ТВС-анонс № 21 (1 июня) 2005 г.


Когда за державу обидно

 

власть и люди

 

Стоит признать, что как бы часто не называли мы государство и общество правовыми, ситуации, доказывающие обратное, в жизни все же случаются. При этом закон, если вспомнить народную пословицу, нередко играет «роль дышла - куда повернешь, туда и вышло». В итоге получается: чего простым смертным нельзя, находящимся при власти, как правило, можно. Последний пример тому - трагическая гибель главы Ромненского района Анатолия Зененко. Спустя почти месяц после официального закрытия охотничьего сезона он вместе с товарищами выехал на охоту. О том, что в какой-то момент одно из ружей случайно выстрелило, пуля попала в грудь главы и он скончался на месте, сообщалось в прошлом номере газеты «ТВС-анонс». Но речь сейчас вовсе не об этом, а о том, как некоторые государственные служащие, наделенные хоть капелькой власти, демонстрируют свое превосходство.

- У нас на бензопиле «полетела» цепь, и я понес ее к машине подремонтировать, - рассказывает житель села Белоцерковка Алексей Сигитов, - поэтому «уазик», двигающийся с большой скоростью в нашу сторону, мы заметили не сразу. Из автомобиля неожиданно выскочили двое мужчин с карабинами наперевес. Не медля, они направили оружие в нашу сторону, стали требовать документы, кричать и грозиться, что сейчас наденут нам наручники…

В этой истории, смахивающей на отечественный боевик, Алексей был одним из ее участников. Вместе с ним в тот январский день были еще трое односельчан - Владимир Ким, Дмитрий Алимов и Валерий Швыдкий, который подъехал на тракторе несколько позже, можно даже сказать, в кульминационный момент. Впрочем, обо всем по порядку…

О заготовке дров на зиму сельские жители стараются побеспокоиться заранее. Но так уж получилось, что лесорубочный билет на двадцать кубометров леса, рассчитанный на четыре семьи, Валерий Швыдкий выписал только в январе. В нем, как и положено, было указано место предполагаемой вырубки - район Белоцерковки. Однако работник Белогорского лесхоза выделил деляну, располагающуюся недалеко от бывшей Свиридовки. При этом он объяснил, что раз села уже не существует, ближайшие его окрестности присоединены к Белоцерковским, и волноваться по этому поводу не стоит. Сказано - сделано.

Рубить деревья мужчины собрались буквально на следующий день. Как назло с самого утра стоял сильный мороз, поэтому трое из них выехали на место только к обеду, когда стало немного теплее. Лес на деляне был горелым, так что планировали управиться быстро. В это время Валерий Швыдкий готовил к предстоящей поездке трактор, после чего тоже должен был отправиться на деляну. Лесорубочный билет оставался у него.

Между тем, Ким, Алимов и Сигитов занялись порубкой. По их словам, стволы нескольких «живых» деревьев были сильно надломлены и в любую минуту могли обвалиться кому-нибудь на голову. Чтобы не рисковать, их тоже решили срубить. А потом вдруг забарахлила пила, и последовали уже описанные события.

…Опешившие селяне не сразу поняли, чего от них хотят вооруженные мужчины. Один из них, держа в руке карабин, забрал пилу и поставил ее около своего «уазика». И только спустя несколько минут лесорубы обратили внимание на нагрудные знаки, которые были прикреплены к одежде «налетчиков». Так выяснилось, что перед ними работники «Госохотнадзора». Кто именно, оставалось только догадываться. Поскольку представиться они не спешили и стали звонить сначала в милицию, а когда там ответили, что из-за отсутствия бензина выехать будет проблематично, связались с Белогорским лесхозом. При этом посоветовали готовиться к аресту на пятнадцать суток. В ходе завязавшейся перебранки селяне объяснили, что порубочный билет находится у Швыдкого, который должен приехать с минуту на минуту.

Вскоре Валерий действительно появился. Он безоговорочно предъявил документ. В это время кто-то из лесорубов заметил, что сами сотрудники «Госохотнадзора» так и не представились. «Что значков не видите?» - грубо последовало в ответ.

Во время ожидания представителя лесхоза госслужащие все же показали свои удостоверения. Выяснилось, что лесорубов задержали охотоведы Белогорского района Геннадий Копыца и Александр Бондаренко.

Напрасно сельские жители понадеялись, что после этого конфликт будет исчерпан. Проверив лесорубочный билет, охотоведы засомневались в законности производимой вырубки. Никаких объяснений, что деляну выделили работники лесхоза, они и слышать не хотели.

- С тем, что Копыца и Бондаренко были вправе проверить у нас документы, разрешающие рубить лес, мы не спорим, - говорят жители Белоцерковки, - но зачем при этом махать оружием, отбирать пилу и требовать предъявить документы на машину и трактор.

