ТВС-анонс № 21 (23 мая) 2007 г.


Против суда нашлись единомышленники

 

власть и люди

 

«Жителям Амурской области - достойную судебную власть». Под таким лозунгом 17 мая в Белогорске представители областного общественного движения «Единомышленники» провели пресс-конференцию. Корреспондент «ТВС-анонса» Ольга Киргинцева была среди тех, кому они рассказали о своем недовольстве амурским правосудием, а точнее, решениями, которые принимают районные, городские и областные судьи. На пресс-конференции стало известно и о планируемом 27 мая в Белогорске митинге против третьей ветви власти.

Амурские «Единомышленники» - новое общественное движение, организованное в феврале этого года. По словам самих единомышленников, в состав движения входят «измотанные, истерзанные судебными тяжбами» люди, которые решили провести акции протеста против судебной власти в трех городах Приамурья. Первый митинг уже состоялся в Благовещенске 22 апреля. Как рассказал один из представителей движения Юрий Дробышев, там их инициативу поддержали более 700 человек.

- Было бы больше, - с уверенностью говорил он. - Но в последний рабочий день недели место проведения нашего митинга перенесли с центра города на окраину. Тем не менее, митинг состоялся, а его резолюция была направлена в восемь адресов, начиная от президента и заканчивая организацией по правам человека.

Во второй по значимости город области - Белогорск - представители «Единомышленников» приехали специально для того, чтобы подать заявление на проведение подобной акции, а заодно созвали и пресс-конференцию. На ней собрались 15 человек. Шесть из них - белогорцы, чьи судебные тяжбы длятся не первый год.

- Да мы уже почти родные люди, - сказал директор маслозавода, пока еще депутат горсовета Николай Водолагин о белогорских «товарищах по несчастью». - Мы часто встречались в суде.

Главной целью своей деятельности единомышленники считают разрешение ситуации, которая назрела в судебной системе области.

- Мы считаем, что многие жители как Белогорска, так и Амурской области в целом незаконно пострадали от судебных решений, вынесенных районными, городскими судами и областным судом, поддерживающим эти решения, - рассказал Юрий Дробышев. - По закону судебные тяжбы должны проходить в течение двух месяцев, а они длятся годами. Не одним, а десятками!

По мнению еще одного единомышленника Владислава Никитенко, людей в судах «пускают по так называемому малому кругу».

- Когда вы идете из городского или районного суда в областной, а затем из областного опять возвращаетесь в районный, городской, - объяснил он. - Так люди доходят до Европейского суда.

Кроме этого, он отметил, что в России прессе доверяют больше, чем судьям.

- Согласно данным Фонда «Общественное мнение» из четырех ветвей власти, включая СМИ, доверие к прессе испытывают 37 процентов респондентов, а к судебному сообществу - всего лишь 16, - сказал он. - У нас Путину доверяют 54 процента.

Недовольны «Единомышленники» и тем, как судьи выполняют законодательство. По их словам, при принятии решений служители Фемиды ссылаются на недоработанность Гражданско-процессуального и Гражданского кодексов России. Хотя в движении считают, что эти законы «недоработаны для тех судей, которые не хотят исполнять их».

В целом, «Единомышленники» полагают, что ситуация, когда принявшая заведомо неправомерное решение судья не несет за это никакой ответственности, не допустима.

- Все мы платим налоги, и немаленькие, - отметил Владислав Никитенко. - Судья, только придя на работу, сразу получает 70-80 тысяч ежемесячного содержания. Полагаем, что за такие деньги, которые народ платит судье, мы имеем право защищать себя законным путем, а не брать рубль в руки.

 

Между тем, в Белогорском городском суде считают, что судьи никогда не пойдут против закона.

- Никто не будет принимать заведомо незаконного решения, - сказала судья Белогорского городского суда Нина Сараева. - Прежде всего, вопреки себе и своему профессионализму. Это подорвет авторитет судьи, и как человека, и как юриста.

Впрочем, по убеждению «Единомышленников», «назревшая в области ситуация связана с руководством Амурского областного суда, с тем «диссидентством», которое там происходит, прежде всего, в персоналиях». Как отметил Юрий Дробышев, ни одной жалобе на действия амурских судей, которые были поданы в высшую квалификационную коллегию, не была дана оценка. По его мнению, это связано с тем, что руководство прикрывает своих судей.

Но в Белогорском городском суде считают по-иному. Как рассказал и.о. председателя Белогорского городского суда Сергей Касьянов, любая жалоба, которая подается на действия судей, всегда рассматривается, а результаты проверок доводятся до тех, кто ее подал.

Давать какую-либо оценку решениям судей на конкретных примерах на пресс-конференции «Единомышленники» не стали.

- Мы никоим образом не намерены давать оценку каким-то судебным решениям, - заявил Владислав Никитенко. - Ни на митингах, ни на пресс-конференциях мы намеренно не говорим о своих личных делах. Мы говорим о том, что ситуация требует решения. А решение может быть только такое, чтобы из Москвы, из квалификационной коллегии Верховного Суда, приехала комиссия и разобралась с конкретными фактами и конкретными судьями.

В ходе беседы выяснилось, что список вызвавших «бурю» протеста судей уже определен. Правда, их фамилии остались «тайной за семью печатями».

- Таких судей много, - немного разоткровенничался Владислав Никитенко. - У меня в списке все судьи гражданской коллегии Благовещенского городского суда и 4-5 судей областного суда. Это те, чьи решения были отменены в кассационных инстанциях.

О том, что судебная система специально построена таким образом, «Единомышленники» не проронили ни слова. Ведь кассационные инстанции существуют именно для того, чтобы человек, который усомнился в правильности решения суда первой инстанции, мог доказать свое мнение. Как говорят в Белогорском городском суде, отмена решений есть фактически у всех судей.

- Не ошибается только тот, кто не работает, - поделилась своим мнением Нина Сараева.

В то же время по статистике этой судебной инстанции в прошлом году из 100 процентов решений по гражданским делам, на которые подавались кассационные жалобы, 95 процентов остались в силе.

Между тем, на пресс-конференции присутствующие «измотанные, истерзанные судебными тяжбами» белогорцы практически во всем соглашались с ее организаторами. Так, Николай Водолагин поддержал задумку «Единомышленников» провести в Белогорске митинг.

- Обязательно приму в нем участие, - поделился он своими планами. - А как вы думаете?! Судебные инстанции издеваются надо мной уже пятый год, и как здесь молчать! Неужели нельзя было такое простое дело рассмотреть в течение нескольких месяцев? Зачем такая затяжка?

Он отметил, что в его деле есть политическая подоплека. Того же мнения придерживается и владелица закусочной «Золушка» Зинаида Кириллова. Только свой гнев она адресовала Арбитражному суду Амурской области, в котором «права собственности на здания, сооружения не получишь, если сверху дано указание».

- Как член этого движения, добавлю, что те же самые процессуальные нарушения в суде общей юрисдикции наблюдаются и в Арбитражном суде Амурской области, - эмоционально затараторила она. - В течение нескольких лет там пропадают, исчезают из дела документы, прямо вырываются… Права собственности в нем невозможно зарегистрировать годами. Вот есть собственность, на которую никто не претендует, нет третьих лиц, претендентов, и то регистрацию права собственности не получишь. Вообще, беспредел полнейший.

Однако белогорские юристы, которым по роду своей деятельности приходится часто бывать в областном Арбитражном суде, считают, что там почти идеальный порядок.

- Да, в судах общей юрисдикции не только у нас, а по всей России дела действительно рассматриваются долго, - сказал один из них. - Но в нашем арбитраже четкая система. Дела рассматриваются точно в срок, без каких-либо проволочек.

Кстати, по мнению белогорских судей, недовольные решением суда люди будут всегда.

- По-другому и быть не может, - сказала Нина Сараева, - поскольку в гражданских делах участвуют две стороны: истец и ответчик. Понятно, что одновременно обе стороны не могут быть удовлетворены. Например, в прошлом году у нас было рассмотрено около 1300 гражданских дел. Из них как минимум 1300 человек остались недовольными. Хотя бывает и так, что исходом дела неудовлетворены и те, и другие.

Получается, что гипотетически в Белогорске на митинг против правосудия Приамурья могут выйти до 2600 человек. Но сколько в итоге окажется недовольных амурским правосудием единомышленников, станет понятно в воскресенье, 27 мая.

Ольга Киргинцева

Наверх / Назад