ТВС-анонс № 14 (4 апреля) 2007 г.   


Государево око взглянуло на Приамурье

 

в Амурской области начались аресты высших чиновников

 

проверка

 

Прокуратура Амурской области огласила целый список претензий к обладминистрации. Масштабное наступление наблюдатели связывают с фигурой губернатора области Леонида Короткова. Правда, какие силы недовольны первым лицом Амурской области, пока неясно.

Неделю назад, в среду вечером, Генпрокуратура России заявила о выявлении «грубых нарушений закона, допущенных администрацией Амурской области при использовании средств резервного фонда».

По версии прокуратуры, около половины средств фонда (почти 30 миллионов рублей) было потрачено незаконно. По областному и федеральному законодательству, утверждают в Генпрокуратуре, средства фонда могут быть направлены лишь на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. В их перечень входят стихийные бедствия, а также финансирование непредвиденных расходов.

А обладминистрация финансировала текущие расходы муниципальных образований и предоставляла субсидии коммерческим и общественным организациям. 29 марта и.о. губернатора Валентина Калита подтвердила факт финансирования непредвиденных расходов, не вошедших в действующий закон об областном бюджете.

- Однако эта норма прямо предусмотрена соответствующим порядком выделения и расходования средств резервного фонда администрации области, существующим с 2003 года, - отметила госпожа Калита. - Деньги выделялись целевым назначением (в основном школам, больницам, учреждениям культуры области) в связи со знаменательными датами на приобретение дополнительного инвентаря, оборудования.

По словам областных чиновников, материальная помощь оказывалась ветеранским, детским и спортивным организациям. Часть средств выделялась на оказание помощи отдельным гражданам, как правило, в случаях, требующих срочной поддержки, например, для выезда к месту проведения сложной медицинской операции за пределами области. Значительные суммы были выделены на мероприятия, связанные с празднованием Дня Победы.

Тем не менее, Валентина Калита уже вечером подписала распоряжение, в соответствии с которым было приостановлено выделение средств резервного фонда администрации области.

Претензии к распоряжению резервным фондом были ожидаемы. Неофициальная информация о возможных проблемах у администрации области появилась вечером 26 марта. Причем, в УВД области в приватной беседе сообщили, что представителей ОБЭП командируют в Хабаровск с целью «закрыть губернатора». Источники в прокуратуре ДФО подтвердили информацию о возможных претензиях лишь частично.

- Проверка Генпрокуратуры действительно выявила ряд нарушений, - сообщил источник. По всей видимости, решение о возбуждении, как минимум, одного уголовного дела будет принято после того, как в Благовещенск приедет один из высоких чинов Генпрокуратуры, который и примет такое решение.

Интересно, что громкие заявления были сделаны в то время, когда в области вторую неделю работали представители Генпрокуратуры. Впрочем, в прокуратуре области причастность столичной комиссии к громким делам отрицают, заявляя, что эта «делегация прибыла на две недели только для оказания практической помощи».

- Сейчас идет расследование по всем выявленным фактам, - сообщил помощник прокурора области Валентин Бурсянин. - Как правило, подобные дела возбуждаются по факту, а уже в ходе следствия предъявляются обвинения тем чиновникам, которые в этом виноваты.

Леонид Коротков в это время находился в Москве, и некоторые наблюдатели уже стали проводить аналогии с делом мэра Владивостока Владимира Николаева. После предъявления претензий дальневосточный градоначальник вылетел в столицу и вернулся оттуда в Приморье уже в наручниках. Однако для господина Короткова пока все обошлось.

К вечеру 29 марта облпрокуратура заявила о других выявленных нарушениях. В частности, обладминистрация оплачивала командировочные из расчета 150 - 350 рублей в сутки вместо положенных 100 рублей. Также «многочисленные нарушения» были выявлены в ходе проверки исполнения законодательства о государственной гражданской службе.

По мнению проверяющих, обладминистрация не проводила должной проверки сведений о доходах и имуществе работников, а также не контролировала соблюдение ими ограничений, установленных федеральным законодательством.

В некоторых личных делах отсутствуют необходимые документы, не дается надлежащая правовая оценка нарушениям, допущенным госслужащими. Кроме того, считают в облпрокуратуре, администрация области не проверяет сведения о наличии у чиновников акций и их участие в управлении предприятиями, что запрещено законом о госслужбе.

В результатах проверки значится и пара общеизвестных фактов: закупка областной соцзащитой корейских пассажирских автобусов и финансирование футбольного клуба «Амур» за счет энерготарифа для населения области («ТВС-анонс» писал об этих случаях, - ред.). Причем, вопрос закупки неукомплектованных автобусов с полгода назад рассматривался на сессии облсовета.

Тогда было заявлено, что фирма-поставщик, в учредителях которой депутат гордумы Благовещенска, по закону не должна была допускаться к проведению конкурса, а к виновным в этом чиновникам департамента соцзащиты были применены штрафные санкции. Что касается пресловутых 0,8 коп. за кВт/ч, которые в 2004 году шли на содержание амурского футбола, то об этом нарушении давно было известно.

- Считайте, что новый прокурор пришел, - отшутился прокурор области Владимир Чистов на вопрос, почему именно сейчас всплыло старое дело. - Если не истекли сроки давности, мы имеем на это право. Можно сказать, что действующий энерготариф лег на плечи потребителей, населения области. Это предварительный вывод, а в какой степени население это делало, покажет дополнительная проверка.

В тот же день, практически сразу после возвращения из командировки в столицу, губернатор области заявил, что действия прокуратуры являются «обычной практикой».

- Наработана достаточно четкая практика поведения власти в таких случаях, - считает Леонид Коротков. - Поступивший документ анализируется, после чего есть несколько путей ответа на поставленные вопросы. Орган власти соглашается с мнением прокуратуры или не соглашается. Прокуратура, в свою очередь, принимает объяснения или не принимает. Если консенсус не достигнут, то вопросы решает суд.

С утверждением первого лица области частично согласились в прокуратуре. Оказывается, ежегодно в обладминистрацию направляют 100 - 150 представлений. Столько же в облсовет.

- Может быть, количество актов прокурорского реагирования за последнюю неделю превысило среднее, - заметил прокурор области Владимир Чистов. - Нередко спорные вопросы приходится решать в суде. Как правило, прокуратура оказывается права, хотя бывали случаи, что суд нас поправлял.

Господин Коротков отметил, что 30 марта по его распоряжению была создана комиссия по проведению служебных проверок. Ей поручено проанализировать документы, которые представлены областной прокуратурой в адрес обладминистрации.

- В установленные законом сроки мы или согласимся с точкой зрения прокуратуры, или выскажем свою, отличную от нее позицию, - резюмировал губернатор.

А 30 марта в Приамурье прибыл замгенерального прокурора России в ДФО Юрий Гулягин. В субботу он встретился с Леонидом Коротковым. Подробности встречи не разглашаются, но источники в «белом доме» говорят, что замгенпрокурора и губернатор «принюхались друг к другу». Неизвестно, после этого разговора или по другой причине, но с начала апреля и прокуратура, и центральные СМИ словно забыли об амурском губернаторе. Очередной всплеск интереса появится после предъявления обвинений. Первое из них уже есть.

Во вторник, 2 апреля, в своем кабинете была задержана начальник областного департамента здравоохранения Нина Лесик. «Задержана для дачи показаний», - сухо сообщили в облпрокуратуре.

Поначалу прокуратура не говорила, что вменяется в вину Нине Лесик. Скорее всего, к логической развязке подошло следствие по факту закупки департаментом томографа для областной больницы. В конкурсе победила фирма, предложившая оборудование за 24 миллиона рублей, тогда как цена аналогичной техники составляет 10 млн рублей. В конце 2006 года было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность» и, по всей видимости, следствие по нему вышло на завершающую стадию.

Ближе к вечеру вторника Леонид Коротков, вернувшись из поездки в Свободный, прокомментировал ситуацию.

- Администрация области оказывала правоохранительным органам всемерную помощь в следствии, предоставляла для этого все необходимые документы, - сообщил губернатор.

И уже в ночь на среду стало известно, что Нине Лесик предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).

По мнению следствия, в 2005 году Лесик, являясь главным распорядителем бюджетных средств департамента здравоохранения и председателем конкурсной комиссии по закупке медицинского оборудования для государственных нужд, нарушила порядок проведения конкурсов и по завышенным ценам утвердила пакет конкурсной документации на приобретение устаревшего медицинского оборудования на общую сумму 96,5 млн. рублей.

В ходе проведенных экспертиз рыночная стоимость  закупленного оборудования составила 79,8 млн. рублей. Таким образом, по мнению прокуратуры, действиями Лесик ущерб бюджету Амурской области составил более 16 млн рублей.

Комментируя задержание своей подчиненной, Леонид Коротков сообщил о том, что вместе со всеми работниками администрации ожидает выводов прокуратуры еще по одному уголовному делу - о поставках при участии департамента социальной защиты населения подержанных корейских автобусов.

И скорей всего, это произойдет уже скоро.

Пожалуй, факт задержания начальника департамента в списке обвинений единственный заслуживающий пристального внимания. В остальном для большинства наблюдателей причины усердия областной и генеральной прокуратуры остаются загадкой. Тем более, что информация попала в центральные СМИ раньше, чем в областные.

- Все это очень напоминает избитую фразу про то, что прикопаться в России можно и к столбу, - считает один из депутатов Амурского облсовета. - Достали все скелеты из шкафов и предъявили их оптом с громкими объявлениями в СМИ. Такое возможно только после отмашки сверху.

- Прокуратура - как генеральная, так и областная - далеко не самое болтливое учреждение, и ее пресс-служба не рассказывает каждому встречному и поперечному журналисту о тех или иных уголовных делах, а говорит только то, что считает нужным предать огласке, - уверен политнаблюдатель Илья Ронин. - Проще говоря, прокуратура совершенно сознательно «слила» в прессу информацию о нарушениях в областной администрации. Было бы наивно думать, что таким образом она хотела удовлетворить наше с вами любопытство или подбросить газетам лишнюю «жареную» тему. Серия материалов, вышедших 29-30 марта, - часть следственной работы, и ее смысл заключается в психологическом воздействии на фигурантов возможных уголовных дел. Предварительно ославив их на всю Россию и хорошенько напугав, с ними сподручнее вести задушевные беседы.

При этом господин Ронин считает, что главный удар нанесен не по чиновникам или даже губернатору, а по имиджу области, который придется восстанавливать «в глазах партии и правительства».

Понятно, что высокие прокурорские чины прибыли в Приамурье с уже готовыми документами и каждый «слив» был заранее запланирован. Неясным остается другой вопрос, кто этот планировщик. Не исключено, что вопрос: «кто же его заказал?» задают себе не только чиновники и политики, а и следователи, которым приходится ворошить старые дела.

Теоретически такой силой может быть «Единая Россия». Столичные единороссы до сих пор не могут простить амурскому губернатору унизительного поражения на региональных парламентских выборах весной 2005 года. Центральные СМИ тогда удивленно говорили о победе объединившего «Яблоко» и Партию Жизни блока, который умудрился на 1% обойти партию власти. Однако местным политнаблюдателям понятно, что эти партии для победы блока «Мы-За развитие Амурской области» сделали гораздо меньше, чем Леонид Коротков, благодаря которому блок именовали не иначе как «прогубернаторский».

Экс-фединспектор по Амурской области Валерий Вощевоз сам пострадал «по партийной линии» - его уволили из-за однодневного опоздания из отпуска, хотя сам он уверен в том, что истинной причиной стал конфликт с питерским депутатом Госдумы Константином Шипуновым, который раньше возглавлял амурских единороссов. Вощевоз уверен в «политическом заказе» и своего, и губернаторского положения.

- Разные политические силы, разные финансово-промышленные группы имеют свои интересы, - заявил Валерий Вощевоз. - Естественно, каждая в своем направлении попытается эту ситуацию использовать.

Амурские единороссы предпочитают не связывать проблему долгого вступления амурского губернатора в «Единую Россию» (господин Коротков написал заявление в феврале 2006 года) с прокурорскими претензиями и обладминистрации. К тому же, в ходе поездки в Москву Леонид Коротков встречался с лидером единороссов Борисом Грызловым. Если все дело в «партийном заказе», то эта встреча не состоялась бы, - уверены в амурском политсовете ЕР.

- Если в области есть «Единая Россия», то я не прокурор, - в шутку прокомментировал этот вопрос Владимир Чистов.

По мнению прокурора, в Приамурье нет действительно сильных политических партий, но зато есть проступки чиновников. Дела, в основном, экономической направленности, и к работе над ними необходимо привлекать специалистов - свое слово должны сказать эксперты и ревизоры. Лишь после этого можно будет говорить о конкретных претензиях.

- Вопрос сложный, - заявил господин Чистов. - Как юрист могу сказать, что не исключены факты возбуждения уголовных дел в отношении чиновников администрации, включая и губернатора.

Павел Кошеленко

Наверх / Назад