ТВС-анонс № 45 (8 ноября) 2006 г. 


Алкогольные иллюзии

 

экономика

 

Борьба с массовыми отравлениями самопальным алкоголем, пожалуй, стала главной темой двух последних недель. По этому поводу уже высказалось большинство федеральных чиновников. Итог их выступлений подвел спикер Госдумы Борис Грызлов, который поддержал идею введения госмонополии на продажу спиртного. Вместе с тем, государственные телеканалы продолжают подробно и навязчиво рассказывать о небывалых вспышках отравлений суррогатами этой продукции. Какова статистика отравлений в Белогорске и чем может грозить введение госмонополии на алкоголь, выясняла корреспондент «ТВС-анонса» Анна Нурадилова.

Удивительное дело. Не успела страна отойти от надуманного запрета на грузинские и молдавские вина (мол, там были какие-то пестициды), как россияне стали травиться собственным суррогатом. Сообщения об алкогольных отравлениях заполонили весь федеральный телеэфир и страницы центральных газет. И как всегда, «выход» был найден в лучших российских традициях. На волне массового психоза федеральных чиновников Госдума предложила взять производство и продажу алкоголя под крыло государства. То есть, ввести госмонополию. Это то, что мы уже проходили.

Ввести монополию на продажу алкоголя в Госдуме предлагали еще летом прошлого года. Чиновникам мало денег от нефти и газа, им захотелось порегулировать и алкогольный рынок.

К чему такое регулирование привело, россияне начали испытывать летом этого года, когда вступили в силу новые правила торговли. По ним запрещалось торговать алкоголем предпринимателям, а каждая бутылка должна быть занесена в единый реестр. Полки магазинов быстро опустели, да и количество магазинов со спиртным резко уменьшилось. Плюс система ЕГАИС оказалась недоработанной и никак не хотела действовать. Как следствие, алкогольный рынок лихорадило месяца три.

Потом в дело вмешалась политика. Сначала запретили молдавские вина, затем грузинские. На очереди поставки из Украины. Понятное дело, что россияне нашли замену нормальному алкоголю и стали пить что попало. Впрочем, любители спиртного это делали всегда, но с лета состав привычных суррогатов изменился, и они стали более опасными для жизни.

Однако на статистике отравлений это почти не отразилось. Несмотря на все графические схемы, которые показывали по телевизору. Психоз нарастал, и решение было найдено - госмонополия.

Естественно, что производители и продавцы спиртного идеям монополизации не обрадовались. Амурская область, конечно, - не Москва. Но и у местных производителей уже появилось ощущение того, что вся эта бурная деятельность чиновников и шумиха вокруг отравлений - не более, чем пиар-компания.

- Хотя их попытки еще точно не обозначены, - говорит начальник отдела маркетинга ОАО «Амурский кристалл» Евгений Зинченко, - но уже сейчас понятно, что это утопия. Говорить о монополии на производство спирта, по меньшей мере, странно. Как же быть тогда с нынешними частными производителями - национализировать их заводы? Если же речь идет о монополии на продажу алкоголя, то это просто невыполнимо в наших условиях. В скандинавских странах есть такая практика, но там по всей территории распространена сеть государственных магазинов, торгующих алкоголем. У нас же ничего подобного нет и за один день не появиться. Да и неправильно связывать монополизацию производства алкоголя с борьбой против суррогатов. Травятся ведь не магазинной водкой!

С этим согласны и другие местные продавцы и производители алкоголя. По их мнению, единственное, что могло бы сделать государство, - это снизить акцизную нагрузку на производителей, чтобы те могли более или менее конкурировать по цене со спиртосодержащей отравой. Тогда, может, и лица, злоупотребляющие спиртным, перешли бы на водку, а не покупали бы технические средства по 20 рублей за бутылку.

Замглавного врача станции скорой помощи Белогорска Нина Ворфоломеева подтвердила, что чаще всего приходится регистрировать случаи отравления, произошедшие в результате употребления технических средств, в состав которых входит спирт. Некоторые из них содержат в своем составе диэтилфталат. Компонент, который нельзя употреблять внутрь, поскольку он оказывает сильное токсическое действие. Нередки случаи, когда после нескольких рюмок таких коктейлей человек попадал в реанимацию в состоянии мозговой комы - без сознания и признаков жизни.

- Случаи отравления некачественной водкой тоже, конечно, случаются, - говорит Нина Ворфоломеева, - но гораздо реже. И нельзя сказать, что статистика отравлений алкоголем в последнее время сильно увеличилась. За 9 месяцев прошлого года было зарегистрировано 512 таких случаев, за аналогичный период этого года - 523.

Некоторые работники правоохранительных органов полагают, что вместо госмонополии надо ужесточить ответственность торговцев алкогольным суррогатом. В пример приводят случаи, когда за торговлю опасным напитком виновник «отделывался» небольшим штрафом.

А пока нас ожидает еще один всплеск чиновничьей «заботы» о простом человеке. И так каждый раз, когда государству надо собрать еще денег на все растущие аппетиты своих господ, оно непременно то залезает тебе в карман, то начинает наводить порядок. И никто из них не хочет вспомнить, что предыдущие неуклюжие попытки бороться с поддельным алкоголем терпели неудачу. 

Наверх / Назад