ТВС-анонс № 13 (28 марта) 2007 г.   


На ковре-самолете

 

ситуация

 

21 марта многие жители сел не смогли вовремя попасть домой. Междугородние и пригородные рейсы по большинству маршрутов в этот день были отменены. «Нет бензина» - поясняли в билетных кассах автовокзала. Частично ситуация разрешилась на следующий день. Приобрести необходимое топливо стало возможным за счет преждевременных перечислений благовещенского автовокзала. Но вопрос о ГСМ все равно оставался главной темой прошедшей недели.

 

Как в сказке

- Мам, вот бы нам ковер-самолет, правда? Или крылья, как в мультфильме, у эльфов. Мам, а мы когда домой поедем?

О том, почему не ходят автобусы, пятилетний малыш из Лохвиц у своей мамы уже не спрашивал. После шести часов ожидания, проведенных на автовокзале 21 марта, он четко уяснил, что «бензина нет». А к концу дня, копируя кассира билетных касс автовокзала, оповещал об этом других пассажиров, желающих уехать домой.

Семидесятилетняя Татьяна Семеновна из Поповки стала для малыша «товарищем по несчастью».

- Вот сидим вместе с ним, пирожки буфетные жуем, - рассказала женщина. - Я сюда еще в девятом часу утра приехала. В гости к детям в Варваровку ездила, на маршрутках добиралась, но в Белогорске застряла. Говорят, автобус будет в седьмом часу вечера. Но билеты пока не продают. Дождемся сегодня его или нет, пока не ясно. У взрослых и то терпение ждать заканчивается. Я уже сама о ковре самолете мечтать начала. Частника если нанять, тысячовку будет стоить. Откуда такие деньги, когда пенсия у меня всего две тысячи…

 

Повезло не всем

На следующий день пассажирам Рождественки, Светиловки, Лохвиц и Февральска повезло, жителям других сел оставалось только завидовать. Почему повезло не всем, работники ООО «ПАТП-1» не скрывают, подробно рассказывая о сложившейся ситуации. По словам директора этого предприятия Анатолия Чуба, до 2004 года по пригородным и междугородним маршрутам курсировали только автобусы МУП «ПАТП». Но тогда в условиях конкуренции с частными перевозчиками нужно было «уйти от больших налогов».

- Перерегистрировавшись в ООО, мы экономили на налогах почти миллион рублей в год, - рассказывает Анатолий Чуб. - В принципе, было выгодно. Правда, тогда не учли, что кроме частников, прибыльные маршруты атакуют «нелегалы». Они подъезжают за пять минут до выхода на линию автобусов нашего предприятия и собирают пассажиров. А тем, по большому счету, все равно, с кем ехать. Вопрос о безопасности и вовсе на последнем месте. «Монополистами» пассажирских перевозок мы остаемся лишь в глухих селах, куда вынуждены ездить себе в убыток.

 

Без утайки

По словам Анатолия Чуба, задолженность предприятия на 20 марта составляет 150 тысяч рублей за ГСМ и около 700 тысяч - по заработной плате работникам. Он не скрывает, что с начала этого года выживать сельским маршрутам помогало МУП «ПАТП». Однако и у этого предприятия, после того как частникам были отданы маршруты 1К, 3К и 21, доходы сократились почти в половину. Теперь бы самим «на плаву» удержаться. Тем более, что «ПАЗы» «ПАТП-1» не выдерживают конкуренции с частниками. Иначе как «скрипучими скелетами» или вовсе «сараями» пассажиры их называют редко.

Между тем, рассказывая о проблеме, Анатолий Чуб по-прежнему предпочитает не разделять муниципальное и частное предприятия ПАТП на две отдельных структуры, говоря о них как об одном целом. Кстати, его кабинет находится напротив кабинета Александра Пашеева (директор МУП «ПАТП»), гаражи и некоторые производственные помещения тоже общие. И по-другому, выходит, нельзя. Иначе, перевозить сельских льготных пассажиров будет некому.

- Не спасет ситуацию даже конкурс на пассажирские перевозки, - считает Анатолий Чуб, - на убыточные маршруты частники просто не пойдут. Однажды один из них попробовал поработать по маршруту Белогорск - Тавричанка, но через два дня от своей затеи отказался. Лично я вижу единственный выход - сократить нерентабельные маршруты. Понятно, что прежде всего от этого пострадают жители «глухих», заброшенных сел. Они и так жизнью обделенные. Но, по-моему, ничего уже сделать нельзя.

 

Последняя «жизнь»

И все же для решения проблемы отрабатываются все возможные варианты. С просьбой о помощи руководство ПАТП-1 обратилось к главе Белогорского района Александру Воронкову. Предложение компенсировать перевозчикам затраты по нерентабельным маршрутам районные власти не отвергли, пообещав подумать. Но при этом напомнили, что лишних средств в бюджете нет, к тому же согласно 131-му закону такую статью расходов предусмотреть все равно будет невозможно. Иначе за дело возьмется прокуратура.

Выходит, что частное «ПАТП-1» доживает последние дни. 22 марта руководству удалось договориться с благовещенским автовокзалам, где согласились раньше времени перечислить деньги, заработанные предприятием за этот месяц. Но этих средств на бензин не хватило. Выручать снова пришлось Александру Пашееву.

- Больше такого не будет, - говорит он, - я дал им последний шанс. На бензине муниципального предприятия пригородные автобусы смогут ездить до 28 марта. Если ничего не изменится, придется ставить на этом крест.

Как тогда жители сел и деревень будут добираться в город и обратно, никому неизвестно...

Анна Нурадилова

Наверх / Назад