Историю хранит киноархив


письмо в редакцию


Уважаемая редакция! Обращается к вам Виктор Харьков, бывший киномеханик кинотеатра «Россия», кинолюбитель. Недавно я случайно узнал, что Владимир Мухачев выложил в Интернет фильмы белогорской любительской киностудии и, кроме того, все это сопроводил рассказом о том, как были «обнаружены» эти фильмы и как проводилась их «реставрация». Этот его рассказ можно озаглавить как «Собачья чушь, или Бред сивой кобылы». Предлагаю Вам ознакомиться с этим рассказом. Что в нем соответствует действительности, я выделил жирным шрифтом.

«А сейчас настала пора рассказать, где, когда был найден весь архив белогорской кинохроники и как мы ее спасали. В 1998 году сотрудники ПЖТ начали наводить порядок в подвале дома по ул. Гагарина, где находится городская библиотека. А ранее в торце здания, что смотрит на Держик, была студия белогорской кинохроники. Я там пару фильмов озвучивал в начале 70-х годов. Главный инженер (в то время) Тамара Махалова позвонила и сообщила о том, что найдены железные коробки с кинолентами и задала вопрос, что с ними делать? На этот объект оперативно были посланы Анатолий и Ольга Капштык. Они увидели, что это архив кинохроники, но находился он в аховом состоянии - пленка слиплась, некоторые коробки были вскрыты, а пленка порвана. Все это богатство вывезли к нам в офис. Что с ним делать? Ни у кого не было опыта работы с кинопленкой. Тогда разыскали одного из операторов белогорской студии кинохроники по фамилии Богдан (имя не помню). Он рассказал, что можно сделать. После этого была куплена большая железная ванна для стирки белья и куча кусков хозяйственного мыла. Все пленки замачивались, а потом через двое-трое суток по сантиметрам аккуратно расслаивалась вручную. Потом сушка на бельевых веревках. Во время отслойки на многих выпусках отслоился наиболее уязвимый слой, а именно - звуковая дорожка. Поэтому там нет звука.


Дальше - интересней. В одной из школ города взяли настенный экран и кинопроектор «Украина». Установили видеокамеру “Panasonik - 3000” между кинопроектором и экраном, выключили свет и таким образом записывали по мере высыхания пленок. Некоторые приходилось клеить старым дедовским способом - уксусом. Таким образом было воссоздано процентов 30 архива и записано на видеокассеты VHS. Мы кому его только не предлагали, но в конце 90-х он нафиг никому не нужен был. Потом мы иногда показывали блоками по три выпуска эти по своему телеканалу «Сигнал».


В 2007 году перегнали архив на диски. И он до сих пор лежит. Пока им заинтересовались лишь два человека - для частных коллекций. Часть фильмов и фоток с них наконец-то увидели и вы».


Просто нет слов. Придумать такое, чтобы трое суток замачивать кинопленку в ванне с хозяйственным мылом мог только человек, страдающий богатым воображением, ему нужно сочинять сказки для детей или фантастические рассказы. Человек взялся писать про кинопленку, не имея о ней никакого представления. А пленок с белогорской кинохроникой он не только в руках не держал, он даже их не видел.


Мухачев рассказывает, что с кинопленки отслоилась звуковая дорожка. Но ее там не было изначально! Фильмы снимали на любительскую кинопленку, которую приобретали в магазине. Она не имела звуковой дорожки. Звуковое сопровождение записывали на магнитофон. Фильмы озвучивали музыкой и дикторским текстом, и точной синхронизации там не требовалось. Для профессиональных целей, в частности, для нужд телевидения, выпускалась 16-мм кинопленка с магнитной дорожкой, но в свободную продажу она никогда не поступала. А то, что некоторые фильмы белогорской кинохроники не имеют звука только потому, что магнитные ленты с фонограммами просто утеряны.


