ТВС-анонс № 11 (14 марта) 2007 г.  


Испытание на доверчивость

 

лохотрон

 

Времена простейшей игры «в наперстки» давно уже канули в прошлое. Теперь мошенники придумали более изощренные «фокусы». Одним из мощных инструментов, с помощью которого можно выкачивать деньги у доверчивых граждан для них стал мобильный телефон. Сотрудники правоохранительных органов отмечают, что еще два-три года назад эта «эпидемия» касалась только больших городов, а сейчас перекинулась в регионы и даже успела «поразить» армию…

 

Все в порядке

Эту историю в белогорской семье Светловых (фамилия изменена, - ред.) теперь вспоминают без особого негодования. Хотя приятными воспоминания не назовешь.

…Осенью прошлого года сына Светловых (назовем его Иваном) призвали в армию. По распределению военкомата он попал в «учебку» в нескольких километрах от Хабаровска.

Как и все родители призывников, Светловы, несомненно, переживали за сына. Что, впрочем, после громких случаев дедовщины, которые долгое время были у всех на слуху, вполне естественно. Но Иван успокаивал родителей. В разговоре по телефону он рассказывал, что происшествий «из ряда вон» в части не случается. За порядком тщательно следит офицерский состав.

В том, что у сына действительно все в порядке, его мама убедилась, побывав в воинской части, где служит Иван, на принятии присяги. Выглядел он подтянутым и повзрослевшим и даже поправился. Так что, домой Валентина Светлова вернулась со спокойной душой.

Мобильная лапша

Телефонный звонок, который раздался недели через две после этой поездки для родителей солдата был если не потрясением, то полной неожиданностью. В телефонной трубке сразу представились: следователь военной прокуратуры такой-то. Он рассказал отцу Ивана, что накануне ночью его сын, находясь в карауле, самовольно покинул пост. И, видимо, для большего эффекта добавил, что сбежал Иван с автоматом. После чего с неустановленным гражданским лицом зверски избил другое гражданское лицо. Мол, пострадавший с телесными повреждениями разной степени тяжести находится в больнице, и теперь в прокуратуре решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

- Следователь сказал, что из двух зол нам нужно выбрать меньшее, - рассказывает отец Ивана. - Либо ничего не предпринимать, и тогда последствия побега выльются в уголовное наказание по всей строгости закона, либо попытаться договорится с пострадавшим (намек на то, что для этого нужны будут деньги, был понятен без излишних пояснений).

При этом «следователь» любезно сообщил номер телефона «пострадавшего», пояснив, что для принятия решения у Светловых времени не так уж и много. Якобы, сейчас он отправляется в больницу к избитому для взятия показаний.

 

Не сработало

Мать Ивана не находила себе места. Отец же отодвинул эмоции в сторону и взялся звонить сыну. Но его телефон был недоступен. Тогда Светловы вспомнили, что еще в военкомате они на всякий случай записали номер телефона майора, который приезжал в Белогорск за призывниками и который служит в той же части, что и их сын. Один звонок - и все встало на свои места. Офицер их заверил, что ничего подобного не было. А когда ему рассказали про автомат, даже рассмеялся, пояснив, что новобранцам оружие не доверяют, да и в карауле они еще не стоят.

Мнение тех, кто в погонах

Первым делом Светловы обратились в милицию. Но заявление писать не стали, поскольку сотрудники ГРОВД сразу предупредили, что дело это «мутное» и не стоит оно того. Между тем, родителям Ивана удалось выяснить, что sim-карта, по которой был сделан звонок, зарегистрирована в республике Коми.

- Не думаем, что этим могут заниматься офицеры, - говорят в отделе по работе с семьями военнослужащих дивизии. - Скорее всего, это дембеля промышляют или вовсе гражданские.

В военной прокуратуре заверяют, что в армии случаи мобильного мошенничества случаются крайне редко. А уж в Амурской области такого и вовсе не встретишь. Кроме этого, добавляют, что если бы злоумышленников поймали, их действия были бы квалифицированы по ст. 159 УК РФ - мошенничество. Максимальное наказание по этой статье - 10 лет лишения свободы.

Между тем, сотрудников городской прокуратуры услышанное не удивило. Один из них даже вспомнил случай, который произошел с его хорошим знакомым. На его мобильный позвонил, якобы, «сотрудник областного госнаркоконтроля», который рассказал, что родственник этого знакомого задержан с наркотиками. Дальше мошенники действовали по той же схеме, что и в первом случае, предлагая решить проблему без возбуждения уголовного дела. Но в итоге тоже ничего не вышло… Выходит, не очень-то доверчивы жители небольших городов. Хотя в «правоохранительных кругах» рассказывают, что максимальный куш, который удалось сорвать лохотронщикам в столице, составил 20 тысяч долларов.

 

История в деталях

Жертвой мобильных террористов может стать кто угодно. Главное в таких ситуациях - постараться держать себя в руках и мыслить логически. Паника - вот чего добиваются аферисты. Причем, времени на размышления они, как правило, не оставляют, чтобы тот, кого «обрабатывают», не успел опомниться. При этом, отмечают милиционеры, пары «родители - дети» наиболее применяемый мошенниками метод вымогательства, особенно если ребенок уже взрослый и способен «сбить человека на смерть», «быть задержанным с наркотиками» или еще что-то в этом роде. Если же речь идет о больших деньгах, то преступники вполне могут позаботиться о том, чтобы в нужный момент попавший в беду родственник не вышел на связь.

Тем не менее, сотрудники правоохранительных органов советуют не пугаться, если вдруг телефон близкого человека оказался «недоступен». В этом случае звонить нужно на другие телефоны: тревожить его друзей, коллег по работе и т.д.

Кстати, милиционеры говорят, что корни мобильного мошенничества уходят… в места не столь отдаленные. По их словам, именно в тюрьмах придумали так «накалывать» доверчивых граждан. Рассказывают, что спектакль по сей день частенько разыгрывают в камерах, а жертвами аферы становятся новоприбывшие «сидельцы». Якобы, авторитеты выясняют всю информацию о его семье, а потом, позвонив родственникам и представившись тюремщиком или следователем, обещают за энную сумму если не освободить, то улучшить условия содержания осужденного. Дань же с наивных граждан собирают знакомые заключенных, которые находятся на свободе.

Так что, отвечая на неизвестные телефонные звонки, нужно быть на чеку независимо от места нахождения.

Анна Нурадилова

Наверх / Назад