ТВС-анонс № 36 (5 августа) 2003 г. 


Шел шахид по городу

 

проверка

 

Тут и там слышатся разговоры о девушках - смертницах. Практически каждый выпуск новостей сообщает новые подробности происшествий с участием шахидок. А милиция повсеместно включилась в антитеррористическую операцию «Фатима». Одним словом, террористки взорвали наши умы. Недавний опрос, проведенный журналистами ТВС на улицах Белогорска, показал, что люди боятся, а потому знают, как предотвратить теракт. Редакция поручила корреспонденту «ТВС-анонса» Евгении Зиминой проверить, так ли это на самом деле. 

Подготовка к журналистскому эксперименту на несколько дней заняла всю телекомпанию. Во всех отделах обсуждались возможные варианты сценария, которые перемежались то взрывами дружного хохота, то тревожным молчанием. Все обсудив и взвесив, мы приступили к проработке деталей. Решили, что действовать будем из укрытия и со связью: мобильники и радиомикрофоны. Оглядев друг друга на предмет присутствия кавказских черт во внешности, решили, что «шахидкой» будет Вика, тем более что для эксперимента должность у нее оказалась подходящей - юрист. При незначительной доработке ее традиционно украинская красота сошла за чеченскую. В платке, очках и черных одеждах наша исконная славянка стала абсолютным образцом растиражированных средствами массовой информации описаний смертниц. В качестве шахидского пояса - увесистая сумка. В нее, на случай досмотра, мы положили «Закон о СМИ», бланк с редакционным заданием и замаскировали все это бутафорским перчиком. Такая вот «бомба». Когда все уже было готово, нашу девушку охватила нечеловеческая паника. Ее черные одежды то и дело мелькали то в одном, то в другом кабинете:

- А вдруг меня застрелят, а? Или зарежут?

Для того, чтобы подстраховать Вику и предотвратить предполагаемую реакцию горожан, мы приставили к ней еще одного нашего сотрудника, который во время ее блуждания по улицам должен был растворяться в толпе и незаметно обеспечивать ей безопасность.

Примерно в 13.20 мы высадили свою «шахидку» и ее спутника в одном из людных мест Белогорска - у въезда на городской рынок, аккурат у будки охраны.

... Минут 15 непрерывного и намеренно нервного кружения на одном месте. Реакции никакой. Готовое к отражению террористических атак население торопится мимо подозрительной женщины.

- Вика, вон те две пожилые женщины, кажется, обратили на тебя внимание.., - говорю я в телефон, наблюдая за происходящим из редакционной машины.

- Да какой там! Они про пенсию свою уже полчаса разговаривают... Народ смотреть смотрит, но не более того, - отвечает Вика в замаскированный радиомикрофон.

Наша «террористка» перешла в более активное, если не сказать, нахальное наступление: она начала обходить кругами бабушек, с каждым разом сужая радиус.

Этого маневра бабульки не заметить не могли.

- Чего Вы вокруг нас ходите, а? Привораживаете? Понравились или нет? - волнуются пенсионерки, приняв явную «шахидку» за цыганку.

Еще через несколько минут потенциально опасного кружения смертница получает по телефону приказ взрываться. Бум! Рынка «нет»!

Под страшный грохот воображаемого взрыва и вой сирен, переезжаем на остановку «Рынок», у магазина «Парус». Внимание общественности к даме, столь нетипичной для наших мест внешности, ограничилось взглядами пары мужчин. Нашу террористку подобное отношение просто оскорбило.

- Ну, я ничего не понимаю, - с откуда-то взявшейся восточной яростью воскликнула в микрофон Вика, - они меня просто не замечают!

Привлечь внимание не удалось даже путем непосредственного общения с потенциальными жертвами.

- Попробуй поговорить с народом, скажи, что ты неместная, ищешь туалет...

- Да рассказали мне уже! Сказали, что можно сходить на рынок или в поликлинику на второй этаж! Отношение очень доброжелательное!

- А ты чуть со страху не умерла, думала, застрелят...

Устав от равнодушия, на глазах проезжающей мимо милиции, «шахидка» «взорвала» еще несколько сотен человек. Причем, раз десять подряд.

