ТВС-анонс № 42 (9 сентября) 2003 г.


Долги «Зодчего» ушли в невесомость...

 

конфликт

 

Работники предприятия ОАО «Зодчий» долгие годы считали, что их судьба им известна на десятилетия вперед. Даже в кошмарном сне не могло привидеться, что их всегда востребованные умелые руки однажды окажутся никому не нужными.

Строитель - специальность, ценящаяся при любом строе и политическом раскладе: при социализме и капитализме, при красных и зеленых, при тирании и демократии людям нужны квартиры, дома, офисы, предприятия, магазины, школы, кинотеатры. Без умеющих возводить все это не обходится ни одно государство. Однако триста когда-то нужных стране и городу людей ошибались. Организация, 60 лет строившая и ремонтировавшая Белогорск, рассыпалась буквально на их глазах.

Как написали в своем письме бывшие работники ОАО, проблемы у «Зодчего» начались четыре года назад. В 1999-м организация строила 60-картирный дом по улице Красноармейской, 61. Из-за несвоевременной поставки заказчиком стройматериалов объект постепенно превратился в долгострой. Как следствие, администрация предприятия начала задерживать зарплату. Из трехсот членов коллектива первыми перешли на другую работу самые дальновидные и высококлассные специалисты. Позднее, при строительстве нового объекта - патологоанатомического корпуса - морга - нехватка нужных специалистов аукнулась (так же, как и нехватка денег). ОАО «Зодчий» было вынуждено прервать подрядные отношения с городом и передать объект другой организации, так как доводить до ума стройку оказалось некому и не на что.

Ситуация создалась тупиковая. Квалифицированные кадры начали разбегаться из финансово несостоятельной организации. Те, кто увольнялся из «Зодчего», расчет получали только через cуд. По решению суда причитающаяся сумма перечислялась им автоматически со счета организации в банке. Те, кто продолжал работать, а это, в основном, акционеры, то есть совладельцы «Зодчего», возможности обратиться в суд не имели. К тому же предприятие не было объявлено банкротом. Генеральный директор Георгий Деревягин признавал (и до сих пор) признает обоснованность притязаний работников, но удовлетворить их требования, как утверждал он в личном разговоре со строителями, возможности не имеет. Получалось, что оставшиеся члены коллектива зарабатывали деньги для погашения долгов по зарплате ранее уволившихся товарищей. Многие в то время еще надеялись, что ситуация выправится, что руководство предприятия «выбьет» деньги из организаций, которые не рассчитались за возведенные и принятые объекты, и выплатит заработную плату.

Как рассказали бывшие работники «Зодчего», члены некогда дружного коллектива проработали в одной организации по 20-35 лет. «И как удалось развалить такую солидную фирму - уму непостижимо», - говорят они. Рабочие были уверены, что с ними никто и никогда не поступит несправедливо. Ведь их молодость и здоровье остались на объектах, выстроенных «Зодчим».

Однако терпение и самых настырных имеет предел. Надоело просить деньги на проезд у детей, люди устали жить за счет других членов семьи и сторонних подработок. Невыплаченные заработки исчислялись десятками тысяч рублей. И это в то время, когда у «Зодчего» в должниках ходили и продолжают ходить солидные заказчики. С 1999 года не рассчиталось Управление внутренних дел Амурской области (620 тыс. рублей), администрация Белогорска (208 тыс. рублей), OГУП «Строитель» (712 тыс. рублей). При этом два должника - государственные учреждения, которым на строительство и ремонты деньги выделяются из бюджета. В отделе строительства городской администрации рассказали, что акты о приемке работ «Зодчему» они подписали. А вот дальше, заявили специалисты отдела, уже дело финотдела администрации. И они не знают, рассчиталась ли со строителями городская администрация или нет. И, вообще, это - частники.

Со своей стороны все же не рискнем предположить, что данные организации не могут вернуть долг «Зодчему». Но, как рассказали бывшие рабочие «Зодчего», донимающим его акционерам директор ОАО Георгий Моисеевич Деревягин неизменно отвечает, что ни один из должников рассчитываться с «Зодчим» не хочет. То ли политическая обстановка поменялась, то ли руководство пришло другое. Однако и то, и другое верно. Обстановка, действительно, поменялась. Те, кто во время дефолта и последовавшего за ним кризиса сумел удержаться на плаву, сегодня имеют работу и зарплату. Поменялось и руководство городской администрации. А вот те, кто надеялся на манну небесную, то есть на некие связи с власть предержащими, оказались у разбитого корыта.

Гендиректор ОАО «Зодчий», конечно, не бог и не герой. Однако все помнят, что в свое время уважаемый человек, умелый хозяйственник Георгий Деревягин был доверенным лицом кандидата на пост главы администрации Александра Ходунова во время его предвыборной кампании. Осведомленные источники утверждают, что между ними было заключено джентльменское соглашение: авторитетный руководитель помогает претенденту стать главой Белогорска, а новоиспеченный депутат областного Совета помогает «Зодчему» получить долги с недобросовестных организаций и привлекает к работе на бюджетных объектах. Свою часть соглашения Георгий Деревягин выполнил...

Как утверждают хозяйственники города, при доброй воле всех участников трудового спора на том кризисном этапе организацию с огромным опытом работы, выстроившую Белогорск и многие его предприятия, можно было спасти. Если бы глава города и депутат областного Совета Александр Ходунов присоединился к усилиям гендиректора Георгия Деревягина и принял соответствующие положению меры, то ситуация сложилась бы, возможно, по-другому. К примеру, настоял, чтобы УКС УВД Амурской области погасил дебиторскую задолженность в более чем 620 тысяч рублей перед «Зодчим» за реставрацию здания Белогорского ГОВД... Или проследил бы за перечислением средств на строительство морга, чтобы «Зодчий» имел оборотные средства и продолжал работы... Или помог бы многочисленному коллективу с неоспоримыми заслугами перед городом получить подряд на строительство бюджетных объектов, или, например, на отделку здания городской администрации. Но эту выгодную работу получили китайцы, которые и заработали на ней полтора миллиона рублей. Да мало ли при нынешнем размахе строительства объектов, возведение которых помогло бы «Зодчему» остаться на плаву? Однако же с китайцами городская администрация рассчиталась полностью, а своим горожанам до сих пор не заплатила. Тут глава администрации остался верен ленинскому завету: по долгам предшественника город не обязан рассчитываться...

Многочисленные судебные процессы и отсутствие понимания со стороны администрации раздражали руководителя ОАО «Зодчий». Имущество организации уже было описано судебными приставами. Гендиректор посчитал бессмысленной такую «деятельность», а держать многочисленный коллектив - излишней роскошью. В сентябре 2002 года своим приказом он сокращает весь штат организации, уже тогда понимая, что никогда не рассчитается с людьми. У директора остаются документы, печать и лицензия, а долг предприятия перед работникам вырастает чуть ли не в два раза: сокращенным кадрам по закону положено выходное пособие в размере двухмесячной зарплаты. Однако заботу о дальнейшей судьбе выставленного за двери коллектива обиженный на городские власти гендиректор препоручает государству. Оставшиеся не у дел строители стройными рядами отправились в службу занятости. Уже целый год некоторые из них держатся за счет пособий. Убедившись, что по-хорошему вопрос не решается, двадцать сокращенных членов коллектива ОАО «Зодчий» решили вернуть честным трудом заработанные деньги, предъявив иски некогда родному предприятию. В феврале 2002 года Белогорский городской суд принял очередное решение, которым обязал руководство «Зодчего» произвести расчет по долгам. Но так как на счету в банке давно был «ноль», судебному приставу оставалось только в очередной раз описать имущество предприятия. При этом, надо заметить, на балансе у организации много чего имелось. Это и склады со стройматериалами, гараж, котельная, пилорама, столярный, арматурный, известковый цеха, контора, железнодорожный тупик и прочее добро в виде строительной и другой техники. При желании и рачительном подходе имущества не только хватило бы для погашения долга по заработной плате, но еще бы кое-что осталось для продолжения пусть скромной, но деятельности.

Однако от производственной базы ОАО «Зодчий» остались руины. Осознанно или нет, но гендиректор выбрал путь конфронтации с бывшими работниками ОАО. Он прямо заявил, что расчет с рабочими не считает своей обязанностью. Оборудование котельной, действующий подъездной железнодорожный путь, гараж, контору, пилораму, склад вместе со всеми материалами были распроданы, иногда даже без ведома судебного пристава, за «смешные» деньги. Как рассказали бывшие работники предприятия, разорена котельная, проданы все цеха, куда-то испарились материалы.

Хотя, вообще-то, формально для реализации имущества предприятия-должника должен быть устроен аукцион. Но он почему-то прошел в областном центре, и совладельцы-акционеры о нем не знали. В итоге, утверждают бывшие работники «Зодчего», за двухэтажную контору гендиректор выручил 90 тысяч, в два раза меньше стоимости однокомнатной квартиры. Хотя в это время гараж размером 6х4 оценивался в 100 тысяч рублей.

Вырученные средства от реализации имущества были распределены между претендентами по принципу: кто раньше обратился в суд, тот получил. При этом те, кому акционерное общество должно было небольшие суммы, получили их полностью. А тем, кому «Зодчий» задолжал по несколько десятков тысяч, выплатили лишь незначительную часть в процентном выражении. Так, отработавшую на предприятии почти три десятка лет Любовь Чиненову (с помощью судебных приставов) «Зодчий» «одарил» 900 рублями, хотя должен был по ведомости 17 тысяч рублей. Зинаиде Ходько организация осталась должна почти 30 тысяч рублей. Алексею Третьяку не выплатили 28846 рублей. Но, как говорят, своя рука - владыка. Себе Георгий Моисеевич в счет заработной платы отписал автомобили «Волга» и грузовой, УАЗ и ГАЗ-69. Рабочие, «выбившие» через суд по 900 рублей, честно говоря, этим размахом были сильно удивлены: по количеству приобретений в счет долга гендиректор ОАО «Зодчий» всех акционеров переплюнул. К сожалению, отыскать Георгия Деревягина в городе, чтобы узнать о нынешней ситуации в организации из первых, то есть его, рук, не удалось. Телефона «Зодчего» в справочнике нет. Нет и домашнего номера телефона его руководителя. Хотя известно, что организация печати не сдавала, самоликвидацию не объявляла, да и в состоянии банкротства не находится.

Жалобы бывших работников ОАО во всевозможные инстанции должного результата не приносят. Обращения к губернатору области, в газету «Амурская правда» дело с мертвой точки не сдвинули. «В прошлом году, - говорят люди, - писали даже члену Совета Федерации». Но, похоже, стена перед ждущими справедливого расчета строителями встала монолитная. Никому не прошибить.

Решить проблему с помощью банкротства и таким образом заставить гендиректора рассчитаться с людьми не под силу, похоже, даже судебным приставам. Господин Деревягин отказался представить акты сверок, а в апреле 2002 года не поехал - видимо, некому было оставить документы, печать и лицензию, так как в штате уже нет ни бухгалтера, ни сторожа - решать вопрос о банкротстве предприятия. Вот и парит белогорский «Зодчий» вместе с гендиректором в «невесомости».

Валентина Батяева

Наверх / Назад