ТВС-анонс № 26 (27 июня) 2007 г.


Легко ли быть приемной матерью

 

ситуация

 

Первые приемные семьи в Белогорске и Белогорском районе появились в 2000 году. Сегодня их десять. Главным требованием для приемных родителей остаются добропорядочность и желание взять на воспитание неродного ребенка. Однако это желание могут легко отбить чиновники, которые по долгу службы должны заботиться о детях. По словам одной из приемных матерей Веры Локтевой, зачастую забота со стороны специалистов отдела опеки и попечительства перерастает в унизительный контроль за расходованием средств, которые она получает на содержание каждого ребенка.

О Вере Локтевой «ТВС-анонс» уже писал в 2002 году. Женщина, вырастившая своих троих детей и воспитывающая сына, пять лет назад взяла на воспитание троих приемных детей.

- Свои дети выросли, а я привыкла, что в семье не один ребенок, и, посоветовавшись с мамой, решила взять на воспитание приемных, - говорит Вера Локтева. - Когда стали оформлять документы, выбрали двухлетнюю Верочку, но узнали, что у нее есть маленькие четырехлетний братик Валентин и шестилетняя сестра Тоня, которые проживали в разных социальных учреждениях. Я решила взять и их, чтобы дети были вместе.

Это Вере Федоровне удалось. Дело оставалось за «малым» - увеличить жилплощадь. Небольшой домик в Белогорске оказался маленьким для четверых. Тогда она на собственные средства купила 4-комнатную квартиру в районе, и семья переехала в Возжаевку.

Перед новым 2007-м годом Вера Локтева взяла на воспитание еще двоих детей: трехлетнего Максима и пятилетнюю Галю.

- Я хотела взять только дочку, но оказалось, что у нее еще есть брат, - говорит она. - Ну, как тут разлучишь! Тем более, что места у нас хватает всем.

По словам Веры Локтевой, все бы хорошо, но вот специалисты районного отдела опеки и попечительства «не дают жить спокойно». Противостояние между приемной матерью и работниками органов опеки началось год назад.

- Когда мы переехали в Возжаевку и стали обживаться, к нам постоянно приезжали, придирались, то у нас нет кроватей, то еще чего-нибудь, - рассказывает Вера Локтева. - Но ведь на все нужно время.

Сегодня в квартире у каждого ребенка есть свое рабочее место и место для сна. В четырех комнатах удалось разместиться так, чтобы не было тесно.

- У нас нашлось место и для маленького попугая Кеши, - радостно указывая рукой на клетку с попугаем, говорит шестилетняя Вера.

Дети с удовольствием показали компьютер, детскую мягкую мебель и беговую дорожку.

- Никак не могу научить беречь вещи, - обреченно машет рукой Вера Локтева. - Купила беговую дорожку за 12 тысяч, Максимка порезал ее ножом, порвал провода. Ну, ничего, научу.

Учить приходится многому. Ведь дети попадают в приют из неблагополучных семей. И если маленьких перевоспитать удалось, то старшая Тоня не всегда слушала приемную мать.

- Девочка оказалась уже со сформировавшимся характером, - говорит Вера Федоровна.- Могла уйти гулять и прийти ночью. Я в это время бегаю, ищу. Позже стала воровать. Из кармана деньги «выгребала» до копейки. Воровала в магазинах. Я ей и объясняла, и рассказывала об этом специалистам, они давали испытательный срок, но все оказалось напрасно.

В апреле этого года органы опеки забрали 12-летнюю Тоню в приют. По словам ведущего специалиста Ирины Бердниковой, проверки показали, что между Тоней и приемной матерью происходили постоянные конфликты. Еще специалисты районного отдела опеки отмечают, что дети плохо учатся. Но приемная мать этого не скрывает.

- Когда я брала приемных детей, мне не показали ни родовую карту матери, ничего,- говорит Вера Локтева. - Тем более, не сказали о здоровье детей. Но мы стараемся. Несмотря на все усилия, Ирина Бердникова неоднократно грозилась, что заберет приемных детей.

Между тем, специалисты районного отдела опеки больше склоняются к тому, что приемная мать взяла детей из-за денег.

- На содержание каждого ребенка Вера Локтева сегодня получает 4 тысячи 200 рублей и заработную плату приемной матери в размере 13 тысяч 745 рублей за воспитание четверых детей, - говорит Ирина Бердникова. Итого в месяц получается 30 тысяч 545 рублей, - скурпулезно подсчитывают в районном отделе опеки. - Это немаленькая сумма. Мы контролируем, куда идут средства, так как по закону обязаны это делать. Тем более, вся мебель у нее появилась недавно. Кроме того, когда мы беседовали с детьми выяснилось, что они мечтают об обычной еде. Ей что, денег не хватает?

Однако соседи Локтевых отзываются о семье с добротой.

- Попробуй на эти деньги обуй, одень и накорми. А у нее дети постоянно аккуратные. А дачу вы их видели? Она старается, работает, и дети ее очень любят, - с возмущением говорит жительница Возжаевки Ольга Губанова. - Вот если бы такое пристальное внимание специалисты органов опеки уделяли неблагополучным семьям, которых немерено. Вот у кого надо забирать детей! А то твердят: «Ребенку лучше с матерью. Да, лучше, но смотря какая мать. Если она от водки «не просыхает», так пусть неродная воспитывает, но достойная».

Если в семье конфликты, дети плохо учатся, их недокармливают, тогда почему специалисты районного отдела опеки, кроме троих приемных детей, разрешили Вере Локтевой взять еще двоих? Ирина Бердникова пояснила, что когда подписывались документы, она находилась в отпуске.

26 июня состоялась встреча Веры Локтевой с начальником районного отдела образования Александром Расновским и специалистами органов опеки.

- Мы решили, что теперь в отделе образования Белогорского района ежемесячно будем проводить планерное совещание с участием приемных родителей,- рассказала Ирина Бердникова. - На нем они будут отчитываться и говорить нам, какая помощь им необходима. А также показывать примерный план занятий с приемными детьми на месяц.

Вера Локтева это решение восприняла положительно.

- По крайней мере, меня не будет никто упрекать и унижать,- считает она. – А отчетов я не боюсь, потому что привыкла «собирать» и хранить товарные чеки, подтверждающие все покупки.

Нина Сапрыкина

Наверх / Назад