ТВС-анонс № 40 (26 августа) 2003 г.


Журналист без гражданства

 

демарш

 

22 августа газетчик, как он сам себя называет, Владислав Никитенко, главный редактор независимого «Амурского летописца», собрал на пресс-конференцию коллег и представителей политических партий. Для начала он всех поздравил с Днем Российского государственного флага и пообещал сенсацию. Ожиданий корреспондента «ТВС-анонса» Валентины Батяевой он не обманул.

В мае нынешнего года Владислав Никитенко направил президенту Путину, а также председателям Совета Федерации и Госдумы, Генеральному прокурору, председателю Верховного суда, Московской хельсинкской группе, Фонду защиты гласности, Центру развития демократии и прав человека «Прошение о добровольном выходе из гражданства России в связи с несоблюдением Российской Федерацией возложенных на себя обязанностей по защите прав и основных свобод человека и гражданина» и просил выдать ему документ, не носящий государственной символики Российской Федерации. Причина - «несоблюдение Россией прав и основных свобод Человека и Гражданина на своей территории».

По его мнению, гражданин РФ Владислав Никитенко осознавал свой долг перед страной, исполнял общественный долг и священную обязанность по защите родины. А страна, считает Владислав, нарушая взятые на себя Конституцией обязательства, в лице всех ветвей государственной власти, не соблюдала, не защищала и фактически не признавала его прав и свобод человека и гражданина.

Итак, жил да был в областном центре журналист и человек Владислав Никитенко. Выпускал газету, поднимал острые и неудобные для властей и прочих государственных организаций проблемы. Как и положено, надеялся, что его «скорбный труд» на ниве медиапроизводства даром не пропадет. На пресс-конференциях и различных встречах с руководством области и страны, как правило, задавал «неудобные» вопросы, на которые не всегда получал ответы. За все это ответственные круги считали Владислава несколько чудноватым, любящим эпатаж и шумную известность. Разумеется, вышеперечисленное само по себе пороком отнюдь не является, но мало кому нравится.

Напомним, однако, что жизнь и судьбу Никитенко круто поменяли последние выборы губернатора области. «Амурский летописец» в своих публикациях активно поддержал нынешнего главу области Леонида Короткова, а бывшего - по мере сил и информированности - резко критиковал. Делалось это не всегда корректно, да чего в пылу полемики не бывает. Но так не считал экс-губернатор Анатолий Белоногов. Он подал в суд, и после судебного разбирательства главный редактор «Летописца» был оштрафован на крупную сумму за оскорбление истца.

Дальше заявления в судебные инстанции пошли лавиной. Газете и ее главному редактору предъявили иски мэр города Тында, замглавы областной администрации и - даже - судья благовещенского городского суда Кузьмина. По мнению служительницы правосудия, Никитенко оскорбил и оклеветал ее в свой кассационной жалобе. С этого момента для Никитенко становится все «параллельно»: он открыто провоцирует прокуратуру, органы правопорядка, областную администрацию, судебные органы на возбуждение дел и обращения в суд, отказывается от российского гражданства.

Сейчас, после обращения к президенту, он считает себя человеком без гражданства. Но со дня подачи прошения прошло уже несколько месяцев, а Никитенко до сих пор не получил ответа от президента и других представителей верховной власти. Предвидя сложность поднятого им вопроса, газетчик обращается лично к президенту страны: «Не стоит расценивать мое прошение к Вам как жалобу главе государства через голову судебных властей. Когда я впервые обратился к Вам, администрация Президента переправила мое прошение в Верховный Суд РФ, а оттуда мне предложили вновь идти по цепочке городской - областной - президиум областного - Верховный суд, что, учитывая «правовой люфт», может занять всю жизнь».

Видимо, и администрация президента, которая вернула первое обращения Никитенко в область, еще не готова заполнить возникший правовой вакуум. Как утверждают сведущие в юриспруденции люди, ответа из Москвы ждать придется долго, а закон отводит президенту на рассмотрение прошения ровно год. Правовой документ о гражданстве, принятый прошлым летом Госдумой, хотя и предусматривает возможность отказа от гражданства Российской Федерации, механизм его реализации еще не разработан.

Кстати, до Страсбургского суда по правам человека, куда может обратиться по этому поводу гражданин России, путь не ближе, чем до Первопрестольной. К тому же, чтобы Европейский суд принял дело к рассмотрению, до начала расследования и создания комиссии нужно внести немалую сумму в евровалюте, которой, как известно, у безработного журналиста нет.

А жизнь газетчика под прессом судебного преследования и бесконечных тяжб постепенно становится скучной, если не сказать бессмысленной. Он лишен возможности выпускать газету, иногда кажется, что и само прошение об отказе от гражданства Никитенко написал в отчаянии.

Но складывать оружие, то есть перо, газетчик, судя по всему, не собирается. Грядущие выборы в Госдуму Владислав Никитенко решил использовать для привлечения внимания к проблемам с правами человека в области и к себе лично. На пресс-конференции он объявил, что будет баллотироваться в депутаты Государственной думы.

Теперь ему нужно собрать восемь тысяч подписей избирателей в поддержку своей персоны, чтобы Центральная избирательная комиссия могла зарегистрировать его в качестве кандидата. Никитенко надеется, что этот шаг привлечет внимание «мирового сообщества» к отсутствию беспристрастного правосудия в России и в Амурской области в частности, к систематическим нарушениям прав человека и гражданина. При этом будущий кандидат в депутаты не считает себя гражданином России. Как заявил Никитенко, сейчас он «гражданин Мира и планеты Земля».

На пресс-конференции журналисты и политики к заявлению Никитенко отнеслись с изрядной долей скепсиса. Его отказ от российского гражданства они склонны считать кто как: фрондой или позерством. Их интересовал прикладной момент: если Владислав получит паспорт «Гражданина Мира» (подобный имеет, к примеру, известный виолончелист Ростропович), куда он переедет? Никитенко демонстрировал коллегам паспорт советского образца, который не собирается менять, и сообщил, что несколько, по его мнению, демократических европейских государств уже предлагали ему политическое убежище.

Однако в деле газетчика-отказника присутствует и другая, этическая, подоплека. Несколько странна и опасна пассивная позиция амурских средств массовой информации и, в частности, амурского отделения Союза журналистов. Коллеги Владислава по перу годами с нескрываемым интересом наблюдали, как власти «плющат» их коллегу. А журналистам спросить бы себя: почему, когда обижают или ущемляют права и свободы милиции, органы правопорядка корпоративно защищают честь своего мундира? Встает горой за «своих» и судейский корпус области. Не каждый рискнет покритиковать работников прокуратуры, потому что они тоже своих не сдают. Думается, если хотя бы на одно заседание суда пришло столько представителей СМИ, сколько было на пресс-конференции, вряд ли какой-то суд вынес бы самое суровое наказание. А ведь просто можно было собраться в «Пресс-клубе» и попробовать разобраться, что происходит со СМИ на амурской земле.

Но, видимо, журналисты уверены, что с ними подобное никогда не случится. Но ведь уже было! Чуть больше года назад телекомпанию «Альфа-канал» выселили из своего помещения, говорили, что это спор хозяйствующих субъектов. Тогда почти все промолчали. Судя по всему, промолчат и сейчас.

И, видимо, не случайно прошедшая пресс-конференция уже стала предметом дискуссии в интернете. «Конечно, ясно что все журналисты на разных господ работают, - пишет один из участников интернет-форума www.alphatv.ru/forum, - но интересно есть ли у них что-то человеческое, где- то там внутри? Каким бы ни был Никитенко смешным, глупым или чудачливым, как бы несвязно он не изъяснял свои мысли и как бы ни путался в юридических понятиях, вопросы-то он важные поднимает! Неужели всем по-человечески (а не по работе) не жаль ту изнасилованную девочку, о которой он говорил? Или тех пенсионеров, которых якобы избил сын высокопоставленной особы (фамилия убрана редакцией - прим. ред.)?

Скоро все газеты будут гороскопы писать и рецепты, как варенье варить и машины страховать. Вот и все, вот и вся ваша четвертая власть и профессионализм. Только одного понять вы не можете: чем слабее вы будете, тем пренебрежительнее к вам будут относиться и тем больше не будут верить ВАМ читатели».

Что ж, вернее не скажешь. Ведь у пишущей братии есть только одно средство защиты - журналистская солидарность. Хорошо бы об этом вспоминать не только в День печати.

Валентина Батяева

Наверх / Назад