ТВС-анонс № 36 (6 сентября) 2006 г. 


В музее все спокойно

 

ценности

 

В конце июля в результате плановой проверки запасников Государственного Эрмитажа была обнаружена пропажа 221 раритета. Позже выяснилось, что похищены еще более двухсот ценных экспонатов, в основном, ювелирных изделий. А воровали, по версии следствия, хранительницы музея. После кражи ценностей президент Владимир Путин издал поручение о создании специальной комиссии, которая с 1 сентября проведет ревизию всех музейных фондов. Как выяснила корреспондент «ТВС-анонса» Нина Сапрыкина, в Белогорском краеведческом музее к такой проверке готовы.

В этом году 17 октября белогорскому хранилищу истории города и района исполняется 45 лет. Сегодня здесь насчитывается чуть больше 21 тысячи экспонатов. По словам главного хранителя фондов Валентины Циманович старинному медному самовару более ста лет.

- Этот самовар сделан «Тульским патронным заводом»,- рассказывает она. Он был найден в 1989 году жителем города Геннадием Восколобовичем, который нам его и подарил.

Еще одна ценность, которую отмечают сотрудники музея, - настенные часы Йоргенса, конца 19 века. Как рассказала директор белогорского музея Ольга Камоско, даты многих экспонатов не определены. Большинство из старинных вещей приносили еще в шестидесятые годы прошлого столетия.

- В это здание мы переехали в 1982 году,- поясняет она. – А вообще музей в Белогорске был основан 17 октября 1961 года. Он располагался на месте музыкальной школы.

Первым директором нового музея была Александра Макарова.

- Я работала в музее с 1982 года, - рассказывает Александра Макарова. - А с 1987 года официально была назначена на должность заведующей. Тогда это был еще белогорский филиал Амурского краеведческого музея. Хорошо помню, как привезли все экспонаты из старого здания и свалили в кучу, а я не знала, с чего начать. Потом сделали опись предметов. Затем привлекли к работе арестованных на пятнадцать суток, они устанавливали витрины.

Горожане на безвозмездной основе приносили и сдавали старые вещи. Как говорит Александра Макарова, каждая вещь принималась строго по акту приема в двух экземплярах. Один - работники музея оставляли у себя, другой - отдавали человеку, который принес вещь.

Как правило, и сейчас большинство старинных предметов белогорцы дарят, хотя нередко приносят, чтобы продать.

- Когда приносят какую-либо вещь, - поясняет Ольга Камоско, - мы собираем комиссию, на которой решаем, принять ее или нет, какую историческую ценность она представляет.

Все экспонаты хранятся в фондовом хранилище, которое, по словам Ольги Камоско, нуждается в расширении и ремонте. Плановые проверки учета музейных ценностей проводятся не реже одного раза в три года. За все годы существования музея крупных краж не происходило. Но случаи, когда пропадали исторические ценности, все же были. К примеру, одна из жительниц села Васильевка украла из фотоальбома две фотографии партизан.

- Работал у нас камнерез Андрей, - вспоминает один из работников музея. - Мастер он был - золотые руки, сделал богатейшую коллекцию из драгоценных, полудрагоценных камней. Ездил в различные экспедиции и сам собирал камни. Очень много камней он подарил музею, почти вся коллекция музея - это его дар. Но он играл в казино, проиграл все, разорился и сбежал. К нему приехали какие-то люди, забрали его оборудование и камни.

Кстати, экспонаты, выставленные в залах, трогать руками запрещено. Но это условие соблюдают не все посетители. Особенно норовят потрогать руками старинные вещи дети.

- Пришли как то раз на экскурсию дети из детского сада,- рассказывает заведующий отделом истории Валентин Голубев. - Ребята примерно четырех лет, с интересом разглядывали экспонаты. Вдруг смотрю: из макета паровоза кто-то выглядывает. Оказалось, пока мы проводили экскурсию, один из малышей забрался в паровоз. Ведь дети такие, им нужно все обязательно потрогать руками, испытать на себе.

Дети - это основная часть посетителей Белогорского краеведческого музея. Особенно большой наплыв отмечают здесь с начала учебного года. Из шести залов музея белогорцев больше всего интересуют залы революционно-боевой славы и природы. Всего же в музее около ста чучел животных и птиц. Важную роль в их сохранности играет специальный температурный режим помещения. Но денег на вентиляцию, которая бы помогала в этом, нет.

- Некоторые из чучел были сделаны еще в шестидесятых годах,- говорит Валентин Голубев. - Они не портятся, так как обработаны формалином. Хотя всякое бывает. Как-то раз у одного из чучел, зайца, отвалились уши, пришлось его списать.

Пол музея скрипит, так как он такой же старый, как и большинство экспонатов. В настоящее время музей закрыт на ремонт. На эти цели из городского бюджета было выделено 100 тысяч рублей. Но, по словам Ольги Камоско, их хватит только на ремонт одного из залов и на небольшой косметический ремонт всего помещения.

Есть надежда на то, что городские власти все-таки обратят на музей достаточное внимание. В конце сентября в белогорском хранилище истории грядет проверка. Фонды исторического достояния приедет проверять комиссия из областного краеведческого музея. Музейные работники надеются, что после проверки к ним повернутся лицом и выделят деньги в достаточном объеме. Ведь за результат проверки сохранности экспонатов они все же переживают: то, что воруют в Эрмитаже, у нас может сгнить...

Наверх / Назад