ТВС-анонс № 44 (23 сентября) 2003 г.


Во власти тьмы

 

проблема

 

По вечерам на улицу не выйдешь. Темно и страшно. Те фонари, что остались в «живых», светят, как правило, в самом центре городских микрорайонов, возле магазина, например. Да и то как-то тускло, словно смущаясь обшарпанных столбов.

 

Лучше всего о проблемах уличного освещения в Белогорске осведомлены сотрудники милиции и травматологи. Первые легко составят список слабоосвещенных (или вообще темных) улиц и микрорайонов по сводкам преступности, а вторые - по журналу учета больничных листов. В конце прошлой недели на улице Кирова, напротив городского отдела внутренних дел, водитель иномарки сбил переходящего дорогу мужчину. Удар был настолько силен, что тот скончался на месте до приезда бригады «скорой помощи». По пока не подтвержденной информации, в произошедшем виноват сам погибший. Однако вряд ли водителю автомобиля, под колеса которого попал человек, станет от этого легче.

 

Российская статистика утверждает, что большинство ночных ДТП происходит с наступлением зимы. Белогорские же гибдэдэшники пришли к интересному выводу: больше всего аварий у нас происходит во время... листопада. С чем это связано, они и сами затрудняются ответить. Но все соглашаются с тем, что в темное время суток тяжкие ДТП со смертельным исходом происходят в два с половиной раза чаще, чем в светлое время. При этом опасность наезда на пешехода возрастает в десять раз! С этим согласятся и водители, резко выворачивающие в сторону всякий раз, когда из тени близлежащих зданий или деревьев на дороге вдруг неожиданно появляется фигура (благо, если она не качается под «тяжестью» винных паров).

 

Сопутствующей причиной аварий (по статистике - в 15 процентах случаев) гибдэдэшники считают ослепление водителей при встречном разъезде светом фар. Нередко водители наезжают на пешеходов. Объясняют они это тем, что в темноте довольно сложно увидеть пеших участников дорожного движения. Они как бы растворяются в свете фар, о чем сами не подозревают.

 

В общем, зима - это ранние сумерки и темнота - хоть глаз выколи. А освещенность городских улиц столь же далека от идеала, как и сами дороги.

 

Хотя несколько грешу против истины - ночью центр Белогорска освещается. Слегка. И то в основном благодаря стараниям частных предпринимателей, установивших возле своих магазинов ажурные фонари. В частном же секторе или на периферии встречаются анклавы мрака и тьмы. На освещение здесь, как объяснили специалисты МП «Электротеплосети» и МП «Служба заказчика», не хватает средств. А потому передвигаться в таких местах нужно вооруженным до зубов. На худой конец - фонариком, чтоб, уж если не без головы остаться, так хоть ноги не переломать.

 

А вот «кусочкам» улиц Кирова, Ленина, Скорикова и Благовещенской повезло больше. Им лампочки достались. Да и фонари целые через раз-два. Правда, вернуть свет на улицу Кирова (и тот только до локомотивного депо) городу помогли железнодорожники. Впрочем, чего греха таить, как было темно в Белогорске по ночам, так до сих пор мало что изменилось. Вероятно, в администрации города руководствуются в первую очередь заботой о молодых, помня, что темнота - ее друг.

 

Виктор Дворецкий, как работник «Электротеплосети», как человек, ответственный за городское «фонарное хозяйство», и как горожанин, с трудом может вспомнить, когда в последний раз в городе все сгоревшие лампочки на фонарных столбах были заменены одним махом. Уж точно, говорит он, не во времена предыдущего главы. Но помнит, что тогда свет городским улицам подарило «Амуркоммунэнерго». «А после подобного уже не было», - вздыхает он по телефону.

 

Но этого предприятия уже нет. И кто сегодня в состоянии озаботиться освещением в Белогорске, не может сказать и специалист «Службы заказчика» Валентин Губа. Неспособность руководства города осветить улицы ночью коммунальщики объясняют множеством причин. Главная, конечно же, это деньги. А они направляются в первую очередь на закупку топлива, на зарплату бюджетникам, а уж там - на что хватит. К примеру - на благоустройство отдельно взятых территорий или «ремонтик» изрядно подносившегося здания городской администрации.

 

Но и работники «Электротеплосети» и «Службы заказчика» в один голос говорят, что существенно осложняют им работу охотники за цветным металлом. Воздушные линии срезаются километрами. Исчезают и плафоны. А стоит все это хозяйство более чем прилично. Хотя какая точно нужна сумма на восстановление освещения в городе, Валентин Григорьевич ответить затруднился. «Могу лишь сказать, что одна световая лампа стоит (самая скромная, замечу), 250 рублей. Один метр проводов - 15 рублей, а опора обходится в 3500 рублей. Так что о ремонте существующего «фонарного хозяйства» пока говорить нечего. Хватило бы на восстановление. А что касается улиц 50-летия ВЛКСМ, микрорайона «Амурсельмаша», то выделили бы нам миллиона три - всех бы засветили».

 

Пока готовился материал, довелось выслушать упреки и в адрес правоохранительных органов. По словам одного работника «Электротеплосети», когда он позвонил в милицию, чтобы сообщить о том, что на одной из городских улиц двое шустрых молодых людей срезают провода, услышал в ответ примерно такое: «Ваше хозяйство, сами и разбирайтесь». Но потом все-таки смилостивились, прислали наряд. Правда, «охотников» за цветным металлом и след уж простыл. «Да что там говорить, - рассказывает Валентин Губа, - мы сами не раз ловили таких, сдавали в милицию. И что, думаете, их посадили? Как бы не так. Отпустили...»

 

В сложившихся условиях, когда власти не способны обеспечить нормальную освещенность улиц в темное время суток, горожане вынуждены платить за это. Причем слишком дорогой ценой - увечьями и жизнями. Или нести материальные потери в виде раскуроченных и разбитых автомобилей и затрат на лечение. По данным Белогорского ОГИБДД, на дорогах города только в этом году во время сумерек произошло 88 ДТП. Люди пострадали в 22 случаях. А в 66 отделались лишь легким испугом, царапинами и сдачей машин на запчасти. За восемь месяцев в Белогорске в авариях погибли 23 человека, 8 из них - в темное время суток. И, судя по отношению к проблеме городских властей, в ближайшее время ситуация с освещенностью улиц вряд ли улучшится. А значит, количество жертв темных ночей будет расти.

Елена Гладышева

Наверх / Назад