некоторые врачи говорят: ой, да что там работать на «скорой». Но можно точно сказать: не многие решаются прийти работать на «скорую», а тем более связать свою жизнь с такой работой. Причин много. Это невысокая заработная плата, плюс ты на виду у всех - от главы города до простого рабочего. Все видят твою работу.

- И ты в отличие от остальных коллег должен разбираться абсолютно во всем и в ограниченное время, - добавляет Сергей Олексик, - во всех областях медицины. Конечно, не так, как узкий специалист, а понемногу, но во всем. Работа такая… Приехав на вызов, видишь человека первый раз в жизни, ничего о нем не знаешь. И за десять-пятнадцать минут нужно поставить правильный диагноз, выбрать единственно верную тактику лечения и попробуй, ошибись… Спрос и ответственность ничуть не меньше, а то и выше, чем у врача в стационаре. И здесь есть такое понятие как «чуйка». Бывает такое: вроде внешне все нормально с человеком, но чувствуешь - нужно забирать его в отделение. А там у него буквально на глазах состояние переходит в крайне тяжелое. Нередко это и помогает нам людей спасать.

А порой и вера в Бога помогает…

Елена Гладышева

Требуется повар

ЖСК

Точное время

Вы нашли ошибку?

Выделите мышью

и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus