ТВС-анонс № 23 (15 июня) 2005 г. 


Памяти павших... и живых...

 

казус

 

«Множество памятников воздвиг народ своим героям. Но никогда не хватит ни камня, ни любого другого материала, ни времени, ни, тем более, средств, чтобы объективно и окончательно воздать должное в благодарность за все боевые и трудовые подвиги. От того и мечется творческая мысль мастеров, и творят они новые памятники мертвым… и живым».

Эта фраза неизвестного скульптора как нельзя лучше характеризует обстоятельства, сопутствующие открытию в Белогорске Аллеи героев. Когда появилась идея увековечить их имена, и кто ее автор, в администрации вспоминать почему-то уже не берутся. Удалось лишь выяснить, что впервые разговор об этом зашел давно, лет десять назад. Но то ли не досуг тогда было, то ли помешали другие, более важные проблемы… В общем, вплотную идеей занялись за несколько месяцев до празднования 60-летия со дня Победы.

Сначала основные организационные моменты, признались в администрации, обсудили «в узком кругу и в устной форме». После этого на имя председателя горсовета Евгения Макаренко поступило официальное письменное обращение от председателя городского Совета ветеранов войны и труда Михаила Подвойского. В нем он просил депутатов рассмотреть вопрос «о сооружении в Белогорске Аллеи героев в честь 60-й годовщины со дня Победы советских войск над фашисткой Германией». К обращению был приложен список из четырнадцати имен героев и кавалеров орденов Славы, а также просьба предусмотреть в бюджете средства на возведение аллеи к 9 мая 2005 года.

Чем руководствовался Михаил Подвойский при составлении списка, остается только предполагать. Ни в краеведческий музей, ни в городской архив, как выяснилось, он за предоставлением нужной информации не обращался. Не стал и он отвечать на этот вопрос. Как не смог объяснить и то, почему только четырнадцать, а не, например, восемнадцать или тридцать белогорцев удостоились чести увековечивания их имен в камне. По словам директора городского краеведческого музея Ольги Камоско, на самом деле различных героев и кавалеров орденов Славы в городе и районе гораздо больше, чем четырнадцать.

Михаил Подвойский же рассказал о том, что его обращение «было тщательно рассмотрено не только депутатами прошлого созыва, но и специально созданной комиссией, которая держала под контролем все работы по строительству аллеи». Кстати, как выяснилось, в ее состав входила и директор краеведческого музея Ольга Камоско. Но, по ее словам, «об этом она узнала совершенно случайно, и была крайне этому факту удивлена». Ольга Камоско добавила, что «на заседании комиссии ее ни разу не приглашали». И выразила сомнение по поводу того, были ли на самом деле эти заседания. В общем, ни директор музея, ни депутаты прошлого созыва слова председателя Совета ветеранов не подтвердили. Впрочем, не нашел подтверждения и тот факт, что народными избранниками был рассмотрен и утвержден сам проект аллеи. Разработал его, как выяснилось, главный архитектор города Сергей Ушаков.

Однако обвинять во всем одного лишь председателя Совета ветеранов было бы нетактично. По сути, речь идет о результатах работы целой группы людей, каждый из которой нес свою долю ответственности. Существует мнение, что Михаил Подвойский просто не захотел долго мудрствовать и утруждать себя и других. Созданная же комиссия предоставленные им сведения не стала уточнять и перепроверять. В результате получилось то, что получилось…

По словам Сергея Ушакова, заложили Аллею героев всего за две недели. В течение которых почти каждый день шел дождь. Однако работы решили не останавливать. В итоге, когда к концу работ установилась хорошая погода, многие горожане искренне удивились: когда это успела появиться аллея?

Но, как выяснилось, это был не единственный повод для удивления. Церемония торжественного открытия Аллеи героев состоялась в День пожилых людей. Именно тогда присутствующие узнали, что рядом с тринадцатью памятными плитами героев, которых уже давно нет в живых, установлена четырнадцатая, посвященная Герою социалистического труда, заслуженному учителю РФ Марии Иосифовне Лисицыной, которая сегодня находится в добром здравии.