Трудно утверждать, что кто-то из шахидов выберет Белогорск объектом своей деятельности, - слишком уж далеки мы от центра. Наверное, это единственный случай, когда наша немасштабность успокаивает и радует. Но бывает всякое... И мы предположили, что если бы все-таки кто-то из террористов захотел устроить теракт, то эпицентром воронки, пожалуй, сделал бы уличное кафе у торгового дома «Айастан». Сегодня это одно из самых посещаемых мест города. Кроме того, рядом - остановка, магазины, всегда людный китайский рынок, недалеко - и школа.

Пока мы вслух размышляли, наш водитель припарковался между ЦУМом и «Айастаном». «Шахидка» -Вика вышла и принялась совершенствовать уже утвержденный сценарий: нервная ходьба, взгляды исподлобья и судорожное прижимание сумки. Спросила про туалет и, получив подробное объяснение, уселась за стол. Сидя в машине, мы просто с ума сходили от равнодушия наших горожан! Как можно не заметить эту женщину?! И это притом, что, вжившись в роль, она и говорить начала с акцентом: «Скажитэ, гидэ, здэсь туалэт?»

Через четверть часа последовала первая реакция - мужчина, который все это время сидел с «террористкой» за одним столиком, не выдержал ее нервозных телодвижений. Он взял ребенка и ушел из кафе. Освободившееся место тутже занял другой. И только в этот момент и появились первые и единственные представители правоохранительных органов. Сотрудники милиции, не скрывая раздражения, требовали объяснений и обещали, что мы «за все ответим».

Позже один из производивших задержание милиционеров согласился поговорить с нами. Как выяснилось, ему о подозрительной женщине сообщил знакомый. К нашему эксперименту милиционер отнесся резко отрицательно, потому что, несмотря на то, что с Законом «О СМИ» он не знаком, все же уверен - наши действия неправомерны.

- Ведь, - сказал он, - вы не смогли бы обеспечить безопасность вашей девушке.

- А милиция горожанам безопасность обеспечить в состоянии?

- В общем, я ответить не готов за всех... То, что вы сумели полтора часа ходить незамеченными, скорее всего, из-за того, что в милиции всего две линии 02. Может в это время пересмена была, не знаю. Хотя, как мне сказали, после того, как вы уехали, от жителей города поступило порядка 60 звонков о террористке.

О звонке, существование которого подтвердилось тут же, рассказала продавщица фруктов у кафе «Айастан»..

- Террористку заметили сразу. И сразу позвонили в милицию - там никто не взял трубку. Сами уже хотели обшмонать ее, а тут смотрим, из магазина спускаются милиционеры. Мы им и сказали, что тут террористка какая-то ходит... Так что мы на чеку! - улыбаясь, протянула девушка.

Да, в реакции горожанам, конечно, не откажешь. Чего нельзя сказать о скорости этой реакции. Организованный редакцией ТВС эксперимент длился более полутора часов, а сколько раз за это время можно было взорваться, знают только настоящие шахиды.

Размышляя таким образом, мы сели в машину. По пути в редакцию Вика поделилась своими впечатлениями, одновременно разоблачаясь:

- Я думаю, что-то не так в нашем сознании. Мысли об опасности людям даже в голову не приходили, и это в то время когда каждый день что-то взрывается! А те две женщины на рынке... Они меня то ли за цыганку приняли, то ли за черную колдунью. Больше всего их беспокоила мысль, не наведу ли я на них порчу. Сообщили в милицию только после того, как я начала вести себя не просто подозрительно, а вызывающе: металась между людьми, швыряла сумку с «бомбой» на столик... Конечно, настоящие шахидки себя так не ведут. Но что еще нужно, чтобы люди поняли, какая опасность им угрожает, размахивать бомбой над головой?

В начале четвертого мы уже были в редакции. Почти сразу за нами вошли представители особо компетентных органов. Они тоже потребовали объяснений, а после высказали свои соображения по поводу разжигания нами национальной розни, вреда, который мы наносим работе милиции и т.п. Советовали не выпускать в программе «Будни» этот сюжет. На это мы ответили уже привычным «у вас своя работа, у нас - своя». Но самое главное, что если уж государство не может закончить войну в Чечне, следствием которой и стали все эти взрывы, то пусть хотя бы научит милицию обеспечивать безопасность граждан, а граждан - бдительности.

Когда этот материал готовился в печать, компетентные органы вернулись и сказали, что своим экспериментом мы, в общем-то, попали не в бровь, а в глаз: одновременно с выходом сюжета о псевдошахидке в программе «Будни» центральные новости сообщили о новом теракте, в Моздоке...

Наверх / Назад