ТВС-анонс № 12 (21 марта) 2007 г.  


Дети подземелья

 

забота о детях

 

Сегодня в Белогорске беспризорных детей можно увидеть везде: на вокзале, в магазинах, на городских рынках и торговых базах. В общем, там, где можно поживиться деньгами, сигаретами и едой. Как выяснилось, около 15 беспризорников уже не первый месяц обитают в одном из тепловых колодцев, а некоторые из них живут там постоянно. Корреспонденты «ТВС-анонса» Нина Сапрыкина и Маргарита Гаращук познакомились с детьми «из подземелья».

О том, что дети живут в колодце, расположенном между диспетчерской ПАТП и железнодорожной поликлиникой, знают жители близлежащих домов и некоторые сотрудники этого лечебного учреждения.

- Мы их постоянно встречаем, то деньги просят, то «обкуренный» ребенок просит сигарету, - рассказали они.

Чтобы не спугнуть «веселую компанию», журналисты приезжали к колодцу несколько раз. Утром 16 марта в колодце был лишь одноногий инвалид Владимир Батцель. Мужчина живет в колодце не первый год. По его словам, ребят здесь утром не застать.

- Они уходят попрошайничать, - пояснил он. - Лучше приходить после обеда, когда они придут есть.

Так оно и получилось. Пятеро мальчишек 10 -13 лет находились недалеко от колодца, один качался на качели, привязанной к дереву. Бросая затравленные взгляды, дети прятались от видеокамеры, но через некоторое время смущение и испуг прошли. Даже удалось уговорить их показать свое жилище. Спуститься в люк под землю на первый взгляд было страшно: глубина - около полутора метров, внизу трубы. Один из подростков стал показывать, как это сделать.

- Не бойтесь, спускайтесь, здесь ступенька, - подбадривали мальчишки.

Ступенькой оказался небольшой выступ у края люка, на который можно стать лишь носком ноги, потом, повиснув на веревке, прыгаешь на расположенную в теплотрассе трубу…

Оказавшись внизу, невольно прикрываешь нос: удушающий запах растворителя, сырости и неприятного жара, идущего от труб. Примерно через пять минут удается привыкнуть к темноте и разглядеть обстановку.

- Вот здесь мы спим, - показывает один из подростков на лежащий на трубе старый матрас. - Мы не все здесь ночуем, поэтому на матрасе помещаемся. Иногда кто-нибудь спит в старом кресле.

Выброшенную мебель дети нашли на помойке. Оттуда же и посуда, стоящая прямо на земле: стаканы и кастрюля.

- Чаще мы едим лапшу «Доширак», которая быстро заваривается, - рассказывали, перебивая друг друга, подростки. - Воду горячую берем здесь же из труб.

На полу видны бутылки из под пива и других горячительных напитков.

- А вот это бутылка из-под растворителя, - протягивая мне в руки пустую тару, сказал десятилетний Антон. - У нас их много. В день уходит две-три бутылки растворителя. Покупаем в отделах бытовой химии. Намочу тряпочку или бинт и нюхаю, в это время вижу галлюцинации. Нюхаю практически каждый день. Уже привык. Бутылка растворителя стоит от 60 до 100 рублей.

Деньги на растворитель, лапшу и сигареты подростки выпрашивают у горожан.

- Тетенька, дайте на хлеб, - фраза, которую мальчишки говорят, как здравствуйте.

По словам Дениса (так зовут одного из ребят), за день каждому из беспризорников удается выпросить около 300 рублей, в выходной день сумма достигает 500. Многое зависит и от места, которое беспризорник выбирает для попрошайничества. Чаще всего они делятся на группы и «зарабатывают» деньги на городском рынке и железнодорожном вокзале.

Как водится, проблема детей подземелья известна далеко не всем.

- О том, что в колодце проживают дети, мы слышим впервые, - удивилась начальник отдела опеки и попечительства Елена Ищенко.

В отделе опеки посоветовали обратиться к сотрудникам центра социальной помощи семьи и детям Управления соцзащиты.

- Нам самим проблему беспризорников решить трудно, - говорит директор центра Галина Рудик. - Мы знаем этот контингент. Я сама компанию частенько встречаю на рынке. Практически у всех неблагополучные родители. Там есть один подросток Руслан. Его мать уже давно лишили родительских прав, и у него есть квартира. Мы неоднократно сообщали в отдел опеки и попечительства о том, что он болтается по городу. Я считаю, что нужно проводить рейды вместе с милицией.

Начальник подразделения по делам несовершеннолетних транспортной милиции Елена Бычкова Руслана тоже знает.

- Мы их ловим, развозим по домам, - рассказала она. - Но они оттуда снова убегают. Самый старший Руслан ночует в квартире. А в колодец приходит развлекаться. Но он находится на территории города, поэтому таких детей должны контролировать сотрудники ОВД по Белогорску и Белогорскому району.

По словам и.о. начальника инспекции по делам несовершеннолетних ОВД Олега Хилько, сотрудники всю компанию подростков «знают в лицо».

- Каждую неделю сотрудники ППС доставляют их в дежурную часть, - рассказал он. - Только поймаем, развезем по домам. Через час они опять в теплотрассе. Судя по всему, эти подростки сами хотят такой жизни. Мы не можем отправить их в колонию. Многие из них стоят на учете у врача-нарколога.

Как рассказал Олег Хилько, маму самого юного 9-летнего обитателя подземелья по кличке Пупс вообще выловить невозможно.

- Практически все дети успели неоднократно побывать в Свободненском приемнике-распределителе, - говорит Олег Хилько. - Если подросток совершает кражи или преступления повторно, тогда уже оформляем в Юхтинскую закрытую спецшколу на три года, - рассказал он. - За 2006 год туда отправлено трое несовершеннолетних. Кстати, там был не один белогорский подросток. Через три года приходят и опять начинают бродяжничать. Получается замкнутый круг.

Как городские власти регулируют проблему безнадзорности, узнать не удалось. Замглавы по соцразвитию и председатель комиссии по делам несовершеннолетних Вячеслав Сухарев от комментариев по данному вопросу просто отказался. Судя по всему, детей подземелья, как и бомжей, по его мнению, в городе тоже нет.

Нина Сапрыкина

Наверх / Назад