Выкладывая фильмы в Интернет и сочиняя рассказ, Мухачев хотел получить очередную порцию славы, воспользовавшись плодами чужого труда. А заодно и подзаработать, установив цену за диск в 1500 рублей! Даже лицензионный блю-рэй столько не стоит. Как пишет Мухачев, фильмами заинтересовались два человека. Один из таких чудаков предлагал эти фильмы музею. На что директор музея (на тот момент) О. Я. Камоско сказала, что эти фильмы в музее есть. В музее имеется та видеокассета, с которой Мухачев сделал себе копию, а также DVD с более высоким качеством, фильмы на который мы переснимали цифровой камерой с Анатолием Капштыком.


Ну, а теперь я хочу рассказать, как это было на самом деле. В марте 1960 года директор кинотеатра «Россия» Александр Михайлович Рыжков и технорук Владимир Ефимович Богдан решили организовать любительскую киностудию. В горкоме партии эту идею поддержали. Были приобретены кинокамера «Киев 16С-2» и студийный магнитофон «МАГ-8М» весом 52 кг.


Как рассказывал В. Е. Богдан, это был первый магнитофон в Белогорске. Посмотреть на это чудо техники в кинотеатр специально приходили руководители города. В одном из подсобных помещений кинотеатра была оборудована лаборатория. Для демонстрирования фильмов в фойе был оборудован экран дневного кино. Многие сейчас и не знают, что это такое. Принцип его заключается в том, что проекция осуществляется через зеркало на полупрозрачный экран с обратной стороны от зрителей. Это позволяет просматривать фильмы в незатемненном помещении, отсюда и название - дневное кино.


Киностудия при кинотеатре «Россия» стала первой в Амурской области. Позднее были созданы любительские киностудии в г. Благовещенске и г. Зее. На базе белогорской киностудии были проведены два технических семинара для кинолюбителей. А первый фильм белогорской киностудии о первомайской демонстрации 1960 года фактически является самой первой кинохроникой на территории Амурской области.


Просуществовала киностудия при кинотеатре до 1968 года и в последствии была передана городскому отделу культуры. В 1969 году туда пришел Анатолий Филатов, который впоследствии стал ее руководителем. После сдачи дома по адресу: Гагарина, 19, где на первом этаже разместилась библиотека, киностудии было выделено помещение. Под руководством Анатолия Филатова в 1975 году любительская киностудия получила звание «народной», о чем сообщалось в «Амурской правде» за 22 августа 1975 года.


В 1979 году А. Филатов по семейным обстоятельствам переехал во Владивосток. После него сменилось несколько руководителей, но никто из них не оставил свой след в истории города. За период после Анатолия Филатова есть только один фильм о праздновании Нового года 1 января 1981 года, снятый Михаилом Яворским.


Последним руководителем киностудии стал Александр Золочевский. Для подтверждения звания «народной» нужно было предоставлять работы на областной конкурс, что Анатолий Филатов всегда делал. После его ухода ни одной работы предоставлено не было, киностудию лишили звания «народной», убрали ставку режиссера и в марте 1985 года, в год 25-летнего юбилея, ликвидировали.


Я проживаю рядом с тем местом, где находилась киностудия, и видел, как проходила ее ликвидация. Подъехал автобус «Кубань», принадлежавший в то время отделу культуры, и все имущество киностудии как попало, как ненужный хлам, погрузили и увезли.


У находившегося там А. Золочевского узнал, что киностудию закрыли. Позднее от него же узнал, что все имущество и киноархив выгрузили в подвале краеведческого музея. О киностудии можно было бы еще рассказать, но, к сожалению, рамки газетной статьи этого не позволяют.


