ТВС-анонс № 44 (23 сентября) 2003 г.


Гора по имени ЕГЭ родила мышь

 

образование

 

Под торопливые разговоры о модернизациях и экспериментах и о том невиданном счастье, которое спустится на российскую землю после введения единого государственного экзамена - ЕГЭ - всю страну быстренько подвели к тому, что уже со следующего года повсеместно собираются официально вводить ЕГЭ как главный и единственный вид выпускного школьного экзамена.

 

Вот так, между делом, ловко стране почти уже навязана система, которая по своим разрушительным последствиям далеко превосходит ущерб от ваучерной приватизации.

 

После введения ЕГЭ последователи Чубайса от образования обещают каждому сельскому школьнику из самой глубинки доступность высшего образования и блестящую карьеру.

 

Думаю, что ЕГЭ в сочетании с государственными финансовыми обязательствами - ГИФО - этими образовательными ваучерами, окончательно добьет лучшую в мире систему образования. Общее число бесплатных мест в вузах будет только сокращено, а реальное качество вузовского и школьного образования резко упадет.

 

Трудно сформулировать ситуацию с внедрением ЕГЭ лучше, чем это 25 августа на городском педсовете сделал мэр Москвы Юрий Лужков. Он сравнил Единый госэкзамен с игрой в наперстки: «ЕГЭ напоминает мне игру в наперстки на вокзале. Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь - молодое поколение». Выиграть же у наперсточников нельзя никогда!

 

Тем, кому интересно разобраться в аргументах со всех сторон, мы рекомендуем прочитать популярную брошюру «СКАЖИ НЕТ ЕГЭ!». Каждый желающий может прочитать ее и скачать себе на компьютер с сайта «Спасем российскую школу» по адресу http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/20/239_1.shtml .

 

Единый экзамен уже сегодня превратился в НЕединый.

 

Ведущие вузы страны практически уже выторговали себе право на собственные экзамены. Некоторые из них пошли на частные уступки, например, согласились при приеме учитывать результаты ЕГЭ по русскому языку.

 

Министерство образования, обрадованное таким соглашательством, пытается с ходу ввести разделение вузов по категориям. Чудесная карьера для рекламного сельского выпускника перешла из МГУ и других самых престижных вузов России в вузы последней категории. Понятно, эти вузы теперь будут превращать в ПТУ с вузовскими вывесками. Сельские дети и вправду будут поступать в учреждения, на дверях которых крупными буквами будет гордо выбито «ВУЗ».

 

Неединым этот экзамен спланирован изначально также и потому, что сверхзасекреченные задания по ЕГЭ, как наглядно показал и доказал печальный опыт проведения «единых» экзаменов в этом году, не являются секретными.

 

Задания и ответы на них стали известны накануне ЕГЭ. И хотя, как с честными глазами заявляли высшие чиновники минобра, «утечек» не может быть «по самой природе организации экзамена», они, эти «случайные утечки», как следует из многочисленных публикаций, были - и в большом количестве. Да, «по природе» их не было, а по искусству проходимцев и мздоимцев - были.

 

Не афишируются и такие любопытные наблюдения. В ряде регионов, особенно успешных в плане «эксперимента по ЕГЭ», по какой-то «непонятной» причине результаты детей чиновников и бизнесменов, местной элиты оказались значительно выше, чем общие результаты. Если здесь даже и не было никакого прямого использования своих возможностей отдельными местными руководителями, то это говорит только о том, что исходно обделенным образованием сельским детям никакая микстура типа ЕГЭ не поможет - тут надо всерьез браться за само образование и его качество, а не зачудесные палочки-выручалочки.

 

Внедрители ЕГЭ убеждают всех в том, что единый экзамен вдвое сократит стрессы выпускников и их родителей. На деле же получается так, что впору к каждой школе во время ЕГЭ ставить машины «Скорой помощи», а минздрав присоединять к минобру.

 

То есть и с этой стороны единый экзамен оказывается совсем неединым, поскольку требует нервов сразу на три или четыре экзамена, а не один.

 

Правда, есть одна особенность, благодаря которой ЕГЭ и вправду задает полное единство. Речь идет о затратах семей выпускников на репетиторов и взятки. Они никуда не пропали и не делись. Уже сейчас в массовом порядке создаются фирмы, оказывающие «услуги по подготовке к сдаче ЕГЭ». Тут полное единство: как шли родительские деньги «на сдачу экзаменов», так и продолжают идти. В самом деле, какая разница, где взимать налог на поступление, в вузе или около школы, лишь бы получше напугать родителей и тогда они последнее отдадут...

 

Убеждаешься еще раз, как же все-таки прав Лужков про наперсточников! Раньше рэкетиры от образования паразитировали на глупости чиновников, а теперь, очевидно, они все уже составляют одну наперсточную команду. Эдакую секту «ЕГЭистов».

 

Впрочем, изворотливые ЕГЭисты, без конца рассказывая про то, что ЕГЭ «уничтожит коррупцию», никогда напрямую не ответят на вопрос о том, наблюдается ли хоть какое реальное снижение коррупции. Более того, автору этой статьи в прямом эфире программы Светланы Сорокиной в мае министр Филиппов напрямую заявил, что борьба с коррупцией никогда не ставилась в качестве официальной задачи при введении ЕГЭ.