Но и на этом активная деятельность сотрудников «Госохотнадзора» не закончилась.

Ждать приезда представителя Белогорского лесхоза пришлось более трех часов. Все это время Копыца и Бондаренко сидели в служебной машине. А лесорубы, экономя бензин, лишь иногда заводили свою технику, чтобы ее прогреть. Когда стрелка, указывающая на количество оставшегося топлива в бензобаке упала до нуля, первым не выдержал Швыдкий. По его словам, находиться на трескучем морозе стало просто невыносимо. Мужчины замерзли настолько, что не чувствовали ни рук, ни ног. Тогда Валерий взял пилу и засобирался уезжать. Охотоведы отреагировали мгновенно. Выскочив из машины и угрожая оружием, они потребовали, чтобы один из мужчин лег на снег и не двигался. Досталось и остальным. Кто-то получил удар прикладом карабина, кому-то прилетела затрещина.

- То, что Копыца и Бондаренко могут начать стрелять, никто из нас в тот момент не сомневался, - вспоминает Сигитов. - Угрозы мы воспринимали реально. Тем более что охотоведы пообещали прострелить колеса и все время повторяли, что у них гораздо больше прав, чем у правоохранительных органов.

Опасались мужчины в общем-то не зря. Мало ли что… К примеру, случай, когда Копыца и Бондаренко открыли стрельбу, посчитав проезжающих на служебном автомобиле двух работников СК «Мост» за браконьеров, в их практике уже имелся. Дело было днем осенью прошлого года. По словам пострадавших в той истории, им позвонил коллега по работе и, рассказав, что застрял на грузовичке недалеко от федеральной трассы, попросил о помощи. Когда мужчины уже возвращались обратно, перерезая путь и размахивая «гаишным» жезлом, их заставили остановиться. Сразу после этого один из охотоведов два раза выстрелил в воздух. Разумеется, что в машине предполагаемых браконьеров не оказалось ни ружья, ни патронов.

Когда опешившие от такой наглости работники «Моста» попытались тронуться, прозвучал еще один выстрел. На этот раз, отскочив от мерзлой земли, пуля рикошетом ушла куда-то вверх и по счастливой случайности никого не задела. Однако то неприятное ощущение, когда ствол заряженного карабина направлен в грудь, а для того, чтобы произошел выстрел, остается только нажать на курок, один из невольных свидетелей этого беспредела до сих пор вспоминает с содроганием. Впрочем, как и лесорубы села Белоцерковка. Рассказывая о развязке своей истории заготовки дров, они не скрывали негодования.

Неизвестно, чем бы тогда мог закончиться конфликт, не появись, наконец, представитель лесхоза. Проверив порубочный билет, он никаких нарушений не обнаружил. Объяснения мужчин по поводу сруба нескольких «живых» деревьев его вполне удовлетворили. Охотоведы же, по словам жителей Белоцерковки, отбросив пилу на снег, уехали, даже не извинившись.

Спустя месяц по факту неправомерных действий Копыцы и Бондаренко Валерий Швыдкий написал заявление в прокуратуру Белогорского района. Припоминая слова охотоведов об их безмерных правах, он долго сомневался, а стоит ли? В итоге решил, что все-таки стоит.

- Бензин ведь нам не даром достается, - сетует мужчина и бесхитростно, как-то по-свойски, рассказывает о больших и не очень проблемах сельской жизни. А потом, на секунду о чем-то задумавшись, говорит, что всего лишь хотел, чтобы ему возместили ущерб за горючее. Но дрова стоят гораздо дороже, без них зимой никуда, а потому, черт с ним, с бензином.

После раздумий Валерий Швыдкий все же решил забрать заявление. По его словам, без излишних объяснений он прекрасно понял, что ущерб ему могут и не возместить, а вот вероятность отказа на получение лесорубочного билета велика.

Тем не менее, по факту неправомерных действий охотоведов Бондаренко и Копыцы прокуратурой Белогорского района была проведена проверка. По ее результатам, в связи с отсутствием состава преступления вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Его никто не стал обжаловать.

Между тем, сам Геннадий Копыца историю эту помнит в подробностях. Однако, о них предпочитает умалчивать. Зато с особой гордостью рассказывает, как однажды ему удалось задержать группу браконьеров, среди которых оказался и участковый инспектор села Нового. Тоном бойца, выдающего военную тайну, называет его имя и довольный собой произносит выдающуюся фразу.

- Я мзду не беру, мне за державу обидно…

Обидно ли ему было за державу в тот момент, когда простые мужики лежали лицом в снегу под дулом карабина, он уточнять не стал...

Анна Нурадилова

Наверх / Назад