Чуть не высадили

ситуация

От ситуации, в которой мне довелось оказаться на прошлой неделе, никто не застрахован. На часах - около двенадцати дня. Автобус пятой линии заворачивает на железнодорожный вокзал, собирая пассажиров по кольцевому маршруту. Последних - немного.

Зайдя в автобус, протягиваю кондуктору купюру номиналов в тысячу - практически все, что было в кошельке, не считая 14 рублей мелочью. На что следует ответ: нет сдачи. «Я еду почти до конечной, могу позже рассчитаться», - предлагаю компромиссное решение. Но слышу в ответ безапелляционное: «Столько все равно не соберу. У меня даже с сотни сдача не наберется». Секундная тишина в салоне - четверо пассажиров и водитель внимательно наблюдают, что будет дальше - и кондуктор предлагает мне покинуть из автобуса, мол, пересядете в другой.

«Вообще-то это неправильно», - отвечаю. Но кондуктор уже кричит водителю, чтобы он остановил автобус, «потому что женщина выходит!».

Ситуацию «разруливает» одна из пассажирок. Пожилая женщина добавляет к имеющимся у меня 14 рублям мелочью недостающие восемь. Кондуктор меняет гнев на милость и отрывает билет…

Анна Григорьевна не захотела называть свой номер телефона и адрес, отказавшись от возврата денег. Единственное, что смогла предложить на тот момент в знак благодарности, - свежий номер одной из областных газет, приобретенный перед посадкой на злополучный рейс, на который и были потрачены мелкие деньги. Как выяснилось из небольшого разговора, Анна Григорьевна любит разгадывать кроссворды и всегда читает «Сегодня».

Пожилая женщина вышла через пару остановок. Я же все ждала от кондуктора ответа на вопрос: а что, если сейчас в автобус с крупной купюрой в автобус зайдет еще кто-то, ребенок, например? Его тоже выпроводят из салона, посоветовав ждать другой, где будет сдача?

Ответ дал Роспотребнадзор: «В соответствии с требованиями ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда. Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора. Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его функция одна единственная - заплатить. А вот перевозчик, обязан продумать много разных своих обязательств, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу… Отказ кондукторов или водителей принимать за проезд в общественном транспорте денежные средства крупного и мелкого достоинства является незаконным».

- Вы имеете право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус, или в управление ЖКХ горадминистрации, - добавила главный специалист отдела ЖКХ и благоустройства Оксана Чалая. - А также обратится с иском в суд, правда при этом нужно заблаговременно позаботиться о доказательной базе, подтверждающей факт отказа от заключения договора. Это может быть видиосъемка, свидетельские показания и т.д. Но в любом случае требование кондуктора покинуть автобус, потому что у нее нет сдачи, незаконно.

Да, есть такие личности, которые злоупотребляют своими правами и бесплатно «путешествуют» по городу, так как у кондукторов нет сдачи с крупной купюры. Но и в обязанности пассажиров городских автобусов не входит забота о размене купюр. А если произошла подобная ситуация - предлагают выйти из автобуса, так как не было сдачи, то необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно. Криком и скандалом вопрос не решить.

Вопрос можно также решить, позвонив на телефон владельца общественного транспорта (он есть в каждом автобусе), и предложить ему подъехать и разменять деньги, раз разменной монеты у его сотрудника нет. Что, в принципе, я планировала сделать, но не пришлось. Огромное спасибо жительнице Белогорска, которая помогла, проявив простое человеческое понимание и взаимовыручку.

И это хорошо, что в нашем городе живут такие люди, как Анна Григорьевна.

Елена Гладышева

Требуется повар

ЖСК

Точное время

Вы нашли ошибку?

Выделите мышью

и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus