В прошлом году в Белогорске для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрели 37 квартир. В комитете имущественных отношений горадминистрации говорят, что цифра по сравнению с предыдущими годами оказалась рекордной. В 2020 году новоселами стали 36 детей-сирот, в 2019 году жильем были обеспечены 24 сироты. В общей сложности с 2009 по 2021 годы более 300 детей-сирот получили квартиры. Трехсот!
Вот только вручение ключей от заветных квадратных метров - это не конец, а только начало жизненных историй. Корреспондент газеты «Сегодня» Анастасия Чернявская узнала, как используют шанс обрести коммунальное счастье вчерашние воспитанники соцучреждений, оставшиеся без попечения родителей.
- Очень строго подходим к выбору квартир для детей-сирот, - рассказывает главный специалист жилотдела КИО Оксана Борисова. - Дело в том, что предложений о продаже именно однокомнатных квартир в Белогорске ограниченное количество. Но мы размещаем объявления о намерении купить, рассматриваем все возможные варианты во всех микрорайонах города, всеми способами стараемся выбрать и приобрести лучшее. Всегда выезжаем на место, смотрим предложенные варианты. Довольно часто принимаем решение отказать продавцу, поскольку видим, что жилье даже после проведения ремонтных работ не будет соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, а также нормативно-правовым актам Амурской области.
Вместе с тем, в прошлом году стоимость жилой недвижимости в Белогорске заметно подросла. Средняя цена квадратного метра составила 69 тысяч рублей (в 2020 году - всего 46 тысяч рублей). При этом самая дешевая купленная квартира для детей-сирот стоила 1 млн 751 тысячу рублей, а самая дорогая - почти 2 млн 300 тысяч рублей.
Как обустроились новоселы и насколько они оказались добросовестными квартиросъемщиками, рассказывают в отделе опеки и попечительства. Часто для этого им даже документы просматривать не нужно, всех новоселов здесь знают поименно. Последние давно совершеннолетние, но их продолжают контролировать социальные службы. Иногда уже потому, что бывшие дети-сироты сами становятся родителями и попадают под контроль из-за неблагополучной обстановки в семье.
- Достаточно много и хороших примеров, но, к сожалению, в 70 процентах случаев похвастаться нечем, - говорят специалисты отдела опеки. - Большинство не платят за коммунальные услуги, злоупотребляют алкоголем, имеют судимости или отбывают наказание в местах лишения свободы. Случается, приходим по известному адресу, а там двери открывают посторонние лица и поясняют, что хозяин здесь не живет и где он находится, не знают. При этом в квартире грязь, неприятный запах и сборище пьяных людей.
Про одного из таких новоселов прошлого года рассказывают и в жилищном отделе КИО. Специалисты поясняют, что ключи от квартиры ему выдали, но не все нужные документы обладатель квадратных метров подписал. Звонили - телефон недоступен. Потом запрос пришел, его полиция разыскивала. До этого молодой человек, которому, к слову, исполнилось 35 лет, уже неоднократно привлекался к уголовной ответственности. Да и квартиру он получил почти сразу после освобождения из мест лишения свободы. Но его история «украл, выпил, в тюрьму», судя по всему, закрепилась в норму жизни.
В общем, далеко не все дети-сироты в силах построить в новом жилье новую жизнь. Но хеппи-энды все же случаются. Это сразу становится понятно, когда заходишь в квартиру Марии Сиромаха. Девушка рассказывает, что в очереди на получение жилья стояла недолго. Квартиру получила спустя год после окончания университета. По специальности она социолог.
В квартире тепло, светло и очень уютно. Новый диван, шкаф с книгами, большой телевизор. Шторы подобраны под интерьер, на полу - новый ламинат.
- Здесь хороший, новый линолеум был, но мы решили, что все же в комнате сделаем все так, как мечтали, - говорит Мария и признается, что до получения ключей почему-то представляла себе, что все будет гораздо хуже, чем оказалось на самом деле. Но свежий ремонт, красивые пластиковые панели в ванной, новая сантехника убедили, что новая самостоятельная жизнь будет комфортной.
Девушка живет с молодым человеком, планирует свадьбу, работает. Рассказывает, что с пяти лет воспитывалась в приемной семье, находилась под опекой.
- Мама, которая меня воспитала, и родная тетя - мои близкие люди, - говорит Мария, - Когда получила квартиру, они радовались вместе со мной. Новоселье не праздновали, но пришли в гости с подарками. Семья подарила шторы, тетя помогла финансово и принесла в подарок подушку. Мама моего молодого человека вручила на новоселье новый чайник и фужеры. Многое купили сами с зарплаты. В дальнейшем, конечно, будем стараться развиваться.
Интересно, что амурские дети-сироты теперь могут не только ждать очереди на получение квартиры, но и воспользоваться правом на жилищный сертификат с 23 лет.
Социальная выплата, введенная в 2020 году губернатором области Василием Орловым, как дополнительная мера в обеспечении жильем детей-сирот, получила большой отклик у ожидающих свою очередь на получение жилья. Но несколько главных условий, при соблюдении которых мечта о коммунальном благополучии может стать реальностью очень быстро, подходит не всем.
Условия предоставления социальной выплаты пока прежние: право на получение сертификата имеют дееспособные граждане, не имеющие неснятой или непогашенной судимости. Его не могут получить состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах. Заявитель должен осуществлять служебную (трудовую) деятельность не менее года - на дату подачи заявления о предоставлении сертификата (за исключением женщин, имеющих двух и более детей или ребенка в возрасте до 3 лет, а также неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом).
И для многих условия эти невыполнимые. Как выяснилось, работать, не злоупотреблять спиртными напитками и не иметь проблем с соблюдением законом, в Белогорске могут не все дети-сироты...
< Предыдущая | Следующая > |
---|