ТВС-анонс № 20 (16 мая) 2007 г.


Не вписался

 

отставка

 

10 мая Владимир Путин отправил в отставку губернатора Амурской области Леонида Короткова. Это первый в истории страны случай отставки «в связи с утратой доверия» первого лица области, которого утверждали в соответствии с новым законодательством - по представлению президента. В силу последних событий, для большинства наблюдателей уход господина Короткова с поста не стал неожиданностью.

фото ГТРК «Амур»Информация об отставке Леонида Короткова появилась в минувший четверг в 16 часов. В 17.30 в «белом доме» в экстренном порядке собрали чиновников и депутатов областного Совета. Ленар Валеев, помощник дальневосточного полпреда Камиля Исхакова, зачитал собравшимся два указа президента: об отстранении Леонида Короткова и о назначении исполняющим обязанности губернатора Александра Нестеренко. Расходившиеся со встречи чиновники и парламентарии, как правило, отказывались от комментариев. Леонид Коротков быстрым шагом ушел от наступавших журналистов, бросив через плечо «займусь семьей».

Амурские политические деятели восприняли информацию об отставке господина Короткова по-разному.

- Ехидничать по этому поводу не стоит, - говорит координатор Амурского отделения ЛДПР Иван Абрамов. - Пожелание одно - чтобы не прислали товарища из Москвы, не знакомого с нашими реалиями. Хочется, чтобы это был амурчанин. А там уже по губернатору пусть разбирается суд, мы же в правовом государстве живем.

- Как я могу комментировать указ президента?! - удивился вопросу мэр Белогорска Александр Ходунов. - Как государственный человек, я должен его исполнять и работать с тем, кого пришлют.

- Не буду комментировать, - ответил мэр одного из райцентров. - Когда такая сабля летает - или ноги срежет, или голову. Лучше от этого быть в стороне.

Для экс-главного фединспектора Валерия Вощевоза новость не стала неожиданностью, поскольку «дело шло с обвинительным уклоном, и они (прокуратура - ред.) добивались отстранения».

- Прокуратура все к тому и вела, - резюмировал господин Вощевоз. - Что касается будущего, то, я думаю, было бы предпочтительнее, чтобы это был местный человек, профессионал, который знает кадровый потенциал, готов решать интересы государственные, а не узкой группы.

В минувший понедельник консультации по обсуждению кандидатур на пост губернатора Амурской области завершились. За четыре дня этот вопрос обсудили почти с тремя десятками представителей партий и общественных движений. В аппарате главного фединспектора итоги встреч с партийными и общественными деятелями держат в секрете.

- В понедельник вечером я отправил обобщенные материалы консультаций в Хабаровск, - сообщил и.о. главного фединспектора Григорий Смоляк. - Фамилии называть не могу, но их больше, чем одна.

Источники в облсовете утверждают, что в ходе консультаций чаще всего озвучивались фамилии заместителя полпреда и бывшего первого вице-губернатора Амурской области Виктора Марценко, а также и.о. губернатора Александра Нестеренко.

Лидер «Справедливой России» Владимир Кулинич в ходе консультаций назвал три фамилии. Правда, оглашать их в СМИ не стал, «чтобы не навредить людям».

- У меня сложилось мнение, что это все (консультации - ред.) лишь мониторинг ситуации, - признался господин Кулинич. - Посмотрим, время покажет.

Первый секретарь амурского обкома КПРФ Татьяна Ракутина сообщила, что она назвала кандидатуру главы Бурейского района Павла Штейна - «хорошего хозяйственника, который разбирается в сельском хозяйстве и, самое главное, амурчанин». Правда, сам он отнесся к этому скептически.

- Очень сложно говорить на тему своих возможных действий на посту губернатора, так как надо знать, какие перед ним будут стоять задачи. Сейчас губернатора, по сути, назначает Москва, и она же ставит задачи, - сообщил господин Штейн.

Еще один «кандидат» в губернаторы - начальник ДВВКУ генерал-майор Владимир Грызлов - сказал, что такие разговоры у него, кроме улыбки, ничего не вызывают.

- Я думаю, может, кому-то очень хочется, чтобы я был губернатором, но я никуда переходить не собираюсь, - заявил господин Грызлов. - Я назначен сюда приказом верховного главнокомандующего, который доверил мне очень ответственное дело - готовить офицеров, защитников для нашей страны. Считаю, что я на своем месте.

Кроме того, Владимир Грызлов подчеркнул, что никаких предложений из полпредства или от каких-либо политических партий по поводу возможного губернаторства он не получал.От доверия Владимира Путина (слева) к недоверию Леониду Короткову - два года. Фото 2005 г. (Фото пресс-службы президента)

В силу недавно принятого закона своего кандидата на пост губернатора может предложить «Яблоко». Дело в том, что на последних выборах в амурский облсовет в марте 2005 года победил прогубернаторский блок «Мы - за развитие Амурской области», созданный местными отделениями «Яблока» и Российской партии жизни (РПЖ). Представители «Яблока» полагают, что вправе самостоятельно выдвинуть кандидата, как «единственная существующая партия, входящая в состав блока» (РПЖ в октябре 2006 года преобразовалась в общественную организацию, а ее члены вошли в состав партии «Справедливая Россия»).

Близкие к партии источники говорят, что в АРО рассматривается семь потенциальных кандидатур, включая главу Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. Но все решится в пятницу, 18 мая, когда «Яблоко» проведет в Благовещенске конференцию, на которой и определятся с кандидатурой.

Как сообщили партийцы, после того как они сделают свой выбор, кандидатура должна будет пройти через облсовет. Чтобы документы потенциального губернатора попали к президенту, кандидата должно поддержать не менее половины парламентариев. Скорее всего, для этого потребуется внеочередное заседание облсовета.

Впрочем, есть мнение, что «Яблоко» (да и не только они) зря старается. Вряд ли президент, принимая решение об отстранении Короткова от должности, не знал, кто будет вместо него назначен.

Тем не менее, из предложенных в ходе консультаций фамилий полпред Камиль Исхаков отберет наиболее достойные, на его взгляд, и отправит президенту документы не менее двух кандидатов. Также господин Исхаков сможет дополнить список. Через две недели после отставки Короткова (24 мая) Владимир Путин представит облсовету претендента на губернаторское кресло.

Парламентарии могут обсуждать кандидатуру в течение двух недель, а затем она будет утверждаться на заседании облсовета. Если народные избранники трижды проголосуют против, Владимир Путин может распустить парламент. Правда, до этого дело вряд ли дойдет: в современной России не принято перечить президентскому мнению.

После назначения нового первого лица области более 40 сотрудников обладминистрации уйдут в отставку. По действующему законодательству, должны подать в отставку все заместители Леонида Короткова, советники, руководители департаментов и ряд других чиновников. По тому же закону в течение одного года они будут получать среднюю зарплату. Но лишь в том случае, если не найдут себе новое место работы.

Павел Кошеленко
Маргарита Илющенко

P.S. Из поздравления Владимира Путина губернатору Леониду Короткову в связи с 40-летием (19.01.2005):
«Компетентный и ответственный руководитель, Вы пользуетесь заслуженным авторитетом среди земляков. Уверен, профессионализм, опыт и энергия и впредь помогут Вам последовательно решать проблемы региона, создавать условия для эффективной реализации экономического и культурного потенциала области, повышения благосостояния ее жителей».

 

последнее слово

Уважаемые амурчане!

Сегодня Президентом Российской Федерации В.В.Путиным подписан Указ об отставке меня от должности губернатора Амурской области в связи с утратой доверия Президента.

Сегодня мне больно сознавать, что кампания по раздуванию в центральных средствах массовой информации фактов возбуждения уголовных дел против губернатора Амурской области, очевидно, принесла свои плоды. Печально, что Президент, занятый важными государственными делами, не нашел возможности лично встретиться со мной, выслушать мою точку зрения на происходящее.

Вместе с тем, покидая свой пост, считаю должным заявить, что вся моя деятельность за прошедшие годы была направлена на развитие нашей Амурской области, на повышение благосостояния амурчан, на благо области и России.

В отношении уголовных дел, возбужденных против меня в последнее время прокуратурой области, могу сказать только то, что считаю себя невиновным. Продолжая сотрудничество со следствием, буду свою невиновность доказывать следствию и суду.

Уважаемые земляки! Прощаясь с вами как губернатор области, желаю мира, процветания, любви и добра в каждом амурской доме, в каждой амурской семье.

Леонид Коротков

 

итоги

Леонид Коротков руководил Амурской областью с апреля 2001 года. За эти шесть лет доходы областного бюджета увеличились с 8,1 млрд руб. в 2001 году до 18,1 млрд руб. в 2007 году. Расходы за тот же период возросли с 8,4 млрд руб. до 19,7 млрд руб. Дотационность бюджета снизилась с 57,5% до 38,9%. Объем продукции промышленного производства увеличился с 11,7 млрд руб. в 2001 году до 34,5 млрд руб. в 2006 году, но с 2005 года наблюдается падение этого показателя в сопоставимых ценах.

Валовой региональный продукт в 2001 году составлял 38,6 млрд руб., а к 2006 году, увеличился до 92,7 млрд руб. Однако высокие темпы роста этого показателя отмечены только в 2001 году - 17,6%, в дальнейшем они были ниже общероссийских.

Безработица выросла более чем в два раза: в апреле 2001 года 10,3 тыс. жителей Амурской области имели статус безработных, в феврале 2007 года - 22,7 тыс. Средняя зарплата увеличилась в 3,6 раза - с 3147 руб. до 11433,6 руб. Денежные доходы на душу населения за тот же период выросли с 2313 руб. до 7042 руб. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 45,3% до 30,7%.

В 2001-2006 годах численность населения области сократилась с 917 тыс. до 878 тыс. человек. Выросла как рождаемость (с 9995 до 10659 новорожденных в год), так и смертность (с 13973 до 14959 умерших ежегодно).

Число зарегистрированных преступлений в Амурской области выросло в 2001-2006 годах с 21759 до 26563. (источник kommersant.ru)

 

Криминальная беспартийность

 

мнение

 

Доверия президента для того, чтобы занимать государственную должность, в номенклатурной России уже недостаточно.фото Елены Сафиной

Доверия президента для того, чтобы занимать государственную должность, в номенклатурной России уже недостаточно.

Ни для кого не новость, что в сегодняшней России заниматься политикой и участвовать в управлении страной могут только люди, играющие по правилам системы, а вовсе не следующие духу и букве закона. Малейшее отклонение от этих неписанных правил карается немедленным изгнанием из власти. Это, в частности, означает, что губернатор может выбирать только из «партий власти», иначе выданное ему доверие может быть так же легко отозвано. Механизм же создания необходимого мотивировочного фона давно и успешно отработан правоохранительными органами.

Губернатор Амурской области Леонид Коротков стал третьим главой региона, которого президент Владимир Путин отстранил от должности с формулировкой «в связи с утратой доверия». Но все-таки этот случай существенно отличается от первых двух. Губернатор Корякского автономного округа Владимир Логинов и ненецкий Алексей Баринов к моменту отстранения правили как всенародно избранные главы регионов и не просили у президента о доверии. Леонид Коротков в 2005 году президента о доверии попросил и получил положительный ответ.

Иными словами, г-н Коротков - первый отстраненный губернатор, которого поставил лично президент Путин. То есть, формально президент впервые ошибся в своем назначенце и публично признал свою ошибку, хотя, конечно, ни сам глава государства, ни иной официальный комментарий такой трактовки не допустит.

Довольно сложно поверить, что главной причиной утраты доверия к губернатору, правившему традиционно небогатой Амурской областью с 2001 года, стало уголовное дело по факту финансирования футбольной команды «Амур». Легче допустить, что само дело против Короткова возникло вследствие желания сместить ставшего неугодным главу региона.

Леонид Коротков действительно сделал «существенные ошибки». Сначала, испросив доверия президента, он победил находившегося в списке кандидатов на губернаторский пост родственника спикера Госдумы Бориса Грызлова. А весной 2005 года совершил еще более страшное «преступление»: вместо вступления в «Единую Россию» создал собственный блок «Мы за развитие Амурской области». И этот блок опередил «Единую Россию» на выборах регионального парламента. Такое в нынешней политической системе не прощается. Так что, те два года, которые прошли с момента победы Леонида Короткова над партией власти, были использованы как время для нахождения предлога, чтобы наказать «несистемного» политика.

Надо ли говорить, что при номенклатурной политике и практике назначения губернаторов вместо их всенародных выборов Кремль не слишком интересует, насколько эффективно тот или иной глава региона правит вверенной территорией. Гораздо важнее другие критерии: обеспечивает ли он бизнес-интересы прокремлевских госкомпаний, является ли членом «Единой России», дает ли партии власти нужный результат на выборах.

Несомненно, в таком формате Леонид Коротков утратил «лицензию» на право быть политиком и занимать государственную должность.

Казус Короткова показателен еще и тем, что сейчас мало быть лояльным лично президенту. Нужно, например, еще не нажить влиятельных врагов в «Единой России» («ТВС-анонс» писал о конфликте Леонида Короткова с Константином Шипуновым, - ред.). Если бы Коротков, остававшийся одним из немногих беспартийных губернаторов, успел бы подсуетиться и вступить в «Справедливую Россию» (читай - встроиться в систему), возможно, у него остались бы шансы сохранить должность.

Так что, просто доверия президента для того, чтобы занимать государственную должность, в номенклатурной России недостаточно. Надо учитывать сложную и быстро меняющуюся систему личных связей в теневой политической конфигурации, выстроенной в стране. Заниматься аппаратными интригами, лавировать между теневыми политическими кланами или присоединяться к одному из них. И уж, конечно, меньше всего заботиться непосредственно о деле.

Поэтому вопрос, хорошо или плохо работал губернатор Коротков, нарушал или не нарушал он законы, при решении его судьбы не стоял в принципе. Как не стоит он при оценке работы любого другого государственного деятеля России. Никому нет дела до дела, и это главный системный изъян политики, превращенной в сплошные теневые игры номенклатурных группировок.

«Газета.Ru»

Наверх / Назад