ТВС-анонс № 44 (23 сентября) 2003 г.


Окажи спонсорскую помощь и... спи спокойно?

 

забота о детях

 

Аленке три с половиной года. Она каждый день ходит на мамину работу и скучает. Здесь нет ее ровесников, с которыми можно играть, нет игрушек, негде гулять и спать. Покапризничав для вида, она согласилась ответить на мои вопросы.

 

- Ты почему в садик не ходишь?

 

- Мама говорит, что нет денег, чтобы заплатить за него!

 

- А ты хочешь в садик?

 

- Хочу. Только в том саду, куда я хочу, места дорогие!

 

Аленка объясняет непонятливой взрослой, что в садике весело. Но эта радость недоступна маленькой девчушке - мамина зарплата меньше суммы, запрашиваемой руководством детского дошкольного учреждения в качестве спонсорской помощи. А тут и одна моя случайная знакомая, услышав, какая сторона детской жизни меня интересует, рассказала о своих понесенных «незапланированных» детсадовских расходах:

 

- Когда ребенка в садик оформляла, заплатила три тысячи рублей.

 

- ???

 

- Заведующая сказала, что, если хотите, чтобы ребенок в наш садик ходил, платите. А куда денешься...

 

Работающий на прилично оплачиваемой должности сосед, отец полуторагодовалого мальчугана, подтвердил:

 

- Да все платят, и я платил. Сад хороший, считается элитным, а потому в него трудно попасть. Но я заплатил не директору, а воспитателю, чтобы взяла ребенка в свою группу. Сначала запросила пять тысяч рублей, пообещала поговорить с заведующей, но я сбил цену до двух...

 

Опрос знакомых и незнакомых родителей выявил «занятную» картину. Оказывается, в Белогорске, чтобы устроить ребенка в детсад, нужно внести в «казну» детского дошкольного учреждения от 1200 до 3000 рублей. Кто-то утверждает, что получил квитанцию о сдаче денег в бухгалтерию, кто-то сказал, что никакого документа не дали. Но все категорически отказались назвать номера детсадов, свои имена и фамилии заведующих. В ответ на мое недоумение, объяснили: ребенка в садике начнут третировать, так что светиться - себе дороже. Вот такое нарисовалось «счастливое детство» у юного поколения белогорцев.

 

Инспектор отдела образования Любовь Квач, курирующая деятельность муниципальных детских садов, рассказала следующее: «Все сады работают по принятому коллективом, а затем утвержденному собранием и согласованному в отделе образования городской администрации уставу. Больше, чем положено, они не могут набрать детей в группу. Возникнут неприятности с санитарной службой, прочими органами.

 

В дошкольные учреждения дети принимаются в возрасте от двух месяцев (в ясельные группы) до 7 лет (в подготовительные). Задача учредителя, то есть муниципалитета, состоит в том, чтобы следить за своевременным зачислением в детсады тех детей, которые имеют на это первоочередное право. Это - члены многодетных семей, дети-инвалиды и дети инвалидов, а также мальчики и девочки, находящиеся под опекой. А остальные - в порядке общей очереди. И тут, как говорится, кто не успел, тот опоздал».

 

Как отметила Любовь Митрофановна, последние два года заметно выросло количество родителей, желающих отдать ребенка в садик. И это не результат демографического взрыва в отдельно взятом Белогорске. Просто в 90-х годах прошлого столетия в городе было тридцать детских дошкольных учреждений, а сейчас их осталось всего пятнадцать. Что же касается посещаемости, то, как ходили в них ежегодно около одной тысячи четырехсот ребятишек, так эти дети и ходят. Мест в садиках, расположенных в центре города, уже недостаточно. Сказалось закрытие ряда ведомственных учреждений, в частности пяти детсадов, находившихся ранее в хозяйственном ведении Минобороны.

 

Кроме того, по сравнению с девяностыми годами, значительно возросло количество работающих женщин. Это, конечно, отрадно. Значит, у наших женщин появилась возможность нормально работать. А потому сегодня решается вопрос о продлении времени пребывания детей в садах. Уже в будущем году его предполагается сделать 12-часовым, плюс трехразовое питание. Помимо этого откроются (если проект бюджета будет утвержден всеми инстанциями) дополнительные группы в детских садах NN 45 и 54.

 

О поборах - так называемой спонсорской помощи - Людмила Квач слышала. Но посетовав на несознательность граждан, сказала: «Ни один человек до сих пор не назвал номер детского учреждения или фамилии заведующей, которая требовала платы за то, что берет ребенка в свой садик. Так, одни разговоры. Хотя только благодаря спонсорской помощи родителей городские детские дошкольные учреждения и выживают. Многие годы государство держало нас на «голодном пайке». Хотя финансирование и до сих пор оставляет желать лучшего. Да и зарплаты у работников детсадов мизерные.

 

Вообще-то, как правило, родители воспитанников охотно идут навстречу дошкольным учреждениям. И на их спонсорскую помощь покупаются игрушки, ремонтируются крыши, завозится песок, закупается и перестилается линолеум в группах, игровых комнатах. Да, заведующие вынуждены попрошайничать. Но так везде в России делается. В школах же платят за дополнительные занятия. Так что работники белогорских детских садов ничего нового не изобретали. Конечно, за всех поручиться не могу, однако если будут представлены достоверные факты вымогательства «помощи», мы с такими работниками разберемся...»

 

Кстати, о пользе и дороговизне, нужном и вынужденном характере дополнительных занятий в школе, что и говорить, пресса писать устала. Напомним, суть сводится к тому, что нередко учителя-предметники вынуждают детей посещать свои занятия, а родителей - раскошеливаться на дополнительное вознаграждение за учебу. Однако почему это «новшество» переняли белогорские дошкольные учреждения, непонятно. Хотя, если не лукавить, то как раз все понятно. Муниципальные власти отдали заведующим право формировать детский контингент. К этому добавился дефицит мест, и вот результат - спрос рождает предложение. Спонсорская - добровольная - помощь преобразилась в обязательное условие приема ребенка в садик. К тому же, и существующая система осеннего набора ребятни в группы подталкивает руководителей так называемых «престижных» учреждений к поборам.

 

Само собой разумеется, заведующие детских садов быстро разобрались и с тем, как компенсировать оплату за пребывание ребенка (которая равна 12 рублям), как минимум, до 16 рублей. Постигшие азы рыночных отношений заведующие просто обязывают родителей по осени сдавать в детсадовскую «кладовую» овощи. Те, у кого нет дачи или огорода, нужное покупают на рынке. Одна вырастившая и отправившая в школу дочку мама призналась, что эта «обязаловка» столько их семье крови попортила, что они с содроганием вспоминают детсадовские разборки. Ни дачи, ни огорода, ни бабушек-дедушек у них нет, поэтому овощи для детского сада родителям пришлось закупать самим.

 

Но и этот побор всегда переводится в плоскость бедности садиков и необходимости кормить нормально ребятишек. Заведующая детским садом N 11 на «Амурсельмаше» Наталья Степанова рассказала, что родители всегда оказывают садику посильную помощь. «Восемь родителей, впервые приведших детей в группу, помогли перекрыть крышу корпуса. Другой папа привез песок для детской площадки. Дедушка-пенсионер одного из ребятишек отремонтировал качели и приспособления для игр на площадке. Еще один дедушка подновил поломанную детскую мебель. Родители воспитанников откликаются на все наши просьбы. А денежные взносы у нас не практикуются. Ну, если только по десятке на игрушки или при подготовке к праздникам, детским постановкам и так далее. А овощи сдают практически все. Это правда, ведь платы за питание детям не хватает...»

 

Вот и весь секрет полишинеля. Лишь одно предложение: чтобы у иных заведующих детскими садами аппетит во время сбора «милостыни» не разыгрывался, не проще ли «посильный» денежный поток сделать прозрачным, чтобы зависел он от толщины родительского кошелька, а не от аппетитов воспитателя, заведующей или, упаси Боже, сторожа дяди Васи.

 

А потребовать помощи у городских властей, привыкших за многие годы, что проблемы детских садов решаются за счет кармана родителей, заведующие садиков, похоже, боятся. За примером далеко ходить не надо. Перед тем, как «сдать» садик приемной комиссии перед началом нового учебного года, воспитатели слезно просят мам и пап принести из дома игрушки (на которые денег не дают), книги или музыкальные инструменты и игры, чтобы члены комиссий восхитились и поставили детскому учреждению галочку. А там - вновь в карман родителей. Зачем тревожить власть имущих...

Валентина Батяева

Наверх / Назад