ТВС-анонс № 32 (17 августа) 2005 г. 


Японцы в белогорской земле  

 

могилы военнопленных разбивают вандалы

 

память

 

В самом начале Васильевского кладбища между могилами с православными крестами, железными и мраморными надгробными плитами стоит монумент. Точнее, столб высотой в полтора метра. И на нем табличка, на которой черной краской написаны японские иероглифы. Здесь в послевоенные годы был похоронен японский военнопленный. Но эта могила - не единственная. В районе сел Васильевка в трех местах захоронено несколько сот японцев, воевавших на территории Амурской области и закончивших свои дни в лагерях содержания возле сел Бочкаревка и Возжаевка.

Согласно историческим документам, после окончания советско-японского конфликта и разгрома частей и соединений Квантунской армии, госкомитет обороны СССР своим решением от 23 августа 1945 года обязал военные советы Первого и Второго Дальневосточных и Забайкальского фронтов совместно с ГУПВИ НКВД СССР отобрать 500 тысяч военнопленных, физически годных для работы в условиях Дальнего Востока и Сибири для «задействования в различных областях народного хозяйства СССР».

В Амурской области на основании постановления было решено возобновить строительство участка БАМ-Тында. Для этого были созданы лагеря для содержания более 150 тысяч военнопленных. В их число вошли лагеря на территориях Белогорского, Магдагачинского и Шимановского районов. Учитывая суровые обстоятельства содержания, тяжелый физический труд и особенности дальневосточного климата, в лагерях существовала высокая смертность. Поэтому официально на территории Амурской области было создано шесть захоронений, где погребены останки 2200 японских военнопленных.

С 1991 года, после подписания правительствами СССР и Японии соглашения «О лицах, находившихся в лагерях для военнопленных», в Амурской области началась работа по эксгумации и перезахоронению останков пленных. Было вскрыто примерно 570 могил. С японской стороны работу осуществляли представители Департамента здравоохранения, труда и благосостояния, ассоциации семей погибших, частные лица. С российской стороны, в основном, это были сотрудники Департамента экономических связей и торговли областной администрации при посредничестве представителей фирмы «Амуртурист». По данным краеведческого городского музея, в Японию были вывезены практически все останки - около шестидесяти. Однако по информации, полученной в белогорском филиале ЗАО «Амуртурист», сотрудники которого принимали участие в изгумации и отправлении в Японию останков, в белогорской земле похоронено гораздо больше японских солдат - более пятисот. При этом нередко из-за нехватки места на кладбище русского погребали поверх останков японца. Дело в том, что большинство военнопленных были похоронены без отметок и различных ритуальных атрибутов на могилах.

Ежегодно на эти места захоронения приезжают родственники бывших военнопленных. При этом они сталкиваются со скрытой враждебной реакцией местных жителей. Раздражение у жителей района почему-то вызвал как раз тот факт, что люди приезжают за сотни километров, чтобы отдать дань памяти павшим. Проявления этой вражды можно увидеть на побитых надгробиях, сбитых или затертых табличках. Кстати, почему-то вандалы выплеснули свое раздражение и на монумент, посвященный погибшим в боях Великой Отечественной войны советским солдатам, который стоит в селе Васильевка. В Японии, начиная с 1905 года до настоящего времени, за могилами русских моряков и солдат, погибших в русско-японскую войну, ухаживают. Но этот факт вряд ли смутит вандалов. Японцы уважают храбрых и сильных противников, почитают доблесть и отвагу и чтят историю. У нас же некоторые русские так и не научились этого делать.

Анастасия Сироткина,
Андрей Балацкий

Наверх / Назад