 

Вот так! Отсюда понятно, почему все эти так называемые реформы или модернизации гоняются туда-сюда по кругу?

 

Сегодня есть борьба с коррупцией, а завтра нет борьбы с коррупцией.

 

Сегодня есть единый экзамен в ЕДИНОМ экзамене, а завтра, глядь, уже и нет.

 

В итоге растворяется и пропадает реальный экзамен вообще, вместе с государством и государственной ответственностью за него.

 

Главная же проблема образования сегодня не в этих экзаменационных играх, а в создании полноценной системы трудоустройства выпускников. Два же министерства - минобр и минтруд с Филипповым и Починком во главе - вместо этого государственного дела колоссальные деньги тратят на имитацию бурной реформаторской деятельности.

 

Затрачены огромные бюджетные средства, которых бы хватило на ремонт тысяч школ и, уж точно, на замену сгнившей электропроводки и на спасение школьников от смертельно опасных пожаров.

 

Окончательно зарапортовавшийся министр образования В. Филиппов в последнее время радостно повторяет, что на ЕГЭ министерство образования тратит 400 миллионов рублей в год.

 

Любому профессионалу ясно, что реальные цифры значительно выше и это напоминает советский бюджет на оборону, который по официальной статистике в несколько десятков раз был ниже реальных затрат.

 

Но даже если и «всего» 400 миллионов. Для чего?

 

Чтобы рожать опять и опять мышей?

 

Хотите вводить ЕГЭ? Хотите через него вводить платность высшего образования? Пожалуйста! Но только честно, открыто и по результатам решения всей страны. Почему бы, к примеру, вместе с выборами в Думу не провести опрос населения? Только все население страны может принимать решение по вопросу, который касается будущего наших детей и России.

 

На днях я вернулся с Дальнего Востока. Был в Амурской области - житнице Востока страны. Что же я там увидел в сельских школах?

 

Во-первых, подвижничество наших учителей и директоров школ.

 

Фантазеры и болтуны в Москве изобретают все новые и новые способы проконтролировать учителя, уличить его и вывести на чистую воду - а учителя работают вопреки всему.

 

Вот село Васильевка. Вот преподаватель химии ...

 

Педагог от Бога. И что? Зарплата - стыдно вслух назвать. Таблица Менделеева вся ветхая от старости. Реактивы для опытов она покупает за свои кровные.

 

На коленях надо стоять перед такими учителями! И вместо ЕГЭ заняться улучшением материальной базы школ и повышением социального статуса учителей!

 

Ан нет - нам давай проверять и разоблачать. И получается страшная подлая вещь.

 

Ольге Владимировне, которая на свои деньги покупает реактивы для опытов, - якобы качество образования не нужно. А ЕГЭистам, которые легко сотни миллионов рублей и долларов бросают в глупые эксперименты, мы должны отдавать качество образования и верить в них как в спасителей отечества...

 

А посмотрите, что это за школа. Пока Филиппов и Ко занимаются ЕГЭ, в школе занимаются учениками. Директор в результате правильной политики сотрудничества и взаимопомощи с совхозом сумел обеспечить трехразовое питание каждого учащегося (с мясом и вкусно!) за 5 - 6 рублей!!!

 

Самым вредным в ЕГЭ является его ведомственная логика. Что-то там хотят усовершенствовать на стыке школы и вуза. Но при этом упускают из виду главный момент.

 

Качество образования определяется его востребованностью национальной промышленностью и экономикой в целом. Этого «слона» модернизаторы не видят в упор. Мы почти уже стали промышленной колонией других стран, а господа от образования увлеченно играют в ЕГЭ. Поэтому самым вредным является то, что единый экзамен является отвлечением духовных сил нации от задачи промышленного развития.

 

Мы видим сразу несколько очевидных управленческих провалов Минобразования.

 

ЕГЭ - полный провал и технической стороны и, главное, смысла и последствий по отношению к образованию и стране.

 

Информатизация образования? То же самое. А установка систем удаленного доступа к образовательному телевидению и Интернету? За два с лишним года министерской информатизационной эпопеи на складах скопилось более 15 тыс. антенн, вместо того, чтобы быть установленными на школах.

 

Образование всегда было интегрирующим для страны. А сегодня оно перестало быть таковым. Найдите сегодня выпускников московских вузов, которые бы поехали работать и закрепились на Дальнем Востоке? Сегодня уже днем с огнем не сыщешь и в других регионах выпускников московских вузов. И регионы все больше и больше замыкается на себя.

 

Поэтому все эти ЕГЭишные игры Минобразования являются не только затратными и вредными, но и просто способствуют разрушению ЕДИНОЙ РОССИИ. А Минобразование ничего не делает для того, чтобы хотя бы понимать эту стратегическую государственную задачу и основу национальной безопасности. Минобразование тратит силы на ЕГЭ.
А школы горят!

Профессор Борис Виноградов

Наверх / Назад