ТВС-анонс № 35 (30 августа) 2006 г. 


Как казаки Белогорск покоряли

 

казачество

 

24 августа в Белогорске впервые состоялся Совет атаманов Востока России. Днем ранее в город прибыли 47 атаманов и 32 представителя казачьих войск из 10 регионов России. Но прежде чем приступить к обсуждению наболевших проблем российского казачества, около 80 казаков совместно с православными служителями Богу совершили крестный ход и освятили поклонный крест. Он был установлен в мемориальном сквере еще 15 августа («ТВС-анонс» подробно об этом писал, - ред.). Вместе с казаками по центральной улице Белогорска прошествовала и корреспондент «ТВС-анонса» Ольга Киргинцева.

Если перед началом Совета казаков (фото слева) у замглавы по соцразвитию, генерал-лейтенанта казачьих войск Вячеслава Сухарева было две казачьих медальки, то к концу дня (фото справа) их стало четыре. А сам генерал-лейтенант был назначен наказным атаманом Союза казаков России на Дальней России.По словам председателя Совета стариков Амурского казачьего войска Петра Кононенко, атаманы и представители казачьих войск в Белогорск добирались за свой счет. (Как сообщила редакции председатель бюджетной комиссии городского Совета Светлана Поносова, она намерена выяснить, были ли потрачены бюджетные средства на организацию в Белогорске Совета казаков). Приехали, в основном, забайкальцы и дальневосточники. Из регионов Сибири, Сахалина, Якутии, Камчатки, городов Иркутска, Магадана, Уссурийска. Были представители Кубани и других западных регионов. Все они делились историей казачества в России.

- Почти четыреста лет назад казаки появились в Якутии, - рассказал атаман Якутского казачьего полка Александр Козырь. - От нас вышли такие знаменитые казаки на Дальний Восток, как Ерофей Хабаров, атаман Атласов, который присоединил к России Камчатку. Амурское войско произошло от якутских казаков (см. справку, - ред.). Мы их считаем нашими побратимами.

Трехдневная программа пребывания казаков на амурской земле была очень насыщенной. В день прибытия после размещения в гостинице за счет принимающей стороны и встречи с главой Белогорска Александром Ходуновым они отправились в Свободный. Там их встречали с распростертыми объятиями.

На следующий день казачье «нашествие» в полной мере ощутили белогорцы. В 9 утра возле краеведческого музея горожане наблюдали необычное зрелище. Возле крыльца на фоне работающих насосов для откачки воды (лужу у музея не успели вовремя откачать) выстроилась шеренга людей в разношерстной форме и с разноцветными лампасами. Они приветствовали Верховного атамана Союза казаков России Александра Мартынова, который прибыл из Москвы.

- Сейчас вы гости, но через полчаса станете музейными экспонатами, - пошутил он перед входом в музей.

Под общий хохот казаки вошли в музей на открытие выставки, посвященной казакам-первопроходцам. Рассказ экскурсовода гостей заинтересовал. Тщательно изучив стенды, они двинулись дальше по залам, а под конец экскурсии отведали чаю и приобрели эмблемы амурских казаков. Александр Мартынов продемонстрировал казачью удаль, повертев в руках ржавую саблю.

- Интересно, в руке тяжесть не ощущается, - заметил он. - Вся сила в середине клинка.

Экспонатами музея казаки, конечно, не стали, но пополнили его коллекцию куклой, которую собственноручно сделали маленькие казачки.

Проведя в музее полчаса, гости отправились на автобусе на Политехническую улицу к Храму в честь Святой Троицы. По дороге они вспомнили про траур, который в этот день объявили по всей России.

- Сегодня траур о погибших в самолете, который разбился под Донецком, - сказал один из казаков.

И высказал мнение, что «запланированный на вечер концерт будет кощунством».

- Мы планируем, делаем, - возразил один из организаторов встречи казаков. - Потом вносим коррективы.

Несмотря на то, что президент Путин в своем указе предложил отменить развлекательные мероприятия в день траура, в течение дня к этой теме возвращались три раза. Но концерт в итоге отменили.