За время работы киностудии было выпущено более пятидесяти фильмов. Точное количество неизвестно, не сохранилось никакой информации. Несколько фильмов пропало еще до закрытия киностудии. Например, фильм о машинисте паровоза Герое Социалистического Труда Микрюкове Е. А., снятый в начале 60-х годов. Этот фильм директор клуба имени Дзержинского Яхненко Н. Г. возил на конкурс в Москву. Дальнейшая судьба этого фильма неизвестна. Также до закрытия киностудии исчез фильм об Анатолии Денисенко «Повесть о сыне солдата».


В 90-е годы, когда стали появляться видеокамеры, я вспомнил про киноархив, захотелось переснять для себя на видео. Обратиться в музей я не решался, ведь я там никого не знал. Тогда я обратился к Ольге Капштык. В 1997 году, когда мы пришли в музей и поинтересовались у Макаровой А.П. про фильмы белогорской киностудии, она ответила, что часть фильмов кому-то отдала, кому - не помнит, а остальные, если еще не выбросили, должны быть в подвале. Спустившись в подвал и окинув беглым взглядом сваленные на полу в кучу коробки с фильмами, понял, что половины киноархива нет.


Так как фильмы музею были не нужны и их все равно собирались выбросить, нам отдали их без проблем. И если бы мы обратились в музей чуть позже, то, наверняка, все фильмы просто выбросили бы в мусорный контейнер.


При разборе киноархива были обнаружены 23 фильма, а у восьми из них были утеряны фонограммы. Сохранилось меньше половины. Было еще несколько коробок с кусками кинопленки оставшейся после монтажа фильмов.


Когда имущество киностудии и киноархив привезли в музей, все свалили в подвале в кучу. Не было никакой описи, ни акта передачи. Все это находилось в свободном доступе. Подвал музея в то время сдавали в аренду художникам. Там часто собирались лица сомнительного вида, по ночам устраивались пьянки. В результате исчезло практически все имущество киностудии, которое накапливалось в течение нескольких лет. Из всего этого остался только магнитофон «DAINA» и две кинокамеры «Красногорск-2» и «Красногорск-3», точнее, только одни корпуса от них, которые не имеют ни исторической, ни технической ценности.


Ни заведующая отделом культуры, ни директор музея не позаботились о сохранении киноархива. А ведь кто как не они, в первую очередь, должны заботиться о сохранении культурно-исторического наследия. Хотя чему здесь удивляться. У нас в стране всегда было так. Менялись руководители, менялась политическая обстановка, неизменным оставалось одно - пренебрежительное отношение к материальным свидетельствам истории.


Несколько дней ушло на то, чтобы привести фильмы в порядок. Мухачев пишет, что пленку клеили уксусом. Существует рецепт киноклея, в состав которого входит не уксус, а уксусная кислота, а это, как говорят в Одессе «две большие разницы». Но главным компонентом в составе клея был ацетон.


На практике, как правило, пленку клеили чистым ацетоном. Фильмы из архива белогорской киностудии я клеил исключительно склеивающей лентой ЛТ-19, которую выпускало производственное объединение «Свема», и при помощи специального пресса. Такая лента в продажу не поступала, и достать ее можно было только в кинопрокате.


Немало пришлось повозиться и с фонограммами. К счастью, когда киностудию передавали отделу культуры, тот самый магнитофон остался в кинотеатре. С 1981 года, когда кинотеатр закрыли на ремонт, он находился на курсах киномехаников при городской дирекции киносети. В 1989 году я попросил Богдана В. Е. отдать этот магнитофон мне. Этим самым я спас этот магнитофон. В 1992 году курсы были закрыты, и директор киносети Юшков А. И. потребовал срочно освободить помещение, чтобы сдать в аренду одному из предпринимателей. Все, что было на курсах, просто выбросили на улицу. Повторилась ситуация как с киностудией. Если бы тогда я не забрал тот магнитофон, фонограммы, записанные на скорости 38 см/сек, в Белогорске не на чем было бы воспроизвести.


Фонограммы были записаны на очень древней ленте Тип-1 и Тип-2 на триацетатной основе, очень хрупкие. При воспроизведении пленка рвалась, приходилось ее клеить и начинать сначала. После нескольких попыток удалось переписать фонограммы на более современную ленту. Ну, а потом попросил у соседа на пару дней видеокамеру «Panasonik-3000», своей на тот момент не было. Установил кинопроектор, видеокамеру, подключил магнитофон к видеокамере и переснял фильмы. Мухачев тоже пишет про «Panasonik-3000». Это чисто случайное совпадение, просто в студии телеканала «Сигнал» была тоже такая камера. Записав кассету, я дал ее Ольге Капштык, и она принесла ее в студию. Фильмы выпустили в эфир. Тогда Мухачев и переписал себе кассету. Против этого мы не возражали, тем более, что он запечатлен в двух фильмах.


Наверное, Владимир Мухачев возомнил себя правообладателем этих фильмов, участвуя в работе киностудии, озвучивая фильмы. Но он даже точно не помнит, когда это было. Не в начале, а в конце 70-х годов. Один из фильмов, который он озвучивал «Город, в котором живем», вышел в 1977 году. К сожалению, этот фильм утерян. Уж если смотреть с точки зрения правообладания, то больше всех прав на эти фильмы имею я, как ученик Богдана В. Е. и как специалист, знающий и умеющий обращаться с кинопленкой и имеющий для этого все необходимое оборудование.


В настоящее время я занимаюсь подготовкой фильмов белогорской киностудии, чтобы все заново переснять на более высоком уровне. Предстоит точно так же написать титры и переснять на кинопленку по старой технологии. В некоторых фильмах нужно будет поменять местами отдельные фрагменты, так как есть несоответствия между текстом и изображением на экране. Фильмы, в которых утеряны фонограммы, предстоит озвучить и, в первую очередь фильм «100 лет Белогорску». Уже есть материалы о тех событиях для написания текста, нужно еще подобрать музыку тех времен и узнать фамилии некоторых людей, заснятых в фильме. А это очень сложно, ведь с момента съемок прошло более полувека. Тем, кому в то время было 20 лет, сейчас уже за 70.


С 1997 года, с тех пор как у меня находится киноархив, не было времени полностью все разобрать и навести в этом деле порядок. В общей сложности это сотни метров кинопленки. А недавно сын А. М. Рыжкова, Вячеслав, передал мне еще дополнительные киноматериалы. Сейчас я временно не работаю и появилось время вплотную заняться киноархивом. Уже были сделаны интересные находки.


Обнаружены кадры с видами Белогорска 1960 года, которые не вошли в первый фильм, открытие памятника 312-ти борцам в марте 1962 года, работники киносети и кинопроката около памятника В. И. Ленину в сквере около кинотеатра «Россия» в день 50-летия Советского кино 27 августа 1969 года, цветные кадры с демонстрацией 7 ноября 1973 года. Обнаружены фрагменты о праздновании 30-летия Победы, не вошедшие в фильм. Сам фильм, когда находился в подвале музея, оказался залит водой и пришел в негодность. Также найдены фрагменты о праздновании 117-й годовщины Белогорска, не вошедшие в утерянный фильм, и еще множество различных кадров. Разобрано еще не все, так что, не исключены новые интересные находки. В планах самые интересные фрагменты записать на отдельный диск.


И в заключение, хотелось бы обратиться к руководству города. А. М. Рыжков и В. Е. Богдан, как создатели первой в Амурской области любительской киностудии, заслужили того, чтобы на кинотеатре установить мемориальную доску. А приближающееся 55-летие со дня создания киностудии - хороший повод для этого. Неплохо было бы организовать демонстрирование фильмов белогорской киностудии на площади на большом экране на День города в 2015 году. До того дня еще более двух лет, но, учитывая тот объем работы, который предстоит сделать, времени осталось мало.

Требуется повар

ЖСК

Точное время

Вы нашли ошибку?

Выделите мышью

и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus