ТВС-анонс № 20 (16 мая) 2007 г


«Черный список» Екатеринославки

 

приговор

 

Дедовщина в российских Вооруженных Силах, пожалуй, неискоренимое явление. Только в прошлом году, по данным Генпрокуратуры России, в результате неуставных отношений и рукоприкладства пострадали около 6700 военнослужащих, более 30 из них погибли. В том числе рядовой Сергей Медведчиков, проходивший военную службу по призыву в одной из войсковых частей, дислоцирующихся в поселке Екатеринославка. 8 мая в уголовном деле по факту его гибели Белогорский гарнизонный военный суд под председательством судьи подполковника юстиции Вадима Бурдюжи поставил точку.фото Ольги Киргинцевой

Сергей Медведчиков призвался в ряды Вооруженных Сил в 2005 году. Из военкомата Верхошижемского района Кировской области его распределили в Екатеринославку, куда он прибыл 13 декабря. Спустя 7 месяцев он покончил жизнь самоубийством. Труп обнаружил боец, который в тот день нес дежурство.

- Из материалов уголовного дела следует, что труп военнослужащего нашли 17 июля в начале 6-го утра при очередном осмотре строящейся на территории части столовой, - рассказал помощник председателя Белогорского гарнизонного военного суда старший лейтенант юстиции Тимур Жидков. - Он висел на веревке, привязанной к проходящей под потолком трубе. Согласно заключению судебного медицинского эксперта, смерть Медведчикова наступила в результате сдавления органов шеи петлей. Какие-либо внутренние заболевания или механические повреждения органов, которые могли указать на иную причину наступления смертельного исхода, отсутствовали.

Не нашли в крови погибшего и следов от приема наркотических средств. Записи в медкнижке рядового свидетельствовали о его психическом здоровье. Поэтому никто не сомневался в том, что Сергей Медведчиков совершил самоубийство. Следствию предстояло выяснить причины этого поступка.

- Данное дело рассматривалось длительный промежуток времени, - рассказал Тимур Жидков. - Были проведены многочисленные экспертизы. В итоге выяснилось, что причин для самоубийства у Медведчикова было несколько.

Одна из главных - притеснение со стороны старших по званию военнослужащих. По словам Тимура Жидкова, погибшего рядового и его сослуживцев систематически «воспитывали» старший сержант Эльдар Есекенов 1984 года рождения и младший сержант Сергей Градович 1985 года рождения, которые призвались на военную службу в декабре 2004 года.

- Каждый из них, являясь начальником по своему воинскому званию, под различными предлогами неоднократно применял насилие к военнослужащим на территории войсковой части 26381, - рассказал Тимур Жидков. - За период с 15 марта по 16 июля 2006 года они совершили несколько противоправных действий. Следствие доказало причастность старшего сержанта Есекенова к 7 преступлениям, младшего сержанта Градовича - к 9.

Как установило следствие, сержанты за невыполнение их распоряжений физически расправлялись с непокорными рядовыми.

- Есекенов в один из дней с 15 марта по 31 марта утром в расположении казармы за то, что рядовой Штополь не подшил его подворотничок, нанес ему не менее двух ударов в голову, - зачитал материалы уголовного дела Тимур Жидков. - В один из дней с 20 марта по 15 апреля около 22 часов в расположении казармы за плохое выполнение строевых приемов на вечернем построении он нанес Штополю по одному удару в грудь и живот. В 20 числах июня около 13 часов в палатке подразделения за то, что Штополь не нашел его тапочки, нанес ему кулаком не менее 5 ударов в шею…

Такими же способами расправлялся с военнослужащими и младший сержант Градович.

- 13 июля около 15 часов в палатке подразделения Градович, возмущаясь тем, что рядовой Меликов ничем не занимается, нанес ему не менее двух ударов алюминиевой ложкой по голове, - следует из материалов дела.

Сергей Медведчиков тоже подвергался подобным притеснениям. Старший сержант Есекенов избивал его за плохое выполнение строевых приемов, за отказ подшить подворотничок и т.п. А младший сержант Градович однажды решил наказать Медведчикова за ненадлежащее состояние автомобиля и нанес ему не менее 10 ударов монтировкой по спине и ногам.

Возможно, что последней каплей, переполнившей чашу терпения погибшего рядового, стал случай, произошедший днем 16 июля. Младший сержант Градович потребовал от Медведчикова купить воду для приготовления лапши. Рядовой приказ выполнил, но сержанту показалось, что он делал это очень медленно. За это он в очередной раз избил солдата.

Не улучшало эмоционального состояния Медведчикова и подозрение правоохранительных органов в его причастности к пропаже дорогостоящих автомобильных запчастей. Они исчезли из части незадолго до самоубийства рядового. К тому же на него оказывалось давление со стороны командования. Ему предлагали позвонить домой, чтобы родители выслали деньги в счет пропавших деталей.

Еще одной возможной причиной самоубийства парня стало письмо, которое он получил от своей девушки. Она родила ему ребенка, но ждать его не собиралась. В то же время сослуживцы рассказали о планах Медведчикова после армии забрать ребенка и самостоятельно его воспитывать.

Рассмотрев материалы уголовного дела, суд пришел к выводу, что в смерти Медведчикова в большей степени виноваты Есекенов и Градович. Хотя сами обвиняемые отстаивали другую точку зрения. Есекенов признался в том, что действительно избивал военнослужащих, но в смерти Медведчикова виновным себя не считал. По его мнению, насилие, которое он применил к этому рядовому, не могло повлечь самоубийство. Обвиняемый Градович вовсе не признал себя виновным, заявив, что все инциденты с Медведчиковым заканчивались устным разбирательством без рукоприкладства. Однако свидетельские показания говорили о другом.

В итоге суд признал Есекенова и Градовича виновными. Оба получили наказание в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать на государственной службе должности, связанные с руководством людьми. Только сроки у них разные. Градович приговорен к 5 с половиной годам, Есекенов с учетом чистосердечного признания - к 3 с половиной. При этом осужденные ранее были несудимы и характеризовались исключительно с положительной стороны. Теперь они могут обжаловать решение Белогорского гарнизонного военного суда. Но это вряд ли изменит степень их вины.

Кстати, описанный случай не единственный инцидент в этой войсковой части. В прошлом году из 41 осужденного за нарушение уставных взаимоотношений военнослужащего, уголовные дела которых рассматривал Белогорский гарнизонный военный суд, 28 человек служили в Екатеринославке. Зачастую преступления совершали рядовые, сержанты и старшины, хотя офицеры тоже попали в «черный список».

Ольга Киргинцева

Наверх / Назад