Самой романтичной военной драме советского кино – картине «А зори здесь тихие» - нынешним летом исполнилось 35 лет.
Фильмов
о войне сняли сотни. Зрители полюбили – десятки. А плачут - над
единицами. Фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» - из этой
славной когорты. И здесь дело не столько в режиссерском мастерстве и
актерском профессионализме, сколько в самих светлых образах героинь…
Елену Драпеко многие россияне до сих пор называют «Лизонькой», имея в
виду ту самую знаменитую Лизу Бричкину. Известный политик, депутат
Государственной думы и замечательная советская актриса откровенно
рассказала нашему корреспонденту о неизвестных моментах съемок
легендарного фильма.
- Как Вам удалось так ярко сыграть Бричкину, ведь Вы горожанка, и северного акцента у Вас нет? Смотришь фильм, и кажется, что он документальный, а Ваша героиня существовала в реальной жизни…
- У режиссеров тоже сомнения были. Эту роль у меня сначала отобрали, мол, я - не тот типаж. В сценарии Лиза румяная бойкая деваха: кровь с молоком, грудь… колесом! А я была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего. Кровь с молоком у меня была, а внутреннего задора и крестьянской хватки не хватало. Я занималась балетом, играла на скрипке. Наверное, поэтому отсмотрев первые кадры, меня отстранили от роли.
- Но как же Вы снова попали на экран?
- Спасла меня жена режиссера Ростоцкого. Увидев отснятый материал, она позвонила мужу в Петрозаводск, где снимался фильм, и заявила, что он не прав. Тот подумал и в итоге изменил свое решение. Потом мне поставили условие: освоить манеры деревенской девчонки. Серьезно изменили мою внешность, вытравив брови и нарисовав около 200 рыжих веснушек. Попросили выучить говор, но выбрали не вологодский, как в сценарии, а архангельский - он меньше режет ухо...
- Парадокс, но многим актерам свойственно ненавидеть свои самые знаменитые роли… К Вам это относится?
- Ни в коем случае! Я, можно сказать, живу ее жизнью! – смеется Елена. - Если б моя Лиза не утонула в болоте, она точно стала бы депутатом! Крестьянской сообразительности ей хватало. А патриотизма и совести у героинь «зорь» столько, что не измерить…
- Эта роль повлияла на Вашу личную судьбу?
- Конечно, и не только актерскую. Как и моя Лиза, я до сих пор сражаюсь за Родину, хоть и без винтовки. Как депутат стараюсь отстаивать всеми силами интересы простых людей…
- А как сложились судьбы Ваших подруг по «зорям»?
- По-разному. Но мы все нашли себя, и несчастливыми наши судьбы не назовешь. Екатерина Маркова (Галка Четвертак) – известная писательница. Ольга Остроумова (Женька Комелькова) и Ирина Долганова (Соня Гурвич) – замечательные актрисы театра и кино. Ирина Шевчук (Рита Осянина) – директор фестиваля «Киношок». Мы продолжаем общаться, тот фильм связал нас навеки…
- Почему именно эта картина стала классикой?
- Знаете, этот факт до сих пор потрясает – фильм не умер за 35 лет! Ведь сегодня снимают более технично, опасные трюки выполняют каскадеры, но техническая оснащенность не дает фильмам главного - души…
- В чем же душа картины, по-Вашему?
- В искреннем и чистом порыве, готовности к подвигу ради Родины. Понимаете, ведь девчонки могли бы затаиться, уйти в леса. Но не ушли! И для меня это вопрос сегодняшнего времени. Для кого-то любовь и жизнь могут быть ценнее, чем справедливость, Родина и честь. Но лично для меня выбора нет: нет ничего выше справедливости, Родины и чести.
- То есть своих убеждений Вы никогда не меняете?
- Я училась любви к Родине у фронтовиков. А мои левые убеждения так левыми и остаются. Независимо от того, была ли я в КПРФ, или в «Справедливой России», куда я перешла недавно. Ушла от коммунистов потому, что Зюганов отказался от создания мощного левого блока, решив идти на выборы в одиночку, без союза патриотических сил. Это привело к расколу партии! Действуя разрозненно, жизнь в стране к лучшему не изменишь. Чтобы добиться справедливости, наоборот, нужно объединиться. Как на войне – выступать единым фронтом.
Почему девчонки из фильма не усидели дома, не спрятались от войны? Потому что весь народ выступил, как единый кулак. И победил не Сталин, не военначальники, а советский народ. Вот взять мою нынешнюю партию. Сейчас это самый мощный левый фронт. Когда в 1991-м году все голосовали за Ельцина, народ верил, что это будет модернизация социализма и политической системы. Но не уничтожение! Поэтому народ оказался обманутым. Именно «Справедливая Россия» впервые после коммунистов открыто заявила о том, что отказывается от построения капитализма в России. И мне это по душе! Наверное, каждый из нас мечтает вот о таком настоящем социализме. О социализме с человеческим лицом…
- А сами в то время о чем мечтали?
- О том же, как и все девушки: любить, растить детей. Конечно, понимание того, за что воевали наши героини, за мир, за справедливость, за Родину, пришло позже, с жизненным опытом. Рита, Женька, Соня Гурвич, Галя, моя Лиза не мечтали о том, чтобы перебить как можно больше врагов. Они были рождены для другого - любить, детей рожать, землю пахать. И сейчас мы все должны сделать так, чтобы их жертва не была напрасной…
Зинаида Остапчук