Милицейский беспредел в России - дело обычное. Медики очень часто оказывают помощь людям, пострадавшим от милиции. Согласно результатам опроса, проведенного в этом году одним из самых авторитетных институтов по исследованию общественного мнения Ю.Левады, из 600 российских врачей 87 процентов имели дело с пациентами, здоровью которых был нанесен вред сотрудниками правоохранительных органов. Белогорск - не исключение.
Точная статистика подобных случаев в Амурской области неизвестна.
Проблема в том, что реального юридического контроля за деятельностью
милиции просто не существует. К тому же пострадавшие от милицейского
произвола не знают, куда обращаться, у кого искать защиты. Тем не менее,
и у нас случаи превышения должностных полномочий сотрудниками милиции
почти что «система».
Четыре года лишения свободы без права занимать должности, связанные с функцией представителя власти на срок три года. Наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком на два года. Такой приговор вынес суд в отношении двух Благовещенских милиционеров, избивших пенсионера. В отделение милиции его вместе с сыном-военнослужащим доставили за нечаянно разбитую витрину в магазине. В дежурной части церемониться не стали, пенсионер сходу получил в глаз. А когда он упал, его стали пинать. Сын попробовал заступиться за отца, но и он заработал свою порцию от людей в погонах. Удары ногами пришлись по груди и спине. Когда пожилой мужчина потерял сознание, его затащили в клетку. В течение пяти часов отец с сыном провели за решеткой. Им не оказали медицинской помощи и не выпускали даже в туалет.
В итоге вечер, проведенный в отделении милиции, закончился для пенсионера сотрясением мозга, ушибами, неделей стационарного лечения в больнице и месяцем амбулаторного.
Недавно в Благовещенском городском суде рассматривалось еще одно уголовное дело. На этот раз пострадавшими оказались трое молодых людей. Они были доставлены в отдел в результате уличной драки. Парней по одному заводили в кабинет сотрудников уголовного розыска, где избивали кулаками, шваброй, металлической цепью, поджигали волосы. Одного из них остригли, другого заставляли съесть волос. Таким образом сотрудники милиции «выбивали» признательные показания в разбойных нападениях. Истязания продолжались около двух часов. А когда парней отпустили, они написали заявление в прокуратуру. Прибывший на место следователь обнаружил в кабинете следы крови, сломанную пополам швабру и другие вещдоки произошедшего.
Следствие доказало эпизод избиения только одного из парней. Милиционеры получили условные сроки наказания с запретом занимать должности в органах власти сроком на три года.
Кроме этого, Благовещенский городской суд вынес приговор в отношении еще одного сотрудника угрозыска. Следствием было доказано, что он избил гражданина, подозреваемого в поджоге садовых домиков. Пытаясь получить признательные показания, оперуполномоченный бил его ногой в пах, по голове и телу. В общей сложности было нанесено не менее 20 ударов. Наказание милиционер получил условное – сроком на три года.
Один из последних случаев нанесения побоев сотрудниками милиции произошел в Белогорске. Потерпевшими оказались трое молодых людей. По этому факту прокуратура Белогорска проводит проверку, кроме того, служебная проверка проходит и в ГРОВД.
Как пояснил один из потерпевших, вместе с другом и его девушкой они приехали отдохнуть в кафе.
- Друг танцевал, а я сидел за баром, - рассказывает молодой человек, - мы были абсолютно трезвые, успели выпить примерно по полбутылки пива. Минут через сорок после нашего прихода в кафе друг вышел на улицу. Я - следом, и увидел, что у него возникла конфликтная ситуация с сотрудниками милиции, которые были в гражданской форме. Подошел, поинтересовался, в чем дело. Они рассказали, что мой товарищ в танце толкнул девушку из их компании, нагрубил ей и теперь отказывается извиняться.
Молодой человек, с которым пытались разобраться сотрудники милиции, с обвинениями в свой адрес был не согласен. Конфликт нарастал, и по угрозам работников правоохранительных органов мог закончиться уличной дракой.
Но прибывший на место наряд ППС внес в эту историю свои коррективы.
- Сотрудники патрульно-постовой службы не представились, - рассказывают пострадавшие, - они приказали заткнуться и, надев на нас наручники, грубо затолкнули в уазик. У одного из нас сняли часы, которые до сих пор не вернули. «Прицепом» вместе с нами в уазик затолкали еще одного парня, которого мы не знали. Он пытался объяснить, что видел, как все было, и что забирать нас не за что. Но его никто не стал слушать. Нас троих повезли в дежурную часть милиции.
По словам молодых людей, приехав в отделение милиции, они в который раз попытались выяснить, за что их задержали.
- Я попросил сотрудников милиции представиться, - говорит один из них, - они переспросили, что тебе? Представиться? После чего стали наносить удары кулаками и ногами по лицу, груди и в область паха. Мы стояли в наручниках, а нас избивали. Незнакомого нам парня били дубинками и кулаками. Кроме этого высказывались угрозы, что на гражданке нас вообще задавят.
Один из избитых молодых людей сразу почувствовал себя плохо. В области паха образовалась огромная опухоль. Прямо в отдел парню вызвали скорую помощь. Свидетелями избиения парней сотрудниками милиции стали матери, которые приехали в отделение практически сразу после задержания их сыновей.
- Я видела, что заводили их в чистой одежде, - рассказывает одна из них, - а когда вывели, весь белый свитер сына и другая одежда были в крови. Кроме того, в крови было лицо, разбиты губы и нос.
Отпустили задержанных только утром. Они сразу обратились за медицинской помощью в травматологическую поликлинику и написали заявление в прокуратуру. После осмотра судмедэксперта и врача-травматолога стало понятно, что одному из пострадавших необходима срочная операция. Сейчас он находится в хирургическом отделении, и после вмешательства хирурга чувствует себя удовлетворительно. У двух других пострадавших медики обнаружили сотрясение головного мозга, многочисленные ушибы и гематомы.
Как пояснил старший следователь прокуратуры Дмитрий Мурашко, проверка по этому факту еще не закончилась. В течение десяти дней будет решен вопрос в отказе либо в возбуждении уголовного дела по статье 286 УК РФ - превышение должностных полномочий. Уже опрошены все пострадавшие в этой истории, объяснения дали сотрудники милиции, известны результаты судмедэкспертиз.
В ГРОВД признают, что случай, действительно, из ряда - вон. Тем не менее, там не очень хотят, что бы из-за нескольких сотрудников пятно ложилось на весь отдел. Справедливо замечая, что наряду с «оборотнями» в милиции работают порядочные, честные люди, настоящие профессионалы своего дела, которые за копеечную зарплату лезут под пули и, невзирая на угрозы, доводят серьезные уголовные дела до суда. Но вместе с тем, многие белогорцы помнят особенно громкие случаи милицейского произвола. К примеру, о выпускнике школы, которого несколько лет назад до смерти избили люди в погонах.
Анастасия Чернявская