ТВС-анонс № 40 (26 августа) 2003 г.


Рынок, как «дорога жизни»

 

власть и люди

 

У входа на перрон железнодорожной станции Белогорск с недавних пор образовался стихийный рынок. Сюда свой немудреный товар - излишки выращенных на дачах и огородах овощей - привозят не только городские жители, но и крестьяне из Васильевки, Томского, Бочкаревки, Сосновки и других населенных пунктов.

Днем на обочине торгуют почти полсотни продавцов сельхозпродукции. Ночью на самостийном рынке остается дежурный. Он сторожит нереализованный товар и следит за чистотой прилегающей территории.

Как правило, на рынке у вокзала торгуют те, кто нынешним летом ценой невероятных усилий умудрился хоть что-то вырастить. Естественно и понятно их желание продать плоды своего труда дороже, чем на городском рынке. Потому что многодетной матери нужно собрать детей в школу, что нынче совсем не дешево, восьмидесятилетняя старушка принесла вилок капусты, рассчитывая купить на вырученные деньги хлеб, пожилому мужчине нужна теплая одежда к зиме и т.д.

Однако разложенный на газетках и картонках товар привлекает внимание не только потенциальных покупателей. Объединившись в борьбе за здоровье нации, руководство вокзала, санитарно-эпидемиологические службы, транспортная милиция и администрация города запретили несанкционированную торговлю не только на перроне, но и на привокзальной площади.

Сделано это «с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. На перроне вокзала Белогорск запрещена несанкционированная торговля продуктами питания. В соответствии со статьями 15 и 17 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52 от 30.03.99 невыполнение законных требований торгующими будет рассматриваться как административное правонарушение». Таким документом городские власти перекрыли «дорогу жизни» малоимущих белогорцев. К ответственности, правда, пока еще ни одного нарушителя порядка не привлекли, но главное, что теперь обе стороны при деле.

Утром к вокзалу подъезжает автомобиль, наделенные полномочиями чиновники идут к старушкам, разложившим товар. Завидев контроль, продавцы быстренько собирают помидоры-огурцы в сумки и уходят в сквер. Проверяющие с чувством выполненного долга уезжают. Продавцы выходят из кустов и снова раскладывают товар.

Иногда власти предпринимают кардинальные меры в виде полной ликвидации «торговых рядов» - импровизированные прилавки быстро грузят в мусоровоз и вывозят на свалку. Однако несанкционированная торговля возобновляется, едва машина скрывается за поворотом. И конца этой войне городской администрации со стихийным привокзальным рынком пока не видно. Чтобы раз и навсегда отвадить народ от торговли на вокзале, администрации придется ввести в бой «тяжелую артиллерию» в виде ОМОНа. Иначе ей с народом не справиться.

Ну а теперь доводы участников «войны». Откровенно говоря, с точкой зрения администрации вокзала, городских властей и санэпидемнадзора согласны все. Железная дорога - зона повышенного риска. Как рассказали дежурные транспортной милиции, пытающиеся быстро и подороже продать товар продавцы лазят под вагонами, бросаются чуть ли не под колеса, создают нервозную обстановку при посадке и высадке пассажиров. Кроме того, некоторые предприимчивые бабульки торгуют не только овощами с огорода, но и коноплей. А это уже серьезное преступление.

Работники пункта технического обслуживания вагонов единогласны: торговцы не дают спокойно обслуживать вагоны проходящих поездов. Нужно успеть заправить водой, осмотреть состав. В это время предприимчивые белогорцы путаются под ногами, толпами бегают вдоль вагонов, в общем, сильно мешают работать.

Дежурный по обслуживанию пассажиров категорически против присутствия торговцев на перроне. Мусорят, создают опасные ситуации, рискуют своими жизнями и подвергают риску жизни пассажиров, за которые железная дорога несет ответственность.

«Виновники торжества» согласны, что опасно нырять под колеса вагонов, но уверяют, что пассажиры поездов, следующих на север, - самые выгодные и активные покупатели. Нынешнее лето не баловало северян урожаем, а потому люди покупают все, что выносят белогорцы. К тому же на узловой станции Белогорск поезда стоят по 20-30 минут, достаточно времени, чтобы купить ведро помидоров или огурцов.

А сделать так, чтобы волки были сыты и овцы целы, никто пока еще не попытался. Продавцы просят отвести им на перроне место, как это было еще не очень давно, брать за него плату и не мешать торговать. Администрация вокзала на этот шаг не идет - недисциплинированные и не всегда трезвые горожане все равно полезут под колеса. На привокзальной площади место для рынка сельхозпродукции архитекторы не предусмотрели. Поговаривают, администрация города задумала построить здесь фонтан, чтобы он день и ночь омывал лицо Белогорска.

Поэтому, думается, деньги налогоплательщиков еще долго будут тратиться на разгон продавцов, на вывоз «прилавков», на споры и раздоры. Хотя проще собрать всех участников конфликта и подумать, как и где лучше сделать нормальный санкционированный рынок. В данном случае нельзя просто взять и запретить. Потому что этот запрет нарушается и впредь будет нарушаться.

Валентина Батяева

Наверх / Назад