- Лично я с этой удивительной женщиной не знакома, - рассказала пенсионерка Мария Кудрина, - но слышать о ней приходилось не раз. Я ведь тоже много лет посвятила работе в школе. И вроде есть повод порадоваться за Марию Иосифовну, за ее заслуги, которые оценили. Только почему-то смотреть на памятную плиту с ее именем неуютно. Получается, как в той поговорке: «Без меня меня женили...» Хотя тут получается, вроде, что не женили, а заранее похоронили…

Как призналась сама Мария Лисицына, когда ей сообщили, что на одной из плит будет ее имя, она испытала похожие чувства. Об этом заслуженный учитель России узнала за два дня до открытия аллеи. То есть тогда, когда гравировка на плите была уже сделана и все основные работы подходили к завершению.

- Сначала ко мне пришел работник соцзащиты и спрашивает: «Вы не будете возражать, если Вам памятник рядом с мемориальным комплексом поставят?» - рассказывает Мария Иосифовна. - Я, конечно, сначала растерялась. А потом и говорю, мол, слава Богу, я еще жива пока. Да и неудобно как-то стало. Кто же памятники при жизни ставит?

А на следующий день в гости к Марии Иосифовне пришли председатель Совета ветеранов Михаил Подвойский, архитектор города Сергей Ушаков и начальник отдела архитектуры администрации города Наталья Ковалева. И вновь стали просить ее дать свое согласие на установку памятной плиты. При том, что все четырнадцать плит уже стояли на своих местах.

- Сергей Николаевич Ушаков стал мне говорить, какая большая проделана работа, сколько было затрачено средств. Ну, я их и пожалела, решив на уговоры согласиться, - вспоминала Мария Лисицина. И сетовала, что если бы ее разрешения спросили раньше, когда только готовили проект Аллеи героев, то ни за что бы его не дала.

А потом она рассказала, как ходила на торжественное открытие и как встретила там свою бывшую ученицу, которая сегодня работает в одном из отделов администрации города.

- Вот она мне и говорит тогда: «Не переживайте, Мария Иосифовна, я лично прослежу, чтобы на Вашу плиту случайно два цветочка не положили»…

Говоря об этом, Мария Лисицина улыбается. Но грустинка в голосе все равно чувствуется. Особенно в те моменты, когда вспоминает о том, что ее дочь тоже работает педагогом. И учит детей, чьих родителей обучала Мария Лисицына. И если раньше при встрече они всегда интересовались ее здоровьем, то теперь все несколько иначе… Они стали говорить ее дочери, что, мол, видели в парке за кинотеатром плиту с именем своей учительницы, и, интересуясь, давно ли она умерла, выражали свои соболезнования.

На прощание Мария Лисицина пошутила, что ее внуки и правнуки памятником бабушки очень гордятся. А потом вдруг посерьезнела и искренне заявила, что вообще-то идея открытия в городе Аллеи героев хорошая. Но только в следующий раз при закладке очередных памятных плит нужно, все-таки, учитывать все тонкости.

Этого же пожелали и двое глав сельских администраций, с которыми довелось столкнуться в администрации Белогорского района. Они рассказали, что на Аллее героев они побывали спустя месяц после ее открытия. И уехали оттуда расстроенными.

- Дело в том, что в районе всего-то два героя, - с возмущением говорили они. - Памятная плита одного из них - Валентина Викторовича Пилипас - на аллее установлена. А вот про Героя Социалистического труда Веру Сергеевну Меньшикову, выходит, забыли? Несправедливо как-то получается. А вот Марии Иосифовне Лисициной мы желаем крепкого здоровья и долгих лет жизни...

После их слов невольно вспомнились слова архитектора города Сергея Ушакова, сказанные в завершении нашего с ним разговора. По его мнению, «ничего страшного в сложившейся ситуации нет». Он посоветовал «не заниматься ерундой». И добавил:

- Очень плохо, что она одна там осталась…

Будем надеяться, что Сергей Ушаков имел в виду не то, что сказал, а всего лишь оговорился.

Анна Нурадилова

Наверх / Назад