В храме казаки познакомились с отцом Василием и приняли участие в молитве. Под православные пения батюшка окропил всех присутствующих святой водой, а одному казаку досталось больше всех. Батюшка от души трижды шлепнул его по лысой голове.

Из храма казаки вышли с хоругвями с изображением ликов святых и иконой. Обойдя вокруг храма, процессия двинулась в крестный ход. Им предстояло пройти около шести километров. Специально для шествия сотрудники ГИБДД перекрыли центральную улицу города (ул. Кирова, - ред.), в результате чего белогорцам пришлось долго ждать общественный транспорт.

К середине пути ход замедлился. Казаки устали, но их вела вера в «то, что это нужно». Еще больше их подхлестнули дети, которые гуляли на площадке рядом с детсадом. Они выстроились возле калитки и, махая ручонками, приветствовали казаков. Отряд бойцов срочной службы Вооруженных сил, который тоже встретил процессию, от растерянности даже остановился: им было непонятно, что это за шествие - то ли люди в форме, то ли церковные служители.

До мемориального сквера казаки добирались час. На подходе к поклонному кресту послышался звон колоколов, от которого по коже побежали мурашки. Однако людей ждало разочарование: звук доносился из мощных колонок, установленных в сквере.

Спустя некоторое время, вся процессия подтянулась к центру сквера и торжественная церемония открытия поклонного креста началась. Первой выступила директор городского краеведческого музея (она же казачий есаул) Ольга Камоско, после чего слово передали Александру Ходунову. Выступивший после Александр Мартынов объяснил причину прибытия казаков на амурскую землю.

- На наш взгляд, государство недостаточно уделяет внимания сохранению Дальней России в своем составе, - заявил он. - Кроме обещаний, мы не видим конкретных дел: создания рабочих мест, т.е. строительства заводов, укрепления границы, производства своих товаров для нужд населения. Поэтому мы, казаки, освоимся и прорастим этот край. Сегодня мы показываем, что никому не уступим эти земли и будем заботиться об их процветании.

Речь Верховного атамана казаки одобрили.

- Любо, - прогремело со всех сторон.

По команде «На колено!» казаки присели, а Александр Ходунов и Александр Мартынов под звуки российского гимна выполнили почетную миссию разрезания желтой ленточки. Поклонный крест был открыт. Отец Василий окропил его и всех присутствующих святой водой.

Пока батюшка исполнял свои обязанности, Александр Мартынов объявил минуту молчания в память разбившихся на самолете людей и приказал церковным служителям исполнить «Вечную память». Церемония открытия креста закончилась маршем казаков.

На этом четкий график мероприятий сломался. Вместо одного часа казаки обедали два, и в актовом зале администрации появились с заметным опозданием. Отдельные личности пришли еще позже, за что получили строгий нагоняй.

- Опаздываете, господа! - сурово, по-военному воскликнул Александр Мартынов.

Тем не менее, Совет атаманов Востока России начался. В повестке стояли четыре вопроса. Двум из них казаки уделили львиную долю внимания. Первым обсуждался земельный вопрос. Верховный атаман оказался талантливым фермером. В Рязанской области по разработанной им методике процветает крестьянское хозяйство. Ранее это были разрозненные гектары земли, а теперь весьма прибыльное ООО. Александр Мартынов раздал казакам план перехода запущенных крестянских хозяйств в общества с ограниченной ответственностью.

- Государство проявило «заботу» о фермерских хозяйствах и тружениках села, - говорил он. - Целью было торпедировать сельское хозяйство и уничтожить крупные сельхозугодия. Теперь их состояние плачевное. Раньше у меня одного было 700 голов скота. Я считаю, что это немного. А в Амурской области сейчас - 1000. Россия питается иностранной продукцией, а любой завезенный товар из-за границы - враг, который разрушает государство.

Верховный атаман призывал казаков поспешить с приобретением земли до 2007 года. Особенно в Амурской области, потом, по его словам, будет дороже. Раскрывая модель овладения землей, он подбадривал атаманов.

- Листайте, листайте. Не смотрите на меня влюбленными глазами, - говорил он. - Хотя я знаю, что в свои 64 года выгляжу неплохо.

После изучения предложенных материалов у амурских казаков появились вопросы. Их интересовала цена и место, где взять деньги, чтобы выкупать земли у крестьян и создавать ООО. К тому же выяснилось, что конкурировать с китайскими производителями в силу дешевизны их продукции крайне тяжело.

Александр Мартынов признал, что продажа китайских товаров в России «не что иное, как диверсия, и об этом прекрасно знают наверху».

- Оскорбительно, стыдно для России то, что нас кормит, обувает и одевает Китай, - заявил он.

В итоге казаки пришли к выводу, что надо работать, а не митинговать, и эффективно организовывать и вести свое хозяйство. Позже выяснилось, что некоторые казаки загорелись идеей верховного атамана, но большинство остались к ней равнодушными. А один представитель казачества и вовсе проспал бурные дебаты.

Второй пункт повестки, на котором казаки остановились подробно, касался перерегистрации казачьих организаций, расшифровки казачьих терминов, членских взносов и казачьих регалий. Сумму взносов на Совете не установили, но порешили, что «дело это неплохое, и ему следует жить». Не менее бурно обсуждался вопрос продажи пива несовершеннолетним.

Вдоволь обсудив вопросы, казаки приступили к наиболее приятной для них процедуре награждения. Ордена и памятные подарки получили обе стороны: и гости, и хозяева. Некоторые атаманы получили сразу несколько наград. Многим из гостей подарили иконы Албазинской Божьей Матери, а белогорскому музею вручили картину «Высадка запорожских казаков на Тамани». Замглавы Белогорска по социальному развитию (казачий генерал-лейтенант) Вячеслав Сухарев был назначен наказным атаманом Союза казаков России на Дальней России.

Покончив с награждениями, верховный атаман объявил небольшой перерыв. Затем Александр Мартынов в индивидуальном порядке разговаривал с представителями казачеств, а в 19 часов 30 минут все казаки собрались трапезничать в ГДО.

Третий день визита казаки посвятили поездке в Благовещенск, откуда поехали по местам боевой славы русского казачества: Китай и Монголию.

Ольга Киргинцева

 

историческая справка

 

Амурское казачье войско (АКВ) создано в Приамурье и Приморье в 50-х гг. 19 в. из переселенных на Амур забайкальских казаков. Переселение началось в 1854, первая станица (Хабаровская) создана в 1858. Подчинялось военному губернатору Амурской и Приморской областей (с 1879 только Амурской), а затем Приамурскому генерал-губернатору и командующему войсками Приамурского военного округа, являвшемуся войсковым наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск. Несло службу охраны границы по рекам Амуру и Уссури.

В 1918-1920 гг. Амурское казачье войско вместе с белогвардейскими отрядами и японскими интервентами вело антипартизанскую борьбу. 1-й Амурский полк был сформирован из казачьей молодежи и, в основном, нес охранную службу. Непосредственно в борьбе против партизан участвовали сводные сотни округов, создаваемые из казаков всех возрастов.

Антинародная политика сменяющихся правительств и насилия японской армии привели к восстановлению влияния Советов. Основная масса казаков устала от междоусобной войны и не видела возможности противодействия Советам в условиях моральной изоляции. В феврале 1920 г. казаки 1-го Амурского полка отказали в доверии офицерам и стали вооруженной опорой Благовещенского ревкома. 3 марта 1920 г. приказом по казачьему войску было объявлено о его ликвидации.     

Как следует из справки, подготовленной директором Белогорского краеведческого музея Ольгой Камоско (по запросу председателя горсовета Евгения Макаренко), «Село Александровское (ныне - Белогорск, - ред.) с 1860 года (год основания Белогорска, - ред.) считалось крестьянским поселением и как Войсковая территория Амурского казачества не числилось».

Наверх / Назад