Действующий путепровод Белогорска вновь на ограничении. Важную, но неприятную новость сообщил глава города в своём телеграм-канале «Мелюков С.Ю.» 17 мая. Министерство транспорта Амурской области уведомило, что состояние моста через Транссиб по ул. Авиационная требует незамедлительного ремонта. С 20 мая проезд грузового транспорта по нему запрещён.

О том, что мост, соединяющий два микрорайона, требует замены, власти Белогорска предупреждали во всех возможных инстанциях ещё 6 лет назад. В 2018-м после обрушения путепровода в Свободном по решению главы Белогорска специалисты провели обследование конструкции. Тогда «маячки», установленные на нескольких опорах с трещинами, говорили об одном: не сложился белогорский «брат-близнец» чудом. Оба путепровода были открыты в 1978-м и спустя 40 лет эксплуатации требовали особого внимания…

…из истории

Рисковать в Белогорске не стали, заказали проект усиления опор и на характере, в сложных условиях подремонтировали жизненно важный объект. Обошёлся ремонт городу в 10 млн рублей. Конструкция рассчитывалась как временная, лет на 5. Этой отсрочки на тот момент хватало, чтобы создать проектно-сметную документацию на новый путепровод в створе улицы Базарная (бывший хабаровский переезд), построить его и начать основательный ремонт «старичка».

При этом администрацию никак не покидала мысль, что путепровод через Транссиб - это слишком серьёзный объект для муниципального содержания. Именно поэтому, считай, одновременно, начались судебные тяжбы о передаче стратегического инфраструктурного объекта в собственность тех, кому по силам обеспечить безопасность и населению города, и железнодорожному хозяйству. В 2020 году дошли до Верховного суда, но там отказали.

…ПСД с обстоятельствами

Несмотря на это, Белогорск продолжал движение к главной цели - обеспечить второй по численности населения город Приамурья двумя жизненно важными транспортными артериями через Транссиб. Уже в июле 2022 года муниципалитет обеспечил проектно-сметную документацию на новый путепровод. Вместе с положительной госэкспертизой она обошлась в 55 млн рублей. Ещё 2,8 млрд рублей (на тот момент) требовалось на строительство объекта. Казалось, что самая крупная стройка за всю историю Белогорска приобретала реальные очертания.

В сентябре 2022 года в рамках работы делегации Амурской области во главе с губернатором Василием Орловым на ВЭФ-2022 между правительством области и министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики было подписано соглашение о намерениях реализации проектов по созданию путепроводов. Планировалось, что в рамках программы минвостокразвития «Дальневосточная концессия» будет задействован механизм, который позволит компенсировать инвестору до 100% от сметной стоимости затрат по проекту за счёт средств федерального бюджета. Однако вновь вмешались обстоятельства.

…уже не наш

Тем не менее отголоски обрушения путепровода в Свободном и судебная тяжба администрации с Российской Федерацией привели к тому, что в марте 2023 года в постановление правительства Амурской области были внесены изменения, согласно которым «путепроводы через Транссибирскую железнодорожную магистраль с подходами к ним относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения».

В результате в декабре 2023 году путепровод по ул. Авиационная был передан в ведение Амурской области. Визуально площадь уже не муниципальной собственности можно оценить по двум зелёным вешкам. Они установлены по обеим сторонам путепровода, обозначая зону ответственности собственника путепровода. Областной стала и проектно-сметная документация на новый путепровод в створе ул. Базарная, город её передал.

…щадящий режим

Сколько продлится ограничение по движению через путепровод, пока точно неясно. Министерство транспорта запросило из резервного фонда правительства Амурской области 80 млн рублей на ПСД и ремонт двух опор и 40 млн рублей на ремонт объездной дороги через «Зелёный городок», включая улицы Шевченко и Космическая. В 2018 году город управился с усилением опор за месяц. Сейчас объективно потребуется больше времени…

Пока же, до приведения в нормативное состояние, путепроводу показан щадящий режим: ограничение скорости для легковых автомобилей до 40 км/ч с сохранением дистанции и запрет грузового движения.

Для лучшей организации дорожного движения по решению главы и по согласованию с белогорским отделом полиции на перекрёстке улиц Авиационная - Никольское шоссе установлены две стрелки «поворот направо». Это должно помочь устранить пробку и снизить нагрузку на путепровод. По решению министерства транспорта подрядная организация, обслуживающая путепровод, установила и соответствующие дорожные знаки: 3.4 «Движение грузовых ТС запрещено», 3.16 «Ограничение минимальной дистанции 40 м» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч».

…в особых случаях

Теперь движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешённой максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешённой максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин запрещается.

При этом знак 3.4 не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, эмблему организаций федеральной почтовой связи, надпись «Почта России» или белую продольную полосу на синем фоне, эмблему организации специальной почтовой связи, надпись «Спецсвязь», а также грузовых автомобилей без прицепа с разрешённой максимальной массой не более 26 тонн, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из неё на ближайшем к месту назначения перекрёстке».

Тем временем «Автодорсфера» за счёт собственных средств на выходных приводила в порядок грунтовую часть объездной дороги, по которой военные возят тяжёлую технику на ремонт…

Светлана Саенко