ТВС-анонс № 40 (26 августа) 2003 г.


Судьба инвалида

 

забота о людях

 

Оказывается, чтобы получить инвалидность, болезни недостаточно. Ее наличие необходимо доказать.

К такому выводу я пришла после знакомства с жителем Белогорска, инвалидом Валентином Бреховым. Его мытарства начались в далеком 1973 году. Однажды поздно вечером Валентин Тихонович возвращался с другом домой. На пути им встретилась компания пьяных молодых людей, которая пристала к мужчинам с претензиями. Завязалась драка. Избив до бессознательного состояния друга Валентина Тихоновича, компания переключилась на него. Ударив мужчину по голове чем-то тяжелым, они пробили ему череп. Затем обессиленного подтащили к пятиэтажке и стали бить головой о стену дома. «Натешившись», бросили.

Долгое время Валентин Тихонович пролежал без сознания, захлебываясь собственной кровью. Очнувшись, нашел друга и вместе стали добираться домой. Дома Валентин Брехов попытался умыть лицо от крови. Но вода попала в рану на голове и вызвала болевой шок. Отец Валентина Тихоновича вызвал «скорую помощь».

В больнице его сразу прооперировали. Но после операции ему пришлось испытать все муки: сильные головные боли, амнезия, длительное время без сна. Снотворное не помогало уйти от этого физического кошмара. Но спасла его одна старушка, которая не только подлечила, но и поставила на ноги. Когда стало лучше, он взял больничный, отказался от инвалидности и не стал долечиваться.

Однако после выхода на работу состояние резко ухудшилось. Снова заболела голова, стал терять сознание. Болезнь постоянно давала о себе знать. Валентин Тихонович стал постоянным посетителем больницы. Пришлось уволиться с работы.

Но долго сидеть дома не смог. Нужно было зарабатывать на жизнь. В 1974-ом Валентин Тихонович устроился работать шофером на швейную фабрику. Но, отработав два года, уволился: приходилось все чаще ложиться в больницу. Согласно медицинским справкам, он должен был работать «вполсилы». А какому начальнику нужен такой работник?

Валентин Брехов поменял не одно место работы. А потом и вовсе не смог садиться за руль. Здоровье пошатнулось. «Вот уже тридцать два года, как я и без работы, - говорит Валентин Брехов, - и без здоровья. А врачи на все мои жалобы ставили один диагноз - радикулит. С трудом добился направления в Благовещенск на обследование, где выяснилось, что у меня болезнь Бехтерева. А у нас медики отказались принимать это во внимание, сказали, что, мол, благовещенские ошибаются, подкупил вроде как я их. Лечить отказались и отправили работать».

Но, естественно, работать Валентин Тихонович был не в состоянии. После долгих споров и хождений по кабинетам белогорской городской больницы над ним смилостивились и дали третью группу инвалидности. Но результаты обследования в областной больнице показывали, что ему обязаны дать, как минимум, вторую. С этого момента и начались перипетии с местными врачами по поводу инвалидной группы. При этом здоровье у Валентина Брехова не улучшалось. Ему становилось все хуже, болеть стал все чаще.

В 1986 году уставшему бороться с белогорскими врачами мужчине посоветовали поехать в Москву, уж коли на месте ему правды никак не добиться. Однако в направлении в столицу ему по неизвестной причине отказали. Тогда Валентин Брехов решает ехать самостоятельно, без согласия на то местных медиков. В Москве диагноз подтвердился. С бумагами пациент белогорской городской больницы вернулся домой, уверенный, что теперь-то ему обязательно дадут вторую группу и наконец-то оставят в покое.

Но не тут-то было. Его документы члены комиссии ВТЭК вновь посчитали недействительными и вновь отказали во второй группе инвалидности. Кстати, кто не знает, скажем, что группа инвалидности сказывается на размере пенсии. Пусть разница в сотне-другой рублей, но и это ощутимая прибавка для инвалида, который не может работать.

«В этот тяжелый период жизни от меня ушла жена. Я остался один. Как удержался, как не потерял интерес к этой жизни, не помню. Сестра мне очень помогла не пасть духом», - рассказал Валентин Тихонович. Не теряя надежды добиться своего, он снова обращается в Минздрав за помощью. В это же время ему сообщают, что справки из Москвы недействительны, потому что на них отсутствуют круглые печати. И набравшись терпения, он едет в столицу снова. Теперь уже за круглыми печатями...

Все так бы и продолжалось - бесконечные поездки в Москву, обращения за помощью в различные организации, пока сестра Валентина Тихоновича не обратилась за помощью в центральную прессу. И в 1989 году инвалиду дают бессрочную вторую группу инвалидности. Казалось, наконец-то все проблемы решены. Однако через несколько лет возникает новая проблема: начисление пенсии.

Три года назад Валентин Тихонович случайно узнал, что в течение десяти лет пенсия ему начислялась по минимуму, как... работающему пенсионеру. Это при том, что он не работал с 1982 года. За три года переписки с различными инстанциями у Валентина Брехова накопилась целая папка всевозможных бумаг или попросту «отписок». В каждом документе, присланном на имя человека, проболевшего большую часть своей жизни, страдающего от халатности и невнимательности местных чиновников, говорилось, что начисления пенсии сделаны верно, на основании действующих законов. Сколько нервов и сил он тратит на доказательство своей правоты - известно только ему самому и Богу...

Валентин Тихонович надеется добиться справедливости. Он мечтает, что когда-нибудь в нашей стране, как во многих цивилизованных странах, к инвалидам будут относиться по-человечески.

Юлия Жаргалова

Наверх / Назад