ТВС-анонс № 14 (4 апреля) 2007 г.   


«Нельзя подешевле?..»

 

нововведение

 

С 15 января 2007 года доля продавцов-мигрантов была сокращена до 40 процентов. А с 1 апреля вступило в силу постановление правительства, по которому иностранцам запрещено торговать на розничных рынках и в палатках. Теперь они могут работать только в магазинах и торговых центрах. Каким образом в Белогорске и других городах Амурской области сегодня осуществляют предпринимательскую деятельность граждане КНР, выясняли корреспонденты «ТВС-анонса» Нина Сапрыкина и Павел Кошеленко.

Утром 1 апреля на китайском мини-рынке, расположенном по улице Кирова, 82, рабочий день начался, как обычно, с 8 часов утра. Однако «китайским», как привыкли называть этот рынок белогорцы, судя по всему, он уже не является. На всем рынке сейчас занято около двадцати торговых мест. Остальные пустуют. На нескольких из них продаются носки и колготки русского производства. На четырнадцати - знакомые китайские халаты, куртки и другие вещи, пропитанные специфичным запахом. Не было слышно и назойливого «Че нада? Мона дишевле…».

Китайским товаром теперь здесь торгуют русские женщины. А на одном из отдаленных прилавков, прячась за вещами, сидела всего одна китаянка.

- Большинство китайских предпринимателей, которые раньше здесь торговали, начали распродавать товар еще в конце января, предлагая его по очень низким ценам, - рассказывает продавец Татьяна. - Те, кто остался, взяли продавцов. Но мы оформлены как индивидуальные предприниматели, а они приходят только за выручкой и лишь изредка нас контролируют, - говорит продавец Татьяна, указывая на китаянку.

На каких условиях торгуют русские продавцы, девушки рассказать отказались.

- На жизнь хватает, - поясняют они.

Многие горожане, кто частенько отоваривался на китайском рынке, воспринимают «уход» граждан из Поднебесной с большим сожалением.

- С китайцами легче торговаться, - говорит пенсионерка Алевтина Кацублова. - Теперь приходится покупать вещи на русском рынке, только уже в два-три раза дороже. Подруга посоветовала сходить в китайский торговый центр на Денисенко, но там все равно дорого. Здесь, на улице, было дешевле. К примеру, здесь я шарфик могла купить за 70-100 рублей. Там он уже - 250, а на русском рынке и вовсе 300. Теперь у некоторых русских предпринимателей даже шутка появилась: «Нельзя подешевле».

На улице Денисенко русские и китайские граждане работают вперемешку. С недавнего времени там появилась и вывеска «Торговый центр». Ведь в постановлении правительства о запрете торговли иностранным гражданам речь идет только о рынках и палатках. В магазинах, торговых центрах и домах - пожалуйста, торгуйте. Так и поступило руководство ООО «Меркурий», которому принадлежит торговая база: просто сменило вывеску.

- Для того, чтобы переименовать рынок в торговый центр, нам пришлось собрать и оформить более 150 документов, - рассказал директор «Меркурия» Сергей Сонин.

Бывший крытый мини-рынок, расположенный по улице Ленина, около двух месяцев назад был переименован в магазин «Промышленные товары». Там, как и раньше, работает большинство граждан КНР. В основном, белогорцы забегают сюда за обувью. В первую очередь, здесь главное не качество, а цена. По словам русских помощников китайских продавцов, еще с января у них установлены кассовые аппараты.

- Я обязательно даю чек, - хорошо говорит по-русски китаянка Яна.

По словам старшего инспектора миграционной службы по Белогорску и Белогорскому району Олега Руджука, сегодня на территории города зарегистрировано 158 граждан Китая. Из них 155 прибыли по рабочей визе и имеют право на осуществление торговой деятельности в торговых центрах.

- Трое прибыли по коммерческой визе, - рассказал он. - Те граждане КНР, кто торговал на китайском рынке по улице Кирова, 82, больше не имеют права там торговать. Но проживают они здесь на законном основании. У них есть разрешение на работу, которое они получили в областном управлении миграционной службы. И могут здесь находиться до 30 апреля. Однако, в связи с постановлением правительства им пришлось отдать свой товар под реализацию русским продавцам.

По словам Олега Руджука, на этой неделе сотрудники миграционной службы начнут проводить плановые проверки.

А в Благовещенске, напротив, большинство китайских предпринимателей и не думали уходить с центрального рынка. Три недели назад его перерегистрировали в торговый центр. Даже с огромной вывеской собственнику (МП «Городской сервисно-торговый комплекс») не пришлось мудрить - убрали слово «рынок», и осталось гордое «ГСТК Центральный…».

В остальном, все как раньше: китайские торговцы заманивают покупателей рукописными объявлениями «Распродажа», «Очень дешево!», усердно торгуются и говорят, что отдают вещи себе в убыток. Кепки - за 100 рублей, чехлы для телефонов - за 20, а на самом деле - «можно подешевле».

- Благодаря тому, что ГСТК своевременно переоформил документы, нам удалось избежать социального взрыва, - уверен вице-мэр Благовещенска Андрей Донец. - Ведь одеваются и обуваются у китайцев, в основном, сельские жители.

По словам господина Донца, мэрия не имела никакого отношения к переоформлению рыночных документов - это заслуга муниципального предприятия. Директор торгового центра «Центральный» Евгений Бахтин говорит, что изменения, в первую очередь, качественные и видны они невооруженным взглядом. Так, с первого апреля возле товаров должны быть ценники, должны быть и кассовые аппараты - их уже купили почти 150 штук. Некоторые недоброжелатели уверены в том, что все это лишь хитрый ход для сохранения прибыли муниципального предприятия - около 400 китайцев дают ГСТК около 10 млн рублей ежемесячной прибыли. Однако начавшиеся с воскресенья по всей стране проверки миграционной службы обошли «Центральный» стороной.

В свою очередь, в Тынде первого апреля городской рынок опустел. Большая часть китайцев уехала, остальные, как и в Белогорске, наняли торговать россиян. В итоге, сейчас городской рынок Тынды заполнен лишь на 30 процентов. А в Зее, наоборот, почти ничего не изменилось. Китайские продавцы продолжили торговлю. Они уже давно работают на ярмарках, и их рабочие места оборудованы кассовыми аппаратами.

Наверх